Автор: Елена Иванова, 28 Октября 2010 в 00:07, курсовая работа
Главной целью работы является рассмотрение инфляции и безработицы в России на данный период времени, используя теоретический материал первой и второй глав.
Введение
1.Инфляция. Безработица
2.Инфляция и безработица
3.Инфляция и безработица в России
Заключение
Библиографический список
1). Ожидаемая инфляция (прогнозируемая) – инфляция, которая предсказывается и прогнозируется заранее.
2).
Неожидаемая инфляция (непрогнозируемая)
– инфляция, которая не предвидится
и не прогнозируется заранее.
Причины возникновения инфляции.
Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы — спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами.
Причинами возникновения инфляции могут быть как причины внутренние, так и внешние. К внешним причинам относятся, в частности, сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового и платежного балансов. Инфляционный процесс у нас усиливало падение цен на мировом рынке на топливо и цветные металлы, составляющие важную статью нашего экспорта, а также неблагоприятная конъюнктура на зерновом рынке в условиях значительного импорта зерновых.
Внутренние причины. Инфляционный рост цен наряду с отмеченными факторами обусловливается более глубокими причинами, имеющими основополагающий характер. Рассмотрим их на примере России.
Во-первых, как правило, одним из истоков инфляционных процессов служит деформация народнохозяйственной структуры, выражающаяся в существенном отставании отраслей потребительского сектора при явно гипертрофированном развитии отраслей тяжелой индустрии, и особенно военного машиностроения.
Во-вторых, неспособность преодолеть инфляцию порождается недостатками хозяйственного механизма. В условиях централизованной экономики практически отсутствовала обратная связь, не было эффективных экономических рычагов, которые были способны регулировать соотношение между денежной и товарной массой; что касается административных ограничителей, то они «работали» недостаточно эффективно. В системе финансового планирования определяющую роль играл Госплан, а не Минфин и не Госбанк, которые «работали» под него, подкрепляя плановые задания финансовыми и денежными ресурсами без каких-либо ограничений.
Ставшая традиционной политика высоких темпов экономического развития игнорировала реальные ресурсные возможности. Чтобы поддержать темпы, постоянно наращивались капиталовложения. В результате сдерживался рост потребления; эффективность капиталовложений падала, что отрицательно сказывалось на экономическом росте и текущем производстве. Средств на новую технологию не хватало, а непрерывные приросты фонда накопления не давали желаемого результата. Проблема упиралась уже не в количество капитальных вложений, а в их эффективность, структуру, перестроить которую мешал сам хозяйственный механизм.
Противоречия и дефициты пожирали все больше средств, а финансовые и бюджетные ограничители были очень слабы или практически отсутствовали. Несбалансированность имела место не только на потребительском рынке. Ее основа — нарастающие диспропорции в самом производстве, углубление материально – финансового неравновесия, недочеты в системе планирования, в механизме денежного обращения, в отсутствии антиинфляционного регулирования.
Известный
экономист В. Новожилов отмечал, что сложность
проблемы инфляции и вместе с тем ее ахиллесова
пята — в том, что приспособить количество
денег к количеству товаров необычайно
трудно, а произвести бумажные деньги
в желаемом размере не столь сложно и
- главное - практически ничего не стоит.
Это является огромным искушением для
тех, кто обладает правом создавать деньги.
Личный интерес каждого, кто создает «нематериальные»
деньги, создавать их все больше и больше:
для денег нет предела насыщения, для них
нет перепроизводства. Правда, продолжал
В. Новожилов, при избытке деньги обесцениваются,
но зато они и ничего не стоят. И если все
народное хозяйство в целом от избытка
денег не выигрывает, то эмитент получает
вполне реальное приращение богатства,
источником которого является ущерб тех,
кто находится далеко от эмиссии.8
Последствия инфляции.
Почему в США период с 1967 по 1982 г. называли Великой инфляцией, придавая ей тем самым почти такое же значение, как Великой депрессии 1929-1933 гг., которая была подлинной трагедией Америки? Дело в том, что инфляция создает ряд настолько отрицательных последствий, что борьба с ней становится наиболее приоритетной задачей в странах, где существует инфляция.
Прежде всего, люди боятся инфляции из-за того, что она обесценивает доходы и снижает жизненный уровень. В 90-е годы Россия в полной мере узнала горький смысл этой проблемы. Даже после ценового удара в январе 1992 г. цены начали ежемесячно расти с темпом, выражавшимся двузначными цифрами, т. е. цены росли постоянно, а заработная плата - лишь время от времени. Хотя очередной подъем зарплаты или пособий (пенсий, стипендий и др.) как-то компенсировал новый уровень цен, но в промежутках между такими подъемами происходило очередное резкое снижение уровня жизни. В особой мере инфляция бьет по так называемым бюджетным отраслям, т. е. по отраслям, финансируемым из госбюджета (образование, здравоохранение, наука, оборонная промышленность).
При инфляции происходит снижение покупательной способности денег. Следовательно, происходит снижение ценности всех видов богатства, имеющих денежную форму. В 1991-1992 гг. в России в десятки раз были обесценены личные сбережения граждан. По существу, все были лишены облигаций государственных займов СССР, страховых полисов и т. д.
Конечно, инфляция, обесценивая доходы, ведет к перераспределению доходов и богатства вообще. Если темпы инфляции становятся выше 10% в месяц, то развивается бешеная спекуляция, особенно усиливаемая наличием государственных монополистических объединений. В этих условиях российская государственная торговля, например, становится вообще «золотым дном» (многие ее работники занимались исключительно перепродажей мелкими партиями спекулянтам поступающих в магазины товаров). В условиях уникального экономического невежества населения российские коммерческие банки наживали огромные состояния, аккумулируя доходы населения сначала под 7-10%, а потом «даже» под 50% (в 1992 г.). В действительности цена получаемых банками сбережений населения должна была составляться по формуле: X доходов + % премия за риск + инфляционная премия.9 Поскольку в 1992 г. темп инфляции составил четырехзначную цифру, постольку 50% и 70% годовых были чистым жульничеством, которое, тем не менее, кому-то казалось благодеянием, поскольку в государственных сбербанках не давали и этого.
Перераспределение накопленного в денежной форме богатства идет особенно несправедливыми путями. Люди, которым старше 50 лет и которые имеют какие-то сбережения, облигации, получают пенсии, теряют в пользу молодых. Это происходит потому, что при неожиданной инфляции проигрывают те, кто дает взаймы (а вклад в сбербанке — тот же заем), а выигрывают те, кто получают кредиты. Среди получающих кредиты — абсолютное большинство те, кому меньше 45 лет. Но самый большой выигрыш получает правительство, особенно при наличии большого дефицита госбюджета. Правительство, будучи самым крупным в стране должником, и выигрывает больше других должников.
Наконец, инфляция прямо воздействует на общую экономическую эффективность. Если предсказуемость инфляции низка, то платой за это является взрыв спекулятивной деятельности, особенно в таких сферах, как недвижимость, торговля ценными и цветными металлами, предметами искусства, антиквариатом, иностранной валютой, экспортной продукцией (в России — нефть, газ, металл). Некоторые экономисты справедливо называют эту деятельность «экономически стерильными (т. е. бесплодными, неспособными к оплодотворению) инвестициями», поскольку они ничего не дадут для производства нужных людям товаров. Эти «инвестиции» начинают быстро вытеснять инвестиции в новые машины и оборудование, фабрики и заводы, здания и сооружения, научные исследования и опытно - конструкторские разработки. Все это в широких масштабах мы наблюдаем в России с 1991 г., когда началась ускоренная галопирующая инфляция.
Последствия инфляции во многом зависят от того, является ли она неожиданной или ее можно предвидеть и относительно точно определять. Неожидаемая инфляция драматически сказывается на совокупном производстве и ценах. На рисунке10 показано как неожиданная инфляция сдвинула кривую совокупного спроса вправо с АD на АD в то время как кривая SRAS (совокупное предложение) не меняется. Но цены растут, совокупное производство увеличивается до Y , вследствие чего возникает инфляционный разрыв. За ним, как мы уже знаем, последует рост цен на факторы производства, увеличение издержек и сдвиг SRAS на SRAS . Цены вырастут еще больше, а реальный ВНП упадет до уровня ПНД. Однако вдобавок ко всему этому возникнет неэффективное распределение ограниченных ресурсов.
Ведь большинство контрактов (договоров) на факторных и товарных рынках заключаются в форме денежных обязательств. И вдруг деньги неожиданно обесцениваются, особенно больно ударяя по долгосрочным контрактам (кредит на жилищное строительство, договоры по соцстраху, облигации государственных займов и другие контракты, в которых есть отношения типа «кредитор — должник»). В особом проигрыше оказываются те, кто дает деньги взаймы. Теперь к каждому новому контракту начинают относиться с чрезмерной подозрительностью, потому что риск усилился. Естественно, многие участники экономической деятельности начинают отказываться от операций, требующих заключения долгосрочных контрактов. Вследствие этого происходит массовое сокращение взаимовыгодных контрактов, и общая эффективность рыночных операций снижается. Зато, как уже указывалось, происходит резкое увеличение «экономически стерильных инвестиций».
Весьма печальным в 1992-1993 гг. был выпуск правительством кредитов для фактически обанкротившихся предприятий. Хотя их банкротство в большинстве случаев стало следствием того, что они монопольно вздули цены на свои товары в 100 и более раз и покупатель перестал покупать эти товары. В отсутствие выручки от продажи товаров этим предприятиям нечем было покрыть издержки, и они стали должниками с огромными суммами долгов. Правительство под давлением групп особых интересов выдало им необоснованные кредиты. Тем самым в период резкой инфляции правительство заведомо проигрывало, а эти предприятия выигрывали. Но выигрывали они в конечном итоге не за счет правительства, а за счет народа, который получил второй удар повышения цен из-за этих кредитов начиная с сентября 1992г.
Однако
в западных странах хорошо известно
понятие ожидаемой или предсказуемой
инфляции. Когда прогноз темпов инфляции
делается верно, то во всех вновь заключаемых
контрактах на приобретение факторов
производства и на закупку оптовых партий
товаров вносится один и тот же поправочный
коэффициент. В результате макроэкономическое
равновесие сохраняется, на рынке господствует
атмосфера взаимного доверия.
Антиинфляционная политика государства.
В
современной экономике
Стало быть, более реально вести борьбу не столько с причинами обесценения денег, сколько с их последствиями.
Решая проблему борьбы с инфляцией, следует уяснить два момента:
а) рыночная экономика, в которой обращаются бумажные деньги, инфляционна по своему устройству. Требовать же от государства раз и навсегда покончить с инфляцией – значит ставить перед ним заведомо невыполнимую задачу. Поэтому цель антиинфляционной политики заключается не в искоренении инфляции, а в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – достаточно умеренным;
б) борьбу с инфляцией нельзя сводить к выполнению некой программы, после окончания которой можно отчитаться об успешно проделанной работе. Нужна не программа, а реализуемая государством политика, не уступающая по своему значению социальной или научно – технической.
Антиинфляционную политику государства можно условно подразделить на две части: на стратегию и практику. Стратегическая цель антиинфляционной политики – привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане.
В стратегическом плане первая и важнейшая задача антиинфляционной политики государства состоит в погашении инфляционных ожиданий, то есть необходимо преломить психологию субъектов экономической системы, избавив их от страха перед обесценением сбережений, предотвратить нагнетание ажиотажного спроса, обусловленного неуклонным подорожанием товаров и услуг. Опыт показывает, что инфляционные ожидания, скорее всего, преодолевались там, где выполнялись, по крайней мере, два условия. Первое – всемерно укреплялись механизмы рыночной системы, ослаблялись таможенные ограничения на ввоз и вывоз продукции, поощрялся малый бизнес; проводилась либерализация цен, осуществлялся контроль за состоянием рынков и своевременно пресекались факты монополистического поведения субъектов хозяйствования и др. Второе – существовало правительство, непоколебимо придерживающееся курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и пользовавшееся доверием большинства населения. Заслужить такое доверие можно лишь в том случае, если правительство ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые антиинфляционные задачи, заблаговременно информирует об этом граждан и неуклонно добивается их решения.