Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:25, курсовая работа
Что же касается инфляции, которую многие считают «врагом общества № 1», её сфера деятельности - рост цен. Для многих стран с развивающейся экономикой подобное явление носит характер стихийного бедствия. Даже если рассматривать данную проблему на примере населения, скажем, региона, не говоря о государстве в целом, можно убедиться, насколько страшны последствия инфляции: возрастает дефицит, в производствах происходит полная дезорганизация, сгорают вклады населения - люди нищают буквально в считанные часы, теряя норой то немногое, что копили долгие годы.
I. ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА
I. ИНФЛЯЦИЯ
1.ПОНЯТИЕ ИНФЛЯЦИИ
2.СУЩНОСТЬ И ПРИЧИНЫ ИНФЛЯЦИИ 4 3. ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ
\ 2. БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ, ВИДЫ
1.ПОНЯТИЕ БЕЗРАБОТИЦА
2.ВИДЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
3.ПРИЧИНЫ БЕЗРАБОТИЦЫ
|#3. ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИ1ГЫ И ИНФЛЯЦИИ
1.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ
2.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ
II. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНФЛЯЦИИ И БЕЗРАБОТИЦЫ
J} 1. КРИВАЯ ФИЛЛИПСА И ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ИНФЛЯЦИИ И
БЕЗРАБОТИЦЫ. : 2.ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КЕИНСИАНЦЕВ, НЕОКЛАССИКОВ И СГОРОННИКОВ
ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ;■■ 3. БЕЗРАБОТИЦА И ИНФЛЯЦИЯ- МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕСТАБИЛЬНОСТЬ
III. ИНФЛЯЦИЯ И БЕЗРАБОТИЦА В РАМКАХ РОССИЙСКОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
* 1. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ БЕЗРАБОТИЦЫ И ИНФЛЯЦИИ ПО
РОССИИ N
1.СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ В РОССИИ
2.ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ. ЗАНЯТОСТЬ
3.СТАТИСТИЧЕСКИЕ .ДАННЫЕ ПО ИНФЛЯЦИИ В РОССИИ
4. Основные фонды | 94,4/ 121,8 | 69,9 / 98,6 | 89,2/ 110,7 | 58,5/ 132,9 |
5. Фондоотдача ( п. 1 /п. 4) | 93,1 /80,7 | 96,1 /59,2 | 166,0/164,4 | 149,4/78,6 |
6. Фондовооружённость .(п. 4 / п. 2) | 95,8/ 123,6 | 88,4/ 124,6 | 56,4 / 83,9 | 47,2/ 129,3 |
7. Стоимость основных фондов | 9,08 / 1,92 | 59,6/ 14,4 | 190,0/42,4 | -- |
Агрегированные статистические данные по безработице за I квартал 2008 г. также отражают продолжение положительного тренда, начавшегося в предыдущие годы, и увеличивающуюся напряженность на рынке труда. Б апреле 2008 г. средний уровень безработицы (по определению МОТ) оценивался в пределах 6,6% по сравнению с 7% за соответствующий период 2007 г. (таблица 10). Однако уровень безработицы существенно различается по регионам Российской Федерации. Например, в 2006 г. самая низкая безработица была зарегистрирована в Центральном федеральном округе (4,1%), а в Южном федеральном округе - самая высокая (13,7%).
Россия:
доходы и безработица
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 4 мес. 2007 | 4 мес. 2008 | |
Рост реальных располагаемых доходов,% | 14,9 | 9,9 | 8,8 | 10,2 | 10,7 | 10,0 | 11,8 |
Рост
реальной заработной платы,
% |
10,9 | 10,6 | К) | 13,4 | 16,2 | 18,4 | 13,1 |
Среднемесячная заработная плата, в долл. США | 179,4 | 237,2 | 301,6 | 394,7 | 529,0 | 459,6 | 649,4 |
Безработица (в % по определению МОТ) | 8,6 | 8,2 | 7,6 | 7,1 | 6,1 | 7,0 | 6,6 |
Для того чтобы наглядно проследить поведение инфляции, скажем, на примере нашего государства, нелишне привести некоторые статистические данные.
■■■'
Для начала просмотрим таблицу динамики цен в отдельных секторах
экономики
Российской Федерации в периоде с 1992 по
2000 годы:
1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Сектора экономики | декабрь к декабрю предыдущего года, раз | декабрь к декабрю предыдущего года, % | |||||||
Индекс
потребительских цен |
26,1 | 9,4 | 3,2 | 2,3 | 121,8 | 111,0 | 184,4 | 136,5 | 120,2 |
Индекс цен производителей промышленной продукции | 33,8 | 10,0 | 3,3 | 2,7 | 125,6 | 107,5 | 123,2 | 167,3 | 131,6 |
Индекс
цен реализации
сельхоз. продукции |
9,4 | 8,1 | 3,0 | 3,3 | 143,5 | 109,1 | 141,9 | 191,4 | 122,2 |
Индекс
цен в
капитальном строительстве |
16,1 | 11,6 | 3,2 | 2,5 | 137,2 | 105,0 | 112,1 | 146,0 | 135,9 |
Индекс цен тарифов на грузовые перевозки | 35,6 | 18,5 | 3,5 | 2,7 | 122,1 | 100,9 | 116,7 | 118,2 | 151,5 |
\
По всем показателям за период с 1992 по 2000 год инфляция возросла во всех отдельно взятых секторах экономики.
После 8 лет снижения темпов инфляции, в конце 2007 г. произошло повышение потребительских пен. Инфляция потребительских цеп ускорилась до 11,9% к концу 2007 г., значительно превысив изначальный целевой показатель правительства - менее 8%.
Рост инфляции вызван высоким уровнем ликвидности, ослаблением бюджетной политики и повышением цен на продовольственные товары на фоне перегрева экономики. Сочетание масштабного нестерилизованного притока капитала, частично нестерилизованных доходов от экспорта нефти, отрицательных реальных процентных ставок и жестко управляемого обменного курса привело к возникновению таких условий высокой ликвидности, которые породили бум кредитования и внутреннего спроса. Частично инфляция в 2007 г. объясняется повышением цен па импортные продовольственные товары, однако структура инфляции потребительской корзины свидетельствует о более важной роли типичных факторов инфляции, связанных с высоким уровнем ликвидности, определяемым состоянием денежно-кредитной и бюджетной политики. Более того, факторы, связанные с проводимой политикой, по-видимому, способствовали повышению инфляционных ожиданий, которые остаются и в 2008 г., отражаясь в новых требованиях по повышению заработной платы и других номинальных доходов (см. раздел об инфляционном давлении ниже).
Инфляционное давление и цены на продовольственные товары В течение первых четырех месяцев 2008 г. инфляция набирала темп, отражая быстрый рост денежной массы и цен на продовольственные товары (таблица 8). Хотя рост денежной массы (М2) в последние месяцы ощутимо замедлился, избыточная ликвидность, образовавшаяся в результате притока капитала в предыдущие периоды, и увеличение бюджетных расходов в конце 2007 г. продолжают оказывать давление на цены вне зависимости от повышения цен на продовольственные товары. В результате в апреле показатель годовой инфляции достиг 14,3%, в то время как в апреле прошлого года годовая инфляция составляла 7,4%). Базовая инфляция (БИПЦ) также быстро росла, отражая повышенное давление, связанное с ростом ликвидности вне зависимости от роста цен на продовольствие. Административные меры, направленные на сдерживание роста цен на продукты питания (введены в действие в октябре 2007 г. и отменены в конце апреля 2008 г.), оказались
неэффективными. Более того, в начале 2008 г. рост цен на продукты питания (включая 6 социально значимых продуктов) даже ускорился. В марте рост цен на продовольственные товары за последние 12 месяцев достиг 21% против 4% за соответствующий период предыдущего года.
Показатели
инфляции и денежной массы
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 4
мес.
07 |
4 мес. 08 | |
Инфляция (ИПЦ), % Базовая инфляция (БИПЦ), % Инфляция по ИЦП, % | 12,0
И,2
12.5 |
11,7 10,5 28,8 | 10,9 8,3 13,4 | 9,0 7,8 10,4 | 11,9
11.0 25,1 |
4,0 2,2 6,1 | 6,3
4.5 7.7 |
Прирост М2, % | 50,5 | 35,8 | 38,5 | 48.8 | 47,5 | 4,6* | 0,8* |
Источник: ЦБ РФ.
* данные за первый квартал.
Центральный банк Российской Федерации (ЦБ РФ), обеспокоенный быстрым укреплением национальной валюты, поддерживал номинальный обменный курс на стабильном уровне, что привело к существенному увеличению ликвидности в системе. Однако 'такая валютная политика стимулировала приток капитала, увеличение внешних заимствований и рост инфляции, что в свою очередь привело к реальному укреплению рубля и инфляционному давлению на неторгуемые товары и услуги. Крупнейшим источником роста денежной массы остаются изменения в чистых иностранных активах. В совокупности с ослаблением бюджетной политики (см. ниже), это привело к чрезмерному ослаблению макроэкономической политики в условиях перегрева экономики.
Такая макроэкономическая политика создает риски дальнейшего ускорения инфляции и укрепления рубля, что в конечном итоге отрицательно скажется на темпах экономического роста. В связи с этим, существует необходимость скорректировать макроэкономическую политику таким образом, чтобы начать снижение инфляции при помощи увеличения процентных ставок и резервных требований, а 'также проведение более гибкой политики обменного курса и более жесткой бюджетной политики. Такая корректировка в денежно-кредитной и бюджетной политике позволит охладить экономику и придать ей больше устойчивости.
3.2. Методы регулирования инфляционных процессов правительства России
Для эффективного регулирования инфляции необходимы формирование цивилизованных рыночных отношений и реализация стратегии устойчивого социально-экономического развития России. Первоочередной мерой в этом направлении является активизация инвестиций в основной капитал. Ключевое место в регулировании инфляции занимает укрепление бюджетов всех уровней и эффективный контроль за их исполнением. Налоги, составляющие основную часть бюджетных расходов, также должны активнее использоваться как инструмент регулирования инфляции. В этом направлении налоговая политика эффективна, если она ориентируется не только на фискальные цели, но и на развитие экономики путем уменьшения налогового бремени до приемлемого бюджетом уровня, на пресечение уклонения от уплаты налогов и па повышение их собираемости. Важным аспектом управления инфляцией является регулирование государственного внутреннего и внешнего долга, который представляет угрозу стабильности цеп, создавая бюджетную нагрузку в связи с его обслуживанием и поглощая значительную часть расходов федерального бюджета (23,1% в 2000 г.; 21,8% в 2001 г.; 16,1% в 2002 г.). Специфическое для России направление регулирования инфляции - преодоление неплатежей. Хотя их общая сумма снизилась, но задолженность по заработной плате сохраняется (35,9 млрд. руб. на 1 августа 2002 г.). Регулирование денежных факторов инфляции - эмиссии денег и скорости их обращения - непосредственно влияет на темп роста цен, если не противодействуют иные факторы. Однако ограничение денежной эмиссии по рецептам монетаристов привело к снижению коэффициента монетизации в России (12% в середине 1990 - х годов), выпуску денежных суррогатов, увеличению бартерных сделок.
Лишь после кризиса -4-99&-F. денежная масса М2 стала увеличиваться (с 365Д. мдрд, .руб. в марте 1998 г. до 1751,1 млрд. в июне 2002 г.). Однако регулирование эмиссии ограничивается в основном "центральными" деньгами, выпускаемыми Банком России с учетом ежегодных целевых ориентиров, и не распространяется на "частные" деньги, эмитируемые коммерческими банками, и денежные суррогаты. Одним из направлений регулирования инфляции является реструктуризация и модернизация банковской системы, ее реальная рекапитализация, увеличение кредитования производственного сектора экономики. Регулирование цен - самое трудное направление сдерживания темпа инфляции.
С 2000 г. рост цен и тарифов в отраслях естественных монополий стал ведущим фактором обесценения денег. Л\
Информация о работе Инфляция и безработица в рамках Российского законодательства