Инфляция и антиинфляционная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Задачи: для достижения целей курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1)Изучить теорию инфляции, ее сущность, причины и виды,
2)Проанализировать последствия инфляции
3)Ответить на вопрос, что же вызывает инфляцию, каковы ее причины и можно ли ее устранить?
4)Изучить социально-экономические последствия инфляции и пути преодоления в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОНЯТИЯ ИНФЛЯЦИЯ 6 1.1 Понятие инфляции, её виды и типы 6
1.2 Причины возникновения инфляции 12
2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ
КАЗАХСТАН 14
2.1 Анализ инфляционных процессов в Республики Казахстан
за 2007 – 2009 годы 14
2.2 Анализ динамики цен в реальном секторе экономики Республики
Казахстан 16
2.3 Анализ антиинфляционной политики проводимой в Республике
Казахстан 18
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНИЮ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 21
3.1 Государственное регулирование инфляционных процессов 21
3.2 Механизмы Национального Банка государства по регулированию инфляционных процессов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

полная МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.doc

— 593.50 Кб (Скачать)

    3   АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА 

       3.1 Государственное регулирование инфляционных процессов 

       Бесспорно, инфляция являет собой значительную проблему для экономики страны; ее масштабы охватывают широкий диапазон всех секторов хозяйства - где в прямом, а где в косвенном виде. Ведь инфляция, охватывая практически  все отрасли национальной экономики, по сути является макроэкономической проблемой. Государство, имея в руках главные инструменты денежно - кредитную и бюджетно – налоговую политику - обязано управлять инфляцией, регулируя ее.

       Сторонниками  денежно-кредитного регулирования  инфляции выступали лауреат Нобелевской премии (1976 г.) по экономике М. Фридман и А. Шварц. Согласно их утверждения, важной причиной инфляции становится денежная среда, выраженная в росте ее предложения.

       При высоком темпе прироста денежной массы, инфляция представлена на высоком уровне; если темп роста денежной массы низкий, то инфляция находится на невысоком уровне. Поэтому задача государства -регулирования потока денежной массы, осуществление особенно жесткого ее контроля в периоды инфляции.

       Другим  способом снижения инфляции является сокращение бюджетного дефицита, ведущее к снижению расходов статей государственного бюджета в области социальной сферы, свертыванию инвестиций и доходов.

       Важны влияющие на дефицит бюджета превентивные меры:

  • совершенствование системы налогообложения;
  • свобода предпринимательской деятельности;
  • наличие конкуренции;
  • субсидирование приоритетных отраслей хозяйства;
  • финансирование импорта заменяющих производств и т.д.

       Конечно, каждой стране присущи свои специфические  особенности, поэтому ограничивающие меры должны быть разумными.

       Одной из эффективных мер борьбы с инфляцией  служит система индексации. Она предполагает корректирование выплат, соответствующих  уровню инфляции. То есть при индексации доходов растет их номинальная величина, согласно темпу инфляции. Например, если механизмы индексации заранее учитываются при имеющихся сберегательных вкладах населения. При таком раскладе цен, процентная ставка растет вместе с уровнем цен и, следовательно, защищает вклады от различных колебаний в экономке. Аналогичная картина складывается при индексации доходов - зарплаты, стипендии, пенсии и др.

       Другим  методом, ограничивающим инфляцию, является политика налогового регулирования  доходов, предполагающая поощрение  или наказание через налоговые  структуры фирм или компаний, злоупотребляющих повышением цен или уровнем зарплаты. Так, если фирмы поднимают цены до 5%, то это повлечет карательные меры. Но в случае роста цен свыше 5%, одновременно должна увеличиваться налоговая ставка за соответствующий процент прироста цен на товары или услуги.

       Для преодоление инфляции, связанной  с издержками производства, требуется  преодоление спада производства. Это требует усиления мотивационных  стимулов производительного труда, заинтересованности в его эффективных  результатах, восстановление производственной трудовой деятельности в качестве приоритетной. Это достигается на основе развития частного производственного сектора, где связь между трудовыми усилиями и результатом непосредственная. Государство поощряет этот сектор путем обеспечения благоприятного правового и экономического режима его функционирования. В государственном же секторе стимулирование эффективности труда обеспечивается на основе совершенствования тарифной системы оплаты труда и разнообразных систем поощрения за достижение необходимых показателей и критериев эффективности производства.

       Необходимый элемент в системе мер по преодолению  инфляции - создание механизма рыночной конкуренции и механизма экономической  ответственности предприятий, организаций  всех форм собственности и всех организационно-правовых видов. Антиинфляционное действие названных механизмов сводится к схеме: «снижение издержек – снижение цен - сохранение массы прибыли за счет роста производства - увеличение предложения – удовлетворение спроса».

       Создание  механизма конкуренции связано с проведением антимонопольных мероприятий, развития разных форм собственности, законодательным обеспечением их равенства в хозяйственно-финансовой деятельности.

       Механизм  банкротства требует последовательных организационных, экономических и финансовых мер по преобразованию убыточных производств, включающих в себя восполнение объема и номенклатуры выпускаемой продукции, трудоустройство или переобучение работников, реконструкцию предприятий, финансирование мероприятий.

       Наиболее  радикальным средством воздействия на инфляцию является установление контроля цен и заработной платы в рамках государственного регулирования экономики.

       Выбор масштабов регулирования цен  и заработной платы определяется в программах краткосрочной политики и варьируется в широких пределах в зависимости от уровня инфляции, темпов производства, потребностей социальной защиты населения.

       Регулирование только цен при снятии ограничений  на оплату труда, равно как и отставание в темпах роста, приводит к появлению  разнообразных дефицитов и, как показывает опыт, к подавленной инфляции.

       Регулирование (или преимущественное регулирование) только заработной платы с целью  сокращения спроса, а также влияния  на уменьшение инфляции производителей (продавцов) не может радикально улучшить ситуацию.

       Во-первых, предполагаемое накопление средств  предприятий, организаций за счет ценового фактора не может быть реализовано  в воспроизводственном процессе при подавлении основного его  фактора - трудового, при капитализации  упомянутых средств из-за ослабления (даже отсутствия) стимулирующих мотивов трудовой активности участников процесса.

       Во-вторых, получают развитие нелегальные способы  получения доходов, в обиход официально регистрируемых для возможной реализации номинального ценового объема появившегося на рынке продукта; при попытках проведения ограничений в национальной денежной наличности для обмена начнет привлекаться иностранная валюта, усилятся бартерные операции; ужесточение контроля источников незаконных доходов приведет к дополнительным затратам государства на содержание соответствующих органов.

       В-третьих, затруднения с реализацией произведенного продукта в назначенных рыночных ценах внутри страны повлекут за собой  дополнительный вывоз его за пределы  республики, что в условиях внутреннего  недопотребления нежелательно; ввиду посредственного качества отечественных товаров и насыщенности внешних рынков реализация этих товаров возможна по ценам ниже мировых, что приведет к потерям для национальной экономики.

       Перечисленные сценарии развития событий в том или ином сочетании способны усугубить ситуацию с кризисом, привести экономику республики к дальнейшей дестабилизации.

       Представляется  более целесообразным совместное последовательное регулирование цен и заработной платы. При этом ценовое регулирование может осуществляться в виде ограничения рентабельности. В первую очередь это относится к базовым, исходным видам продукции: нефть, уголь, газ, электро - и теплоэнергия, зерно, хлопок, другая первичная сельхозпродукция. Именно их стоимость закладывается в основание всей пирамиды цен продукции последующих технологических переделов.

       Продукция предприятий-монополистов должна жестко ограничиваться по уровню цен, и любое  их повышение является предметом  тщательного анализа со стороны  государственных органов ценообразования.

       Регулирование заработной платы осуществляется от исходного (достигнутого) уровня в жесткой  зависимости от реального увеличения производительности труда, поскольку  приросты ставок номинальной заработной платы, равные темпам роста производительности труда, являются по своему характеру не инфляционными.

       В целом процесс регулирования  цен и заработной платы должен осуществляться путем тщательного  обоснования и согласования шагов  по изменениям в уровнях ставок заработной платы и цен на совместных обсуждениях профсоюзов, представителей администрации предприятий и правительства. Компромиссные соглашения по уровням оплаты труда и цен должны выдерживаться в течение определенного соглашением краткосрочного периода.

       В этих условиях инфляция будет иметь  управляемый характер и возможно постепенное снижение ее темпов. 

       3.2  Механизмы Национального  Банка государства  по регулированию  инфляционных процессов 

       Комплексная антиинфляционная политика Национального  Банка Республики Казахстан направлена на:

  • стимулирование экономического роста в стране преимущественно за счет повышения производительности труда;
  • стимулирование опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом реальных доходов населения;
  • соблюдение предприятиями-монополистами утверждаемых предельных значений роста цен на их товары и услуги;
  • создание условий, обеспечивающих развитие конкуренции на внутренних рынках страны, в частности на рынках нефтепродуктов, зерна, электроэнергии, услуг транспорта и связи;
  • соблюдение заданного уровня дефицита государственного бюджета;
  • обеспечение уровня денежного предложения, совместимого с заданными параметрами по инфляции и ростом экономики.

       В целях стабилизации цен на рынках стратегически важных товаров, таких  как нефтепродукты, зерно, будет  введен механизм обязательной торговли ими через товарные биржи.

       В рамках денежно-кредитной политики основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен. Для достижения поставленной цели по инфляции Национальный банк Республики Казахстан продолжит реализацию задач по проведению денежно-кредитной политики, обеспечению функционирования платежных систем, осуществлению валютного регулирования и валютного контроля, содействию стабильному функционированию финансовой системы.

       Национальный Банк Республики Казахстан намерен влиять на размер денежного предложения посредством регулирования ликвидности банковской системы. Основными инструментами регулирования доходности на финансовой рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков останутся депозиты банков второго уровня в Национальном Банке Республики Казахстан. Национальный банк Республики Казахстан не будет ограничивать объем их привлечения, однако будет регулировать ставки по ним.

       Сохраняющееся высокое инфляционное давление вызывает необходимость продолжения работы по ужесточению денежно-кредитной политики.

       Национальный  банк Республики Казахстан будет  усиливать меры воздействия по операциям  денежно-кредитной политики и способствовать дальнейшему повышению регулирующей роли своих основных ставок.

       Для усиления регулирующих возможностей официальной  ставки рефинансирования, намечено продолжить практику ее ежеквартального пересмотра.

       Для усиления влияния денежно-кредитной  политики на инфляционные процессы Национальный банк Республики Казахстан будет работать над дальнейшим совершенствованием инструментов и операционной основы денежно-кредитной политики. Конечной целью данных мер является контроль Национального банка Республики Казахстан за коридором рыночных процентных ставок, путем задания максимального и минимального уровня рыночных ставок при помощи официальных ставок по привлечению и размещению. Регулирование Национальным банком Республики Казахстан доходности на финансовом рынке по краткосрочным операциям будет оказывать влияние на ставки банков второго уровня по более долгосрочным операциям, в том числе по кредитам.

Рост  денежных агрегатов будет обеспечивать сохранение существующих темпов экономического роста с учетом мер, предусмотренных  по ограничению ликвидности.

       В условиях сохраняющегося избытка ликвидности задача по регулированию инфляции увеличивает расходы Национального Банка Республики Казахстан на проведение ее стерилизации. Поэтому Национальный банк Республики Казахстан и Министерство финансов Республики Казахстан усилят совместные действия в области выпуска государственных ценных бумаг.

В целях  более активной экспансии казахстанского капитала на зарубежные рынки будет  сокращено административное вмешательство  государства в принятие частным  сектором инвестиционных решений. При этом в отношении регулирования инвестиционной деятельности финансовых организаций данная мера применяться не будет.

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика Республики Казахстан