Инфляция и антиинфляционная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 10:08, курсовая работа

Описание работы

Задачи: для достижения целей курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1)Изучить теорию инфляции, ее сущность, причины и виды,
2)Проанализировать последствия инфляции
3)Ответить на вопрос, что же вызывает инфляцию, каковы ее причины и можно ли ее устранить?
4)Изучить социально-экономические последствия инфляции и пути преодоления в Республике Казахстан.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОНЯТИЯ ИНФЛЯЦИЯ 6 1.1 Понятие инфляции, её виды и типы 6
1.2 Причины возникновения инфляции 12
2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ
КАЗАХСТАН 14
2.1 Анализ инфляционных процессов в Республики Казахстан
за 2007 – 2009 годы 14
2.2 Анализ динамики цен в реальном секторе экономики Республики
Казахстан 16
2.3 Анализ антиинфляционной политики проводимой в Республике
Казахстан 18
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНИЮ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 21
3.1 Государственное регулирование инфляционных процессов 21
3.2 Механизмы Национального Банка государства по регулированию инфляционных процессов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30

Работа содержит 1 файл

полная МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.doc

— 593.50 Кб (Скачать)

       В-четвертых, с ростом «открытости» экономики  той или иной страны, все большим  втягиванием ее в мирохозяйственные  связи увеличивается опасность «импортируемой» инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с «импортируемой» инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, девальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.

       В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей - важнейшая задача антиинфляционной политики [8, с. 142].

       Это и есть важнейшие причины инфляционного  роста цен. 
 

                       

       2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ  В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН 

       2.1 Анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан

за 2007 – 2009 годы          

       В 2009 году темпы роста потребления ВВП составили, по оценке, 1,3% по сравнению с 2007 годом, что значительно ниже показателя предыдущего периода (8,8%). Причиной этому послужило существенное уменьшение расходов на конечное потребление домашних хозяйств, показатель вклада в рост ВВП которых после повышения до 8,1% в предыдущем квартале составил в 2009 году лишь 0,2% (Рис. 3). 

Агентство Республики Казахстан по статистике 2010г. 

Рис. 3 - Вклад компонентов совокупного спроса в рост ВВП, % 

       Расходы на конечное потребление домашних хозяйств в 2009 года практически сохранились на уровне соответствующего периода 2007 года (увеличение на 1,3%), тогда как в 2007 году данный рост оценивался в 15,6%. При этом рост среднедушевого денежного дохода в реальном выражении даже ускорился до 4,1% (в 2007 году рост составлял 2,2%).

       Отсутствие  роста потребления, по всей вероятности, объясняется ситуацией в экономике, на финансовом рынке и с обменным курсом тенге. Высокие девальвационные  ожидания, сохранявшиеся еще на протяжении приблизительно месяца после девальвации тенге в 2009 году, снижение доверия к банковской системе, в том числе неопределенность в отношении перспектив крупнейших банков, рост безработицы в 2009 году обуславливали усилению практики сбережения денег, главным образом, в виде наличной иностранной валюты.

       Как следствие розничный товарооборот в 2009 году снизился на 3,6%, тогда как в 2007 году наблюдался рост на 4,4% (Рис. 4). 
 

Агентство Республики Казахстан по статистике 2010г. 

Рис. 4 - Динамика расходов и доходов населения (% к соответствующему периоду предыдущего года) 

       Снижение  инвестиций в основной капитал, продолжающееся на протяжении двух последовательных периодов, обусловило уменьшение в  структуре ВВП объемов валового накопления основного капитала. В начале 2009 года по отношению к 2007 году расходы на валовое накопление основного капитала в структуре ВВП снизились на 10,4%

       Снижение  объемов инвестиций в основной капитал  в 2009 году было связано, главным образом, с их сокращением в промышленность. И хотя в обрабатывающей промышленности и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды наблюдалась активизация инвестиционной активности, резкое падение объемов вложений в основной капитал в горнодобывающей промышленности обеспечило их снижение по промышленности в целом. Также данное снижение не было компенсировано значительным ростом инвестиций в основной капитал в транспорт и связь. 
 
 

       2.2 Анализ динамики  цен в реальном  секторе экономики 

     В 2009 году цены предприятий-производителей промышленной продукции выросли на 17,5% (2007 год – рост на 22%), преломив тенденцию падения, наблюдавшуюся на протяжении трех предшествующих периодов. Произведенная продукция стала дороже на 18,8%, в том числе продукция промежуточного потребления – на 21,3%, средства производства – на 0,6%. Потребительские товары выросли в цене на 2,4%, услуги производственного характера подешевели – на 0,4%.

       В 2009 году цены предприятий горнодобывающей отрасли промышленности повысились на 32,4% (2007 год – рост на 27,2%), причиной чему послужил рост цен на отдельные виды сырьевых энергоресурсов. В частности, цена добычи нефти в 2009 году увеличилась на 44,7%, стоимость газового конденсата выросла на 18,6%. В целом, в 2009 году энергоресурсы подорожали на 33,3%, тогда как в 2007 году их стоимость возросла на 26,1%.

       После падения в предыдущем периоде  на 7,1% в 2009 году цены в обрабатывающей промышленности выросли на 2,1% (2007 год – рост на 13,4%). При этом цены в металлургической промышленности повысились на 6,5%, производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака подорожало на 1,2%, продукты нефтепереработки подешевели на 6,1%.

       Цены  и тарифы в производстве и распределении  электроэнергии, газа и воды в 2009 году выросли на 2,9% (2007 год – рост на 3,6%).

       В 2009 году снижение цен в промышленном производстве в годовом выражении (2009 год к 2007 году) составило 31,1% (Рис. 5). 

Агентство Республики Казахстан по статистике 2010г. 

Рис. 5 – Динамика цен в промышленности

       Произведенная продукция стала дешевле на 32,8%, в том числе продукция промежуточного потребления – на 36%, средства производства – на 0,7%, тогда как годовой рост цен на потребительские товары составил 8,8%. Услуги производственного характера подорожали на 7,9%.

       Основными причинами снижения цен в промышленном производстве в годовом выражении стали ухудшение конъюнктуры мирового рынка, вызванного падением цен на энергоресурсы, главным образом, нефть и газ, на черные и цветные металлы, а также стагнация и снижение цен в обрабатывающей промышленности.

     В 2009 году цены на продукцию сельского хозяйства, реализованную по всем каналам, снизились на 2,1% (2007 год - рост  на 6,2%).

       Продукция растениеводства в анализируемом  периоде подешевела на 1,1%. По итогам 2009 года годовой рост цен на продукцию сельского хозяйства, продолжив замедляться, составил 3,7%. При этом продукция растениеводства стала дороже на 2,1%, продукция животноводства – на 6,2% (Рис. 6). 

Агентство Республики Казахстан по статистике 2010г. 

Рис. 6 - Динамика индекса цен сельскохозяйственной продукции (% к соответствующему месяцу предыдущего года) 

       В 2009 году по приостановилось снижение спроса на готовую продукцию предприятий в целом по экономике. Об этом свидетельствует обобщенный индикатор – диффузионный индекс изменения спроса на готовую продукцию отрасли, значение которого составило 47,9.

       Замедление  темпов снижения спроса произошло в  большинстве отраслей экономики, за исключением отрасли «производство  и распределение электроэнергии, газа и воды». При этом слабый рост спроса наблюдается в отраслях «транспорт и связь», «гостиницы и рестораны», «обрабатывающая промышленность», «добывающая промышленность».

       В 2009 году по сравнению в целом по экономике ожидается некоторый рост спроса на готовую продукцию: диффузионный индекс изменения спроса составил 53,7. При этом увеличение спроса на готовую продукцию ожидают 19,9% предприятий, участвующих в опросе, уменьшение - 12,5%.

       Ситуация  с ценами на готовую продукцию  в 2007 году характеризуется заметным увеличением темпов роста показателя по сравнению с предыдущим периодом: диффузионный индекс изменения цен на готовую продукцию вырос до отметки 55,9. При этом рост цен в 2009 году отметили 22,3% предприятий, а доля предприятий, цены на продукцию которых снизились, составила лишь 10,5%. Рост цен произошел практически во всех отраслях экономики, за исключением отрасли «сельское хозяйство», где наблюдалось замедление темпов снижения цен.

       В 2007 году диффузионный индекс изменения цен на сырье и материалы снизился до отметки 64,9, что означает ожидание предприятиями дальнейшего роста цен, но более низкими темпами.

       Таким образом, исходя из динамики соответствующих  диффузионных индексов, в 2009 году, по сравнению с 2007 года, предприятия ожидают увеличения спроса на готовую продукцию и замедления роста цен, как на готовую продукцию, так и на сырье и материалы. 

       2.3 Анализ антиинфляционной политики проводимой в Республике Казахстан 

       Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два подхода. В рамках первого подхода (его  разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются прежде всего в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду.

           Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами. Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя таким образом на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.  

       Таблица -1   Рост цен в  2007-2009г. % 

  2007г. 2009г.
Все товары и услуги 3,6 2,1
Продовольственные товары 2,1 1,9
Непродовольственные товары 3,3 2,1
Платные услуги 2,5 1,1
 

Агентство Республики Казахстан по статистике 2010г.

                                                                                                                                                          

       В результате антиинфляционной политики в 2009 году по сравнению с 2007 годом цены увеличились, но их процент ниже.

       На  рынке продовольственных товаров  прирост цен в 2009 году составил 1,9%, тогда как в 2007 году они увеличились на 2,1%.

       Цены  на непродовольственные товары с 2009 году выросли на 2,1%, а за 2007 год прирост составлял 3,3%. Моющие и чистящие средства стали дороже на 1,6%, книги и газеты - на 0,8%, предметы домашнего обихода - на 0,7%, медицинские препараты и товары личной гигиены - по 0,6%, одежду и обувь - на 0,3%.

       Прирост цен в 2009 году на жилищно-коммунальные услуги составил 1,1%, тогда как в 2007 году их прирост составил 2,5%. Тарифы за электроэнергию выросли на 2,7%, газ - на 1,7%, холодное водоснабжение - на 0,4%, канализацию - на 0,2%, содержание жилья - на 0,1%. Услуги автомобильного транспорта подорожали на 2,8%, железнодорожного и воздушного - по 2%. Цены на услуги ресторанов и гостиниц увеличились на 1,3%, медицинских учреждений - на 1%, парикмахерских - на 0,7%, культуры - на 0,4%.

       Современная рыночная экономика инфляционна  по своему характеру, поскольку в  ней невозможно устранить все  факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).

       В связи с этим очевидно, что задача полностью ликвидировать инфляцию нереальна. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика Республики Казахстан