Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 10:08, курсовая работа
Задачи: для достижения целей курсовой работы были поставлены следующие задачи:
1)Изучить теорию инфляции, ее сущность, причины и виды,
2)Проанализировать последствия инфляции
3)Ответить на вопрос, что же вызывает инфляцию, каковы ее причины и можно ли ее устранить?
4)Изучить социально-экономические последствия инфляции и пути преодоления в Республике Казахстан.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПОНЯТИЯ ИНФЛЯЦИЯ 6 1.1 Понятие инфляции, её виды и типы 6
1.2 Причины возникновения инфляции 12
2 АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ
КАЗАХСТАН 14
2.1 Анализ инфляционных процессов в Республики Казахстан
за 2007 – 2009 годы 14
2.2 Анализ динамики цен в реальном секторе экономики Республики
Казахстан 16
2.3 Анализ антиинфляционной политики проводимой в Республике
Казахстан 18
3 МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНИЮ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 21
3.1 Государственное регулирование инфляционных процессов 21
3.2 Механизмы Национального Банка государства по регулированию инфляционных процессов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
В-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивается опасность «импортируемой» инфляции. В условиях неизменного курса валюты страна каждый раз испытывает воздействие «внешнего» повышения цен на ввозимые товары. Возможности бороться с «импортируемой» инфляцией достаточно ограничены. Можно, конечно, девальвировать собственную валюту и сделать импорт той же нефти более дешевым. Но ревальвация сделает одновременно и более дорогим экспорт отечественных товаров, а это означает снижение конкурентоспособности на мировом рынке.
В-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате так называемых инфляционных ожиданий. Многие ученые в странах Запада и в нашей стране особо выделяют этот фактор, подчеркивая, что преодоление инфляционных ожиданий населения и производителей - важнейшая задача антиинфляционной политики [8, с. 142].
Это
и есть важнейшие причины
2
АНАЛИЗ ИНФЛЯЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Анализ инфляционных процессов в Республике Казахстан
за 2007
– 2009 годы
В
2009 году темпы роста потребления ВВП составили,
по оценке, 1,3% по сравнению с 2007 годом,
что значительно ниже показателя предыдущего
периода (8,8%). Причиной этому послужило
существенное уменьшение расходов на
конечное потребление домашних хозяйств,
показатель вклада в рост ВВП которых
после повышения до 8,1% в предыдущем квартале
составил в 2009 году лишь 0,2% (Рис. 3).
Агентство
Республики Казахстан по статистике
2010г.
Рис. 3 -
Вклад компонентов совокупного спроса
в рост ВВП, %
Расходы на конечное потребление домашних хозяйств в 2009 года практически сохранились на уровне соответствующего периода 2007 года (увеличение на 1,3%), тогда как в 2007 году данный рост оценивался в 15,6%. При этом рост среднедушевого денежного дохода в реальном выражении даже ускорился до 4,1% (в 2007 году рост составлял 2,2%).
Отсутствие
роста потребления, по всей вероятности,
объясняется ситуацией в
Как
следствие розничный
Агентство
Республики Казахстан по статистике
2010г.
Рис. 4 -
Динамика расходов и доходов населения
(% к соответствующему периоду предыдущего
года)
Снижение инвестиций в основной капитал, продолжающееся на протяжении двух последовательных периодов, обусловило уменьшение в структуре ВВП объемов валового накопления основного капитала. В начале 2009 года по отношению к 2007 году расходы на валовое накопление основного капитала в структуре ВВП снизились на 10,4%
Снижение
объемов инвестиций в основной капитал
в 2009 году было связано, главным образом,
с их сокращением в промышленность. И хотя
в обрабатывающей промышленности и в производстве
и распределении электроэнергии, газа
и воды наблюдалась активизация инвестиционной
активности, резкое падение объемов вложений
в основной капитал в горнодобывающей
промышленности обеспечило их снижение
по промышленности в целом. Также данное
снижение не было компенсировано значительным
ростом инвестиций в основной капитал
в транспорт и связь.
2.2
Анализ динамики
цен в реальном
секторе экономики
В 2009 году цены предприятий-производителей промышленной продукции выросли на 17,5% (2007 год – рост на 22%), преломив тенденцию падения, наблюдавшуюся на протяжении трех предшествующих периодов. Произведенная продукция стала дороже на 18,8%, в том числе продукция промежуточного потребления – на 21,3%, средства производства – на 0,6%. Потребительские товары выросли в цене на 2,4%, услуги производственного характера подешевели – на 0,4%.
В 2009 году цены предприятий горнодобывающей отрасли промышленности повысились на 32,4% (2007 год – рост на 27,2%), причиной чему послужил рост цен на отдельные виды сырьевых энергоресурсов. В частности, цена добычи нефти в 2009 году увеличилась на 44,7%, стоимость газового конденсата выросла на 18,6%. В целом, в 2009 году энергоресурсы подорожали на 33,3%, тогда как в 2007 году их стоимость возросла на 26,1%.
После падения в предыдущем периоде на 7,1% в 2009 году цены в обрабатывающей промышленности выросли на 2,1% (2007 год – рост на 13,4%). При этом цены в металлургической промышленности повысились на 6,5%, производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака подорожало на 1,2%, продукты нефтепереработки подешевели на 6,1%.
Цены и тарифы в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в 2009 году выросли на 2,9% (2007 год – рост на 3,6%).
В
2009 году снижение цен в промышленном производстве
в годовом выражении (2009 год к 2007 году)
составило 31,1% (Рис. 5).
Агентство Республики Казахстан по
статистике 2010г.
Рис. 5 – Динамика цен в промышленности
Произведенная продукция стала дешевле на 32,8%, в том числе продукция промежуточного потребления – на 36%, средства производства – на 0,7%, тогда как годовой рост цен на потребительские товары составил 8,8%. Услуги производственного характера подорожали на 7,9%.
Основными причинами снижения цен в промышленном производстве в годовом выражении стали ухудшение конъюнктуры мирового рынка, вызванного падением цен на энергоресурсы, главным образом, нефть и газ, на черные и цветные металлы, а также стагнация и снижение цен в обрабатывающей промышленности.
В 2009 году цены на продукцию сельского хозяйства, реализованную по всем каналам, снизились на 2,1% (2007 год - рост на 6,2%).
Продукция
растениеводства в
Агентство
Республики Казахстан по статистике
2010г.
Рис. 6 -
Динамика индекса цен сельскохозяйственной
продукции (% к соответствующему месяцу
предыдущего года)
В 2009 году по приостановилось снижение спроса на готовую продукцию предприятий в целом по экономике. Об этом свидетельствует обобщенный индикатор – диффузионный индекс изменения спроса на готовую продукцию отрасли, значение которого составило 47,9.
Замедление
темпов снижения спроса произошло в
большинстве отраслей экономики, за
исключением отрасли «
В 2009 году по сравнению в целом по экономике ожидается некоторый рост спроса на готовую продукцию: диффузионный индекс изменения спроса составил 53,7. При этом увеличение спроса на готовую продукцию ожидают 19,9% предприятий, участвующих в опросе, уменьшение - 12,5%.
Ситуация с ценами на готовую продукцию в 2007 году характеризуется заметным увеличением темпов роста показателя по сравнению с предыдущим периодом: диффузионный индекс изменения цен на готовую продукцию вырос до отметки 55,9. При этом рост цен в 2009 году отметили 22,3% предприятий, а доля предприятий, цены на продукцию которых снизились, составила лишь 10,5%. Рост цен произошел практически во всех отраслях экономики, за исключением отрасли «сельское хозяйство», где наблюдалось замедление темпов снижения цен.
В 2007 году диффузионный индекс изменения цен на сырье и материалы снизился до отметки 64,9, что означает ожидание предприятиями дальнейшего роста цен, но более низкими темпами.
Таким
образом, исходя из динамики соответствующих
диффузионных индексов, в 2009 году, по
сравнению с 2007 года, предприятия ожидают
увеличения спроса на готовую продукцию
и замедления роста цен, как на готовую
продукцию, так и на сырье и материалы.
2.3
Анализ антиинфляционной
политики проводимой
в Республике Казахстан
Оценивая
характер антиинфляционной политики,
можно выделить в ней два подхода.
В рамках первого подхода (его
разрабатывают представители
Считается, что таким образом расширяется
спрос на потребительские товары и услуги.
Однако стимулирование спроса бюджетными
средствами, как показал опыт многих стран
в 60-е и 70-е гг., может усиливать инфляцию.
К тому же большие бюджетные дефициты
ограничивают правительственные возможности
маневрировать налогами и расходами. Второй
подход рекомендуется экономистами неоклассического
направления, выдвигающими на первый план
денежно-кредитное регулирование, косвенно
и гибко воздействующее на экономическую
ситуацию. Этот вид регулирования проводится
формально неподконтрольным правительству
Центральным банком, который изменяет
количество денег в обращении и ставку
ссудного процента, воздействуя таким
образом на экономику. Иными словами, эти
экономисты считают, что государство должно
проводить дефляционные мероприятия для
ограничения платежеспособного спроса,
поскольку стимулирование экономического
роста и искусственное поддержание занятости
путем снижения естественного уровня
безработицы ведет к потере контроля над
инфляцией.
Таблица
-1 Рост цен в 2007-2009г. %
2007г. | 2009г. | |
Все товары и услуги | 3,6 | 2,1 |
Продовольственные товары | 2,1 | 1,9 |
Непродовольственные товары | 3,3 | 2,1 |
Платные услуги | 2,5 | 1,1 |
Агентство Республики Казахстан по статистике 2010г.
В результате антиинфляционной политики в 2009 году по сравнению с 2007 годом цены увеличились, но их процент ниже.
На
рынке продовольственных
Цены на непродовольственные товары с 2009 году выросли на 2,1%, а за 2007 год прирост составлял 3,3%. Моющие и чистящие средства стали дороже на 1,6%, книги и газеты - на 0,8%, предметы домашнего обихода - на 0,7%, медицинские препараты и товары личной гигиены - по 0,6%, одежду и обувь - на 0,3%.
Прирост цен в 2009 году на жилищно-коммунальные услуги составил 1,1%, тогда как в 2007 году их прирост составил 2,5%. Тарифы за электроэнергию выросли на 2,7%, газ - на 1,7%, холодное водоснабжение - на 0,4%, канализацию - на 0,2%, содержание жилья - на 0,1%. Услуги автомобильного транспорта подорожали на 2,8%, железнодорожного и воздушного - по 2%. Цены на услуги ресторанов и гостиниц увеличились на 1,3%, медицинских учреждений - на 1%, парикмахерских - на 0,7%, культуры - на 0,4%.
Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.).
В
связи с этим очевидно, что задача
полностью ликвидировать
Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика Республики Казахстан