Инфляция и антиинфляционная политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

Очевидно, что в условиях рыночных отношений возможности искусственного сдерживания инфляции резко сокращаются. Вместе с тем непоследовательность в принятии решений по переходу к рынку, непродуманность некоторых шагов усугубляют имеющиеся трудности, усиливают инфляционные процессы.

Содержание

1. Введение…………………………………………..…….…………………….3

1. Теории инфляции….………………………………………………………..…5

1.1. Инфляция спроса….……………………………………...……..….…..5

1.2. Инфляция предложения……………………………………….……..8

1.3. Стагфляция……………………………………………..…………....11

1.4. Особенности современной инфляции……………………………...12

2. Причины возникновения инфляции…...…………………………………....16
Внутренние и Внешние причины…………………………………...17
Немонетарные концепции инфляции………………………………..19
Монетарные концепции инфляции…………………………………..21

3. Виды инфляции……….……………………..………………………………..25

3.1. Открытая и закрытая инфляция...………...………………..………..25

3.2. Умеренная, галопирующая и гиперинфляция……………………… .25

3.3. Сбалансированная и несбалансированная инфляция..…...………..27

3.4. Ожидаемая и неожидаемая инфляция…...…………………...…….28 4. Методы измерения инфляции ……….……………………………………....30
4.1. Индекс цен ………………...………………………………………....30

4.2. Уровень инфляции ………………...…………………………….…..30

4.3. Дефлятор ВНП …………………………...….....................................31

5. Социально-экономические последствия инфляции…..……………………33
5.1. Последствия инфляции…….………………………………………..35
5.2. Инфляция и доходы…………………………………………………35
5.3. Инфляция и сбережения………………………………………….....36
5.4. Инфляция и кредитные отношения………………………………...37
6. Антиинфляционная политика.………………………………………...………39
6.1. Прямые и косвенные методы антиинфляционной политики………39

6.2. Антиинфляционная политика……..…………………………………40

6.3. “Компромиссная” теория борьбы с инфляцией…..………………...47

7. Заключение…..……………………………..…………………………….....49

8. Библиографичекий список…….…………………………………………...52

Работа содержит 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

     Однако  если инфляционные процессы вызваны резким нарушением («шоком») предложения, а не избыточным спросом, то индексация может ухудшить, а не улучшить положение вещей. Приспособление к последствиям шока — скажем, к последствиям повышения цен на импортируемую нефть — требует изменения структуры относительных цен. Цену на нефть придется повышать быстрее, чем предполагает темп инфляции, тогда как цены на другие товары будут расти медленно. Индексация имеет тенденцию сводить все цены и ставки заработной платы к средней величине, затрудняя корректировку относительных цен.

    Изменение режима экономической  политики

     Индексация  и контроль в лучшем случае облегчают  задачу сглаживания последствий  инфляции. Когда инфляционные процессы действительно выходят из-под  контроля, требуется предпринять нечто более существенное. То, что необходимо в таком случае, как любят говорить монетаристы и еще больше — «неоклассики», — это изменение режима экономической политики.

     Томас Сарджент — один из наиболее выдающихся теоретиков «новой классической школы» — занимался серьезными теоретическими исследованиями в данной области . С точки зрения Сарджента, экономическая политика США после Второй мировой войны проводилась в режиме «стой—иди», причем допускалась систематическая инфляционная ошибка. Правительство попеременно боролось то с безработицей (проводя экспансионистскую экономическую политику), то с инфляцией (проводя ограничительную экономическую политику). Однако в среднем периоды экспансии были более продолжительными и более радикальными, чем периоды ограничений.

     Сарджент  обращает особое внимание на то, что  традиционные оценки тех высоких  издержек, с которыми сопряжено преодоление  инфляции, основаны на данных об экономическом  развитии в условиях именно этого  режима экономической политики. Разве  может вызвать удивление, говорит он, что при таком варианте экономического развития цены медленно реагируют на ограничительные мероприятия экономической политики? Абсолютно все хозяйственные агенты отдают себе отчет в том, что сложившееся «status quo» не может продолжаться бесконечно долго. В этом случае им становится выгодно самим определять свое положение на экономических Подмостках, а их сопротивление контролю над ценами и заработной платой возрастает.

     Однако, задумаемся над тем, что бы случилось, если бы в период быстрой инфляции произошло заслуживающее доверия изменение режима проводимой экономической политики. Что произошло бы, если бы правительство убедило всех, что оно никогда не допустит вновь того — и не имеет значения, как оно это сделает, — чтобы совокупный спрос опережал рост естественного уровня реального объема производства? Поверив этому обещанию, предприниматели и наемный персонал ожидали бы падения темпа инфляции до нулевой отметки. В случае изменения их ожиданий иной была бы и их реакция на ограничительную экономическую политику. Перемещение вверх кривой реального совокупного предложения на краткосрочном временном интервале сразу бы прекратилось. Поскольку она пришла бы в состояние покоя, экономика быстро и безболезненно могла бы сохранить переход к стабильному уровню цен.

     Хотя  приведенные рассуждения звучат слишком привлекательно, чтобы им можно было безоговорочно поверить, Сарджент заявляет, что существует доказательство возможности такого хода событий. Доказательство это следует  из реального факта обеспечения контроля над гиперинфляцией, как это произошло, например, в Германии в 20-е годы. Во второй половине 1923 года ежемесячный (!) темп инфляции в Германии достиг 35 000 процентов. Однако уже к концу года решительное изменение в проводимой налогово-бюджетной и денежно-кредитной политике, сопровождавшееся обещанием добиться конвертируемости немецкой марки в доллары (что означало тогда обратимость в золото), резко остановило развитие инфляционных процессов.

     В 90-е годы некоторые страны, подверженные гиперинфляции, предпринимали аналогичные изменения в режиме проводимой ими экономической политики и добивались при этом переменного успеха. В 1990 году к решительным изменениям в режиме экономической политики приступили Бразилия и Польша, переживавшие в предыдущем году гиперинфляцию. Хотя эти последние примеры и не подтверждают заявление о том, что существуют способы преодоления инфляции без определенных издержек, они действительно указывают на то, что изменение режима экономической политики может стать весьма существенным элементом в программе замедления темпов развития инфляции.

«Валютный коридор»

     «Валютный коридор» является способом принудительного  ограничения курса доллара с  целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов.

     При длительном сохранении «валютного коридора»  экономика выходит на специфический  стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным  

последствиям26.

Кредитно-денежная политика

     Стабилизация  обменного курса и цен приводит к увеличению реальных денежных остатков, которые стремятся держать люди. Ключевой вопрос экономической политики состоит в том, каким образом  происходит приспособление к этому росту спроса на деньги. Изменение денежной базы (или количества денег высокой эффективности) равно изменению объема внутренних кредитов плюс изменение валютных резервов. Таким образом, правительство имеет три возможных способа удовлетворения возросшего спроса на деньги: оно может увеличить внутреннее кредитование государственного сектора (т.е. центральный банк может купить облигации у казначейства), увеличить внутреннее кредитование частного сектора (т.е. центральный банк может предоставить больше кредитов частным банкам) или санкционировать приток валютных резервов через платежный баланс (т.е. центральный банк может скупать иностранную валюту по фиксированному курсу).

Денежная  реформа: введение новой  денежной единицы

     Успешные  попытки стабилизации нередко сопровождаются введением новой денежной системы. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в "отбрасывании нулей" сильно обесценившейся денежной единицы. Тем не менее, какой бы популярной ни была политика, связанная с введением новой денежной единицы, она не является фундаментальным элементом пакета стабилизационных мер. Как мы увидим, это и не единственный тип денежной реформы.

     При простейшем варианте денежной реформы  новая денежная единица вводится для того, чтобы отбросить несколько нулей во всех ценах, заработных платах и финансовых активах в экономике. Это во многом косметическое изменение, которое не приносит вреда, но может принести некоторую экономию на издержках (чернил, бумаги, времени, числа позиций в вычислительных машинах и т.д.).

     Наконец, возможна конфискационная реформа, при которой новая денежная единица  обменивается на старую без приведения курса обмена денег в соответствие с изменениями заработной платы  и цен.

Смягчение внешнего бюджетного ограничения

     Все страны, испытывающие гиперинфляцию, достигают  крайне низкого уровня валютных резервов, что затрудняет защиту обменного  курса, а значит, и стабилизацию цен. В более широком смысле страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи для облегчения лежащего на бюджете финансового бремени внешнего долга. Эта долгосрочная поддержка может включать предоставление новых займов и облегчение обслуживания существующего долга.

6.3. “Компромиссная” теория борьбы с инфляцией.

 

     На  практике в основе большинства вариантов  стратегии активной борьбы с инфляцией  лежит т.н. компромиссная теория инфляции, в соответствии с которой  динамики безработицы и инфляции взаимообратны. Ранее политика борьбы с инфляцией опиралась на кривую Филипса, в последние же годы упор переносится на т.н. теорию естественного уровня безработицы. Т.к. наличие множества неожиданных экономических потрясений, смещающих графики спроса и предложения вертикально и горизонтально, фактически превращают кривую Филлипса из пологой в ломаную линию, теоретически и практически малопригодную. По этой причине кривая Филипса, некогда активно применявшаяся кейнсианцами, сейчас все активнее дополняется, а зачастую и полностью подменяется теорией естественного уровня безработицы.

       Естественным называют такой  уровень безработицы, при котором  динамично уравновешиваются факторы,  влияющие на изменение заработной  платы и цен. При нем достигается  умеренная взаимная стабильность  цен и заработной платы. Естественный уровень должен отвечать следующему важному требованию: занятость должна быть достаточной для эффективного развития экономики. Безработица при естественном уровне равна сумме фрикционной и структурной ее частей при отсутствии циклической безработицы.

     Проблема  необходимости платить безработицей за снижение инфляции решается неоднозначно. Это дилемма. Часть экономистов  утверждают, что количественно такая  плата невелика, другие же говорят  о морально-психологической вредности  даже незначительного роста безработицы. В любом случае, никто не доказал, что уволить человека для экономики выгоднее, чем обеспечить его работой и получить в итоге большее количество продукта). Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требует выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь27. 
 

 
 
 
 
 

           

    1. Заключение.
 

     Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

     Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих  подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

     Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

     Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

     Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили  так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

     Истоки  инфляционных явлений коренятся  в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

     В заключение необходимо отметить, что  методы регулирования инфляции будут  эффективны лишь в случае их адекватного  соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов. 

Информация о работе Инфляция и антиинфляционная политика государства