Инфляция, ее показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение понятия инфляции, ее показателей; а также изучение показателей инфляции на практике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрытие понятия инфляции и выявить ее влияние на экономику;
выявить возможные причины инфляции и рассмотреть меры по их устранению;
рассмотреть социальные и экономические последствия инфляции;
рассмотреть виды показателей инфляции;
изучить показатели инфляции на практике.

Содержание

Введение..................................................................................................................3
Инфляция и ее показатели…........................................................................5
Учет показателей инфляции на практике…………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

инфляция.docx

— 47.40 Кб (Скачать)

В тоже время по мнению других исследователей, например Ж. Сапира, цель достижения нулевой  инфляции является опасной и может  привести к более низкому экономическому росту, чем тот, который мог бы быть достигнут в других условиях. А в некоторых случаях цель достижения нулевой инфляции может  даже спровоцировать депрессию. И тогда  сжатие предложения может усилить  в динамике дисбаланс между предложением и спросом. Т. е. изложенное приводит к довольно важному выводу: экономика нуждается в некотором уровне инфляции.[2,стр 14] Полное прекращение инфляции и тем более дефляция весьма опасны для экономики. Это наглядно показали Великая депрессия в США и последняя длительная депрессия в Японии. Дж. М. Кейнс считал, например, что инфляция 3 % в год является оптимальной для регулирования пропорций цен и заработной платы, стимулирования деловой активности в стране и росту ВВП. С тех пор гибкость рынка труда в развитых странах несколько возросла, но проблема осталась. Особенно велики ценовые диспропорции сегодня в России. Возможно, что в таких переходных экономиках «инфляционная постоянная Кейнса» должна быть выше, например, на уровне 10 - 15 % в год, особенно если учесть инфляцию издержек, порождаемую ростом регулируемых цен на услуги естественных монополий. [6,стр 5]

Однозначных и непротиворечивых ответов  на вопрос каким должен быть уровень  инфляции у исследователей нет. Но в  целом, несомненно, что последствия  инфляции носят негативный характер. Они сказываются на развитии хозяйственного процесса, социальных условиях, различных сторонах общественной жизни.

Острота проблемы инфляции определяется несколькими причинами. Во-первых, если происходит укрепление реального курса  рубля к доллару и евро, происходит ослабление ценовой конкурентоспособности  российских товаропроизводителей. Во-вторых, для подавляющего большинства населения  инфляция проявляется в росте  цен на конкретные товары и услуги, что вызывает недовольство граждан, особенно в том случае, если инфляция обгоняет рост их номинальных доходов. В-третьих, инвесторам и товаропроизводителям трудно работать в условиях постоянного  обесценения имеющихся у них  оборотных средств. Также инфляция негативно сказывается на доходах  предприятий, денежных сбережениях населения, долгосрочном инвестиционном планировании и на темпах экономического роста.

Показатели инфляции - это, прежде всего индексы цен. К числу наиболее важных из них относятся:

  • индексы цен на потребительские товары;
  • индексы цен производителей;
  • индексы цен потребителей на продукцию и услуги производственно - технического назначения;
  • индексы - дефляторы.

При формировании индекса цен учитывается  ряд принципиальных требований. В  первую очередь он не должен быть подвержен  влиянию различий в ценах, обусловленных  изменением качества товаров. Для этого  используется метод наблюдения за изменением цен на товары и услуги - представители, иными словами учитывается изменение цен на сопоставимую продукцию.

Индекс потребительских  цен (ИПЦ) измеряет изменение стоимости фиксированного набора основных потребительских товаров и услуг и является главным индикатором, который характеризует уровень инфляции в стране и регионах.

Однако следует отметить, что  индекс инфляции (ИПЦ или любой  другой), не является определяющим поведение  отдельных потребителей, производителей и инвесторов. Более важную роль для них играют собственные «инфляционные  ощущения», которые трактуются как  субъективная оценка экономическими агентами темпов инфляции. Инфляционные ощущения порождают «инфляционные настроения», т. е. готовность индивидов к дальнейшему  росту инфляции и стремление самим  повышать цены или предъявлять требования работодателям о повышении заработной платы. Собственно говоря, термин «инфляционные  ожидания» - это ни что иное как  проекция инфляционных ощущений на будущее. Индивиды прогнозируют будущие темпы  инфляции не по официально публикуемым  ИПЦ, а по своим собственным ощущениям.

При этом индивидуальный индекс потребительских  цен для данного потребителя  может значительно отличаться от общего ИПЦ вследствие отличий величин  и структуры расходов индивида от средних по экономике. Общий ИПЦ должен представлять собой средневзвешенную величину индивидуальных индексов. Но при этом важное значение имеет дифференциация индексов цен по группам товаров и услуг, которые потребляются индивидами с разными уровнями доходов и разным местом жительства. Учитывая высокую дифференциацию доходов населения в России, даже при стабильном общем ИПЦ, индивидуальные индексы цен для большинства потребителей могут расти при снижении цен для небольшой группы потребителей с высокими доходами. Подобная ситуация может сложиться и в силу территориальной дифференциации динамики цен и доходов.

Наряду с объективным ИПЦ  для данной однородной группы потребителей, существует и психологический фактор инфляционных ощущений и настроений. В странах со столь неразвитой рыночной экономикой и неадекватной системой её государственного регулирования, как в России «инфляционные настроения» имеют не менее важное значение, чем объективные процессы влияния роста цен на экспортируемые сырьевые товары и регулируемых цен на инфляцию.

Индивиды острее чувствуют повышение  цен по товарам, занимающим не столь большую долю в расходах, но приобретаемых, изо дня в день, или затрагивающих жизненно важные интересы.

К числу первых из них относят  такие товары, как хлебобулочные  и мясомолочные продукты, плодоовощная продукция, услуги ЖКХ и услуги пассажирского  транспорта. Также к особо чувствительным товарам следует отнести лекарства, образовательные и медицинские  услуги и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНФЛЯЦИИ НА ПРАКТИКЕ

 

В какой-то мере, говоря о показателях  и типах инфляции, мы уже затронули  вопрос о ее последствиях, влиянии  на экономику. В западных странах  инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствии, а о некоторых  специфических функциях инфляции.

Ряд экономистов придерживаются той  точки зрения, что незначительная по размерам инфляция (скажем, ежегодное  повышение цен составляет 3-4%), сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. В соответствии с уравнением обмена MV = PQ некоторый рост M создает своеобразный стимул для увеличения объема выпускаемой  продукции, иными словами, для увеличения Q.

При этом расширение производства будет  тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен[5,стр 68].

Процесс этот противоречив. С одной  стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а  с другой стороны, рост цен ведет  к обесцениванию неиспользуемого  капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие  современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются  социальные группы, живущие на нефиксированные  доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

В условиях "инфляционных ожиданий" предприниматели стремятся обезопасить  себя от риска, в частности от предполагаемого  роста цен на сырье, топливо, комплектующие. Чтобы избежать потерь, вызываемых обесцениванием денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию[3, стр 139].

От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, 1 млн руб., дебитор должен вернуть  через оговоренный срок взятую сумму (с процентами). Но если за это время  покупательная способность рубля  упадет вдвое, то сумма, которая будет  возвращена банку, по своей реальной покупательной способности окажется наполовину меньше по сравнению с  взятой в кредит (без учета процентов).

Весьма опасна двузначная и тем  более трехзначная инфляция. В  условиях двузначной инфляции большинство  экономических агентов испытывают трудности с планированием доходов  и расходов, в результате чего экономическая  деятельность тяготеет к наиболее доходным и быстроокупаемым видам деятельности и экономический спад становится весьма вероятным. Длительная и неуправляемая  инфляция ведет вообще к постепенному сворачиванию хозяйственной деятельности в большинстве секторов экономики, в результате чего проигрывают почти  все экономические агенты.

Почему нужно бояться инфляции?

Но каковы бы ни были "позитивные" функции инфляции, выходя из-под  контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, она оказывает  целый комплекс сугубо отрицательных, негативных влияний на ход экономического развития. Отметим кратко лишь некоторые  из них.

Инфляция (и это общепризнано) сужает мотивы к трудовой деятельности, ибо  она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков[8, стр 206]. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения, разрыв между "крайними" группами получателей доходов.

Негативная функция инфляции состоит  также в том, что она сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную  форму (скупку недвижимости). Соотношение  между потребляемой и сберегаемой  частями доходов сдвигается в  сторону потребления. Выпуск ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии "связать" деньги у населения.

Инфляция ослабляет позиции  властных структур. Стремление государственных  органов получить посредством эмиссии  дополнительные средства для решения  неотложных задач имеет своим  следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях увеличения заработков, получения дополнительных льгот  и субсидий. Снижается доверие  к программам и мероприятиям, намечаемым и проводимым правительством. Реакция  населения на ухудшение условий  на потребительском рынке, в производстве принимает нередко довольно острые формы.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся:

• снижение реальных доходов населения (при неравномерном росте номинальных  доходов);

• обесценивание сбережений населения (повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение  реальных размеров сбережений);

• потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров (увеличивается  выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров);

• усиление диспропорций между производством  промышленной и сельскохозяйственной продукции;

• ухудшение условий жизни преимущественно  у представителей социальных групп  с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, чьи доходы формируются  за счет госбюджета).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

       Процесс инфляции  ведет к тому, что возможно  рост массы обращающихся денег  ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной  деятельности. В свою очередь  рост производства нередко приводит  к восстановлению равновесия  между товарной и денежной  массой при более высоком уровне  цен. С одной стороны, увеличиваются  денежные прибыли, расширяются  капиталовложения, а с другой - рост  цен ведет к обесценению неиспользуемого  капитала. Выигрывают не все, а,  прежде всего наиболее сильные  фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее организованное производство.

В условиях инфляционных ожиданий предприниматели  стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого  роста цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы  избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым  инфляцию. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен.

Но каковы бы не были позитивные функции  инфляции, выходя из-под контроля и  даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый  комплекс сугубо отрицательных, негативных явлений. Отметим кратко некоторые  из них:

Инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает  возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста  цен, усиливает социальную дифференциацию населения.

Информация о работе Инфляция, ее показатели