Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 20:31, курсовая работа
Процесс инфляции такого же древнего происхождения, как и номинальные денежные знаки, с которыми инфляция неразрывно связана. В докапиталистических формациях инфляция проявлялась главным образом в форме обесценения монет.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….
3
1. Теория инфляции……………………………………………...
5
1.1. Сущность, причины и виды инфляции…………………………
5
1.2. Последствия инфляции…………………………………………...
11
1.3. Антиинфляционная политика…………………………………...
12
2. Специфика инфляционных процессов в Республике Казахстан………………………………………..
25
2.1. Особенности развития инфляции в Республике Казахстан….
25
2.2. Социально-экономические последствия инфляции в Республике Казахстан………………………………………………….
26
2.3. Пути преодоления инфляции в Казахстане ……………………
28
Заключение……………………………………………………………...
32
Список использованной литературы………………………………...
34
Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. Поэтому монетаристы предлагают монетарное правило, согласно которому денежное предложение увеличивается в соответствии с долгосрочным ростом реального ЧНП.
С точки зрения монетаристов, совокупный спрос смещается вправо или влево главным образом в результате соответственного расширения или сокращения денежного предложения. Монетаристы считают кривую совокупного предложения крутой, или, если взять крайний случай, вертикальной. Почти вертикальная линия отражает классическую основу монетаризма.
С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет преимущественно на уровень цен и оказывает слабое воздействие на реальный ВНП. Данный вывод следует из предположения, что если Центральный банк придерживается монетарного правила, то объем производства в экономике все время находится на уровне почти полной занятости. Если те, кто делают политику, попытаются использовать стабилизационные меры, их усилия окажутся напрасными. В результате смещения кривой совокупного спроса с AD1 к AD2 мы получаем скромный рост реального объема производства, но значительный рост уровня цен. За очень скромное увеличение объема производства и занятости экономика платит высокую цену в виде инфляции.
Антиинфляционная стратегия
Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий:
· всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения;
· существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. При этом правительств ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население.
· Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие населения, тем охотнее оно приспосабливает свои решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост денежной массы.
Экономическое поведение
людей изменяется, что способствует
снижению инфляционных ожиданий. Эффект
объявления срабатывает с некоторым
запаздыванием, которое зависит
от промежутка времени между введением
денежных ограничений и реальными
изменениями спроса и цен. Как
видно, эффект объявления технически прост
и непритязателен, но именно он стал
действенным элементом
Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка: M'n = Y+Pe
Где:
M’n – среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени;
Y – среднегодовой темп
роста реального продукта (в постоянных
ценах) за соответствующий
Ре – предполагаемый темп роста цен.
Для того чтобы денежная
политика была действительно
Осуществление антиинфляционной денежной стратегии предполагает наличие современной банковской системы, где центральный банк независим от исполнительной власти. Но даже в этих условиях проводить антиинфляционную денежную политику непросто. Так в США, где действует высокоэффективная банковская система, за период с 1965 по 1980 г. были предприняты, по крайней мере четыре неудачные попытки это сделать. Объясняется это тем, что государство, отягощенное проблемами бюджетного дефицита, необходимостью поддержания благоприятной хозяйственной конъюнктуры и т.п., отклонялось от намеченного антиинфляционного курса, прибегало к закачиванию в экономику избыточного количества денег. Подобные колебания усилили инфляционные ожидания, усложнили задачу преодоления инфляции более или менее последовательную денежную стратегию удалось осуществить при президенте Р.Рейгане, что сказалось на замедлении темпов инфляции в американской экономике.
Заметим, что стоит денежным ограничениям хотя бы немного стабилизировать темп роста цен, начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания. При прочих равных условиях, чем слабее ожидания, тем выше склонность с сбережениям. В свою очередь, приток сбережений позволяет решать бюджетные проблемы, в частности финансировать дефицит, все меньше прибегая к кредитам центрального банка. Последнему становится легче проводить неинфляционную денежную политику. Таким образом, каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, т.е. представляет собой самоусиливающийся процесс.
Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам экономики, и пользоваться им надо с предельной осторожностью. Поскольку рыночные механизмы работают не идеально, проведение антиинфляционной денежной политики сначала обязательно оборачивается резким подъемом процентных ставок. Так, в начале 70-х годов подобные действия Федеральной резервной системы США стали одной из причин волны банкротств, а в 1981 – 1982 годах способствовали спаду, охватившему всю американскую экономику.
В высокомонополизированном хозяйстве, где доминирует государственный сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на прирост денежной массы ведет не только к стабилизации цен, но и к сокращению объемов производства. Поэтому антиинфляционная денежная политика должна сочетаться с разгосударствлением экономики, ее демонополизацией, развитием рыночной инфраструктуры.
Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.
Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Современная налоговая система развивается в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективным хозяйствам. Например, в США доля налогов на прибыль в доходах федерального бюджета не превышает 8%. Линия правительства, намеревающегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны.
Совершенствование налоговой
системы можно превратить в элемент
антиинфляционной стратегии. Снижение
ставок налога на прибыль и добавленную
стоимость или применение других
схем налогового стимулирования дает
дополнительный импульс инвестиционному
процессу, а от него в отдаленной
перспективе следует ждать
Понижение ставок подоходных
налогов приведет к увеличению личных
сбережений, если удастся переломить
инфляционную психологию потребителей.
Тогда прирост сбережений пойдет
как на финансирование экономического
развития, так и на покрытие дефицита
бюджета. Напомним, что с точки
зрения инфляции такой вариант
Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому основная нагрузка, связанная с сокращением дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов. Сокращение бюджетных ассигнований, а вместе с ним и дефицита представляет собой сложный процесс, требующий довольно продолжительного времени. Недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета. Нужен стратегический план восстановления равновесия государственного бюджета.
Например, государственные
дотации убыточным предприятиям
за счет средств бюджета является
необоснованными в рыночном хозяйстве.
Предположим, что они прекращены.
Конечно, дефицит бюджета уменьшится.
Одновременно последуют массовые банкротства
и увольнения, начнется рост безработицы,
что нанесет бюджету двойной
удар. С одной стороны, потребуется
увеличить государственные
Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации здравоохранения и образования и т.д.
Разумная осторожность не
должна препятствовать бескомпромиссному
наступлению на дефицит бюджета,
желательно в рамках единой антиинфляционной
стратегии, подкрепленной другими
мерами – государственным
Национальная антиинфляционная
стратегия должна быть построена
так, чтобы свести к минимуму воздействие
на экономику со стороны внешних
инфляционных импульсов. Особенно это
связано с перемещением через
границы краткосрочных
Таковы основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует по прошествии длительного периода времени.
Антиинфляционная тактика
Когда инфляционная обстановка
нетерпима, требуется мобилизовать
тактический, быстродействующий потенциал
антиинфляционного
Антиинфляционная тактика
даст максимальный результат, воздействуя
на инфляционный разрыв между спросом
и предложением, если она поможет
увеличить предложение без
Краткосрочные резервы роста предложения.
1. Государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется в виду льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и т.п. такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.
Информация о работе Инфляционный процесс в Казахстане и пути его преодоления