В качестве альтернативы чисто монетарным
методам борьбы с инфляцией является проведение
политики цен и доходов. Ее суть заключается
в том, что правительство в директивном
порядке либо замораживает цены и номинальные
доходы (вариант шоковой терапии)9,
либо ограничивает рост денежной зарплаты
ростом средней (по стране) производительности
труда, а рост цен – ростом расходов на
оплату труда (вариант градуирования).
Сторонники этой политики утверждают,
что она:
- устраняет
инфляционные ожидания (и рабочих, и предпринимателей);
- ограничивает
монополизм фирм и профсоюзов, т.е. способность
монополий повышать цены, а профсоюзов
– заработную плату.
Одновременно нужно сохранять жесткость
денежной и кредитной политики, а также
не допускать роста бюджетного дефицита.
Только в комплексе эти меры способны
снизить темпы инфляции до регулируемого
уровня.
Третий шаг – закрепление достигнутых
результатов в долгосрочном плане,
т.е. проведение при невысоких
темпах инфляции промышленной
и структурной политики, направленную
на повышение производительности труда
и снижение издержек.
Необходимо также проведение
профилактики инфляции. В еще
более долгосрочном плане в
условиях полной занятости нужно
стимулировать расширение потенциального
ВВП с помощью структурной и научно
– технической политики. Предпочтение
надо отдавать созданию экономических
стимулов для повышения производительности
труда, внедрения новых технологий и организации
новых производств, преобразования старых
отраслей на новой технической базе, для
этого в стимулируемых отраслях необходимо
создать систему льгот в налогообложении
и условиях кредита (увеличение нормы
амортизации, госзаказ на конкурсной основе).
Важным условием антиинфляционной политики
является независимость правительства
от групп давления: антиинфляционные меры
нужно проводить последовательно и взвешенно.
Нарушение алгоритма антиинфляционной
борьбы в угоду группам интересов приводит
к прямо противоположным результатам.
Кроме того, при выборе антиинфляционной
политики важно принимать во внимание
конкретные экономико–политические условия,
особенности и традиции данной страны,
господствующие психологические установки,
а также, степень реализованности социальных
преобразований.
В целом из анализа причин
возникновения инфляции следует, что ее
предотвращению лучше всего способствуют
скоординированные действия правительства
и частного сектора. Таким образом, правительству
следует в ходе:
- фискальной
политики стабилизировать государственные
расходы и систему налогообложения;
- денежной
политики стремиться к равенству темпов
роста предложения денег темпам роста
производственного потенциала страны
(национального дохода полной занятости);
- валютной
политики не допустить импорта инфляции.
В тоже время предпринимателям
и домашним хозяйствам при определении
политики заработной платы следует придерживаться
равенства темпов роста ставки заработной
платы темпам роста производительности
труда.
3.
Особенности инфляции
в России и эффективность
мер государства.
Проблема инфляции в России – одна из
наиболее актуальных и широко обсуждаемых
как в теоретическом, так и в практическом
отношениях. Спектр суждений настолько
широк и противоречив, что возникает необходимость
серьезного комплексного рассмотрения
этой проблемы.
В условиях стабильного экономического
развития России высокая инфляция создает
серьезные трудности всем: правительству
– замедляет рост ВВП и делает недостижимой
задачу его реального удвоения в течение
10 лет; бизнесу – лишает его инвестиционных
и кредитных возможностей; населению –
не позволяет сделать необходимые накопления,
снижает уровень жизни.
Экономика современной России
реально столкнулась с инфляционными
проблемами в начале 1990-х гг. –
в период экономической трансформации
от централизованно планируемой
к рыночной экономике. Непродуманные экономические
реформы начались с резкой либерализации
цен. Отсутствие антиинфляционной программы,
ориентация преимущественно на монетаристские
методы регулирования экономических процессов
привели к галопирующей инфляции.
Пик инфляции пришелся на 1992 г.,
когда цены за год выросли
в среднем на 2508% (в 25 раз). В 1993 г. на
потребительские товары они увеличились
в годовом исчислении на 844%, и по этому
показателю в то время Россия среди других
стран мира уступала лишь Бразилии (2830%).
Фактически в этот период Россия переживала
стагфляцию – сочетание экономического
спада (стагнации) с высоким уровнем инфляции.
Благодаря введению валютного коридора
и других мер по укреплению национальной
валюта в 1996 г. правительству РФ удалось
снизить уровень инфляции до 21,9% и в 1997
г. до 11%. В дальнейшем предполагалось уменьшить
его до 9,1% к 1998 г., до 7,2 – к 1999 г. и до 6,6%
к 2000 г.
Однако финансовый кризис в
августе 1998 г. привел к новому витку
роста потребительских цен. Уровень инфляции
в этом году составил 84,4%.
В бюджете Российской Федерации
на 1999 г. рост потребительских цен прогнозировался
уже на 30%, но специалисты Международного
валютного фонда оценивали его не менее,
чем на 56%. В реальности по официальным
данным уровень инфляции в России в 1999
г. составил 36,5% (рис.5).
Рис. 5
В период с 2000 по 2004 гг. в результате проведения
последовательной политики по сдерживанию
роста цен вновь наметилась устойчивая
тенденция к снижению данного показателя,
который уменьшился за указанный период
с 20,2 до 10,0%. В 2005 г. правительство прогнозировало
уровень инфляции в 9%, однако это не удалось,
и он составил 10,9%. В 2006 г. годовой показатель
уровня инфляции составил 9,6% (рис.6).
По оценкам экономистов, в ближайшие годы
в России темп инфляции будет относительно
высоким (по сравнению с другими странами
мира) - 7-8%, поскольку не создана система
стабильного развития экономики и регулирования
уровня внутренних цен.
Рис. 6
В Программе социально–экономического
развития Российской Федерации на среднесрочную
перспективу (2006-2008 гг.), утвержденной Правительством
РФ в январе 2006г., была поставлена задача
снизить уровень инфляции в 2006 г. до 7-8%
(это не удалось сделать – в 2006 г. уровень
инфляции составил 9,6%), в 2007 г. – до 6-7,5%
и в 2008 г. – до 5-6%. По прогнозу на 2009-2010
гг. она составит соответственно 5,0% и 3,0%.
Несмотря на прогнозы Центрального банка,
Минэкономики и Минфина по поводу ожидаемого
ежегодного снижения темпов инфляции,
ее уровень достаточно стабилен. Устойчивость
инфляционных процессов в России свидетельствует:
- о наличии
постоянно действующих факторов, влияющих
на характер денежных отношений;
- о недостатках,
ограниченности действующих методов управления
этими отношениями.
Опираясь на международный опыт воздействия
на инфляционные процессы в условиях рыночной
экономики (главным образом развитых стран),
денежные власти России основное внимание
при регулировании инфляции уделяют денежным
методам воздействия:
- посредством
поддержания устойчивого валютного курса;
- проведении
активной процентной политики, рассчитанной
на регулирование денежного предложения;
- сдерживание
роста бюджетных расходов на социальные
цели.
Анализ различных инструментов денежно-кредитной
политики показывает тенденцию к повышению
наиболее важных из них, таких, как уровень
процентных ставок и валютный курс.
В последние годы из-за установления
экстремально высоких цен на энергоносители
(рис.7) финансовые власти испытывают недостаток
инструментов стерилизации избыточного
предложения денег, возникающая вследствие
валютных интервенций ЦБ РФ. В результате
инфляция, не снижающаяся в последние
годы ниже 9-10%, обуславливает ускоренное
укрепление рубля на 8-10% в год. Непредсказуемость
динамики цен на нефть стала главной причиной
расхождения плановых и фактических параметров
курсовой и денежно-кредитной политики.
Для того чтобы изъять избыточную
ликвидность из экономики, ЦБ
РФ активно использует процентную
политику. С начала 2006 года ставки по депозитам
Банка России были увеличены трижды. Так,
по депозитам сроком «1 неделя» ставки
были повышены с 1% в начале года до 2,5% в
настоящее время. Кроме того, в конце августа
было принято решение об увеличении норматива
обязательных резервов по обязательствам
российских банков перед банками-нерезидентами.
Нынешний норматив, составляющий 3,5% по
обязательствам как перед резидентами,
так и нерезидентами, по-прежнему намного
ниже, чем в период с 2000 г. по первое полугодие
2004 г. (7-10%). В период с 2000 г. по
начало 2004 г. ставка отчисления в Фонд
обязательного резервирования по рублевым
вкладам населения составляла 7 и 10% по
средствам юридических лиц и валютным
вкладам. Общий объем средств фонда в начале
2004 г. оценивался в 160 млрд. Руб. (5,6 млрд.
долл.).
Рис. 7
Высокий
уровень отчислений значительно
снижал конкурентоспособность российских
банков по сравнению с иностранными.
Центральный банк России в
отличие от национальных банков
стран ЕС не платит коммерческим
банкам процентов по остаткам средств
на резервных счетах. Вместе с тем ЦБ
России использует эти средства в своих
активных операциях, в частности для покупки
государственных ценных бумаг, предоставления
кредитов, которые приносят ему доход.
По настоятельному требованию
коммерческих банков совет директоров
Банка России принял решение о понижении
с 1 апреля 2004 г. ставки отчисления в ФОР
на 1% по средствам юридических лиц и валютным
вкладам, которая составила 9%. Но уже летом
2004 г. нормативы были существенно снижены
из-за дефицита ликвидности на денежном
рынке.
Аналогичная ситуация и со ставками по
рефинансированию коммерческих банков.
Рефинансирование коммерческих банков
в России производится в очень ограниченных
объемах. В частности, объем ломбардных
кредитов, выданных ЦБ коммерческим банкам
в 2005 г., составил всего 1,4 млрд. руб. – это
десятые доли процентов активов ЦБ.
Рефинансирование осуществляется
под залог ценных бумаг. В
качестве залога могут служить
облигации самого ЦБ, валютные
облигации по суверенному долгу,
корпоративные облигации, векселя и кредитные
требования. Такого рода обеспечение могут
позволить только достаточно крупные
банки. Поскольку в последние годы ЦБ проводит
политику привязки ставки рефинансирования
к уровню инфляции, а он остается достаточно
высоким, то и ставки кредитов высоки.
Рост денежного предложения обеспечивает
сопоставимую долю общего прироста цен
наравне с инфляционной инерцией. Несмотря
на более активное использование правительством
и ЦБ РФ стерилизационных мер (рис.8), среднегодовые
темпы прироста денежной массы М2 составили
30-40%, монетизация ВВП выросла с 15,8% (на
конец 2000 г.) до 34,0% (конец 2006г.).
Рис. 8
Таким образом, в последние годы, несмотря
на процесс стабилизации и некоторого
укрепления внутреннего валютного курса
рубля по отношению к американскому доллару
и другим свободноконвертируемым валютам,
в экономике России сохраняется значительный
инфляционный потенциал.
Затянувшаяся инфляция в России является
следствием неэффективной общей экономической
политики, не обеспечивающий должный рост
экономики, а примитивный зажим денежной
массы дает лишь временный эффект снижения
инфляции. Для борьбы с ней, сокращения
прироста денежного предложения требуется
комплекс мероприятий, сочетающий меры
денежно-кредитной и государственной
политики по стимулированию экономического
роста, структурной и социальной политики:
- Во-первых,
это сохранение роли Стабилизационного
фонда как основного инструмента стерилизации.
Для этого необходимо рассмотреть вопрос
о выделении в составе Фонда, либо создании
независимо от него (на аналогичных принципах)
особого фонда, за счет которого при высокой
конъюнктуре внешней торговли будет обеспечиваться
формирование накопительных пенсий гражданам
России. Необходимо также отказаться от
повышения цены отсечения при определении
размера отчислений в Стабилизационный
фонд. При возможном снижении цен на нефть
до средних многолетних значений (20 долл.
за баррель) это позволит обеспечить на
какое-то время сбалансированность бюджета.
Увеличение цены отсечения снижает стабильность
бюджетной системы и приводит к возникновению
дефицита федерального бюджета даже при
ценах на нефть на уровне средних малолетних;
- В целях снижения
инфляционных ожиданий важно совершенствовать
показатели статистики инфляции, увеличить
прозрачность информации, соблюдать ежегодные
целевые ориентиры. Прежде всего, необходимо
преодолеть межведомственные разногласия
и определиться с методикой подсчета роста
цен. Министерство экономического развития
и торговли РФ предлагает сохранить существующую
методику, когда за точку отсчета берется
декабрь предыдущего года, а ежемесячные
показатели роста цен суммируются в рамках
календарного года. Министерство финансов
России считает целесообразным перейти
на скользящий метод подсчета инфляции,
при котором месячный индекс роста цен
рассчитывается относительно аналогичного
показателя предыдущего года. В целях
более объективного отражения ситуации
с ростом цен в экономике целесообразно
рассчитывать инфляцию по росту не только
потребительских, но и оптовых цен. ЦБ
РФ должен действовать по принципу установления
целевого уровня инфляции, выполняя свою
главную функцию – поддержание стабильности
цен, т.е. когда уровень инфляции не превышает
2% в год;
- Необходимы
повышение процентных ставок и переход
к политике «дорогих цен», в частности
расширение инструментов привлечения
средств коммерческих банков путем выпуска
облигаций ЦБ РФ или повышения ставок
по депозитам коммерческих банков в ЦБ
РФ. Данные меры могут усложнить проведение
денежно-кредитной политики, поскольку
потребуют дополнительной стерилизации
возможных притоков капитала и дополнительной
корректировки денежной массы на величину
выплачиваемых процентных доходов коммерческих
банков10. Также, подобная политика
может негативно сказаться на кредитовании
реального сектора, однако в условиях
благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры
значительная часть предприятий способна
финансировать инвестиции за счет собственных
средств.
- Политика
Банка России по вопросу обязательного
резервирования должна быть направлена
на приближение к общемировым нормам и
стандартам. Главное, чтобы размеры и порядок
формирования обязательных резервов не
были существенным ограничителем кредитных
возможностей коммерческих банков. Однако
снижение норм обязательных резервов
по срочным вкладам будет возможным только
в условиях расширения активности коммерческих
банков в области долгосрочного кредита
и уменьшения рискованности банковского
кредитования.
- Следует усовершенствовать
систему рефинансирования коммерческих
банков, чтобы она не сдерживала коммерческие
банки в увеличении объемов кредитования,
а стимулировала расширение кредитования
реального сектора экономики. Необходимо
переломить негативную тенденцию превышения
объема заимствований на рубежных рынках
над объемом заимствований внутри страны.
Правительству надо рассмотреть вопрос
возможного введения нормативных ограничений
на осуществление внешних заимствований
государственных компаний и предприятий
с существенным государственным участием
и замещение их внутренними заимствованиями;
- Серьезное
влияние на рост цен оказывают тарифы
на услуги естественных монополий. В этой
связи представляется целесообразным
на правительственном уровне разработать
действенные механизмы ограничения роста
тарифов на услуги естественных монополий.
Не допускать монополизации отдельных
рынков товаров и услуг, стимулировать
развитие конкуренции между отечественными
товаропроизводителями;
- В целях обеспечения
сбалансированности спроса и предложения
на потребительском рынке и «связывания»
свободной денежной ликвидности необходимо
содействовать росту финансового рыка
и банковской системы в качестве аккумулятора
денежных ресурсов для целей инвестирования
внутренней экономики;
- Целесообразно
стимулировать сбережения населения и
создавать условия для расширения частных
инвестиций в финансовые инструменты,
в том числе государственные и корпоративные
ценные бумаги;
- В качестве
инструмента, направленного на ослабление
необходимости стерилизации операций
ЦБ РФ на валютном рынке, можно назвать
отмену требования обязательной репатриации
валютной выручки. Однако возможность
применения данной меры зависит от эффективности
системы налогового контроля за операциями
российских компаний, проходящих по их
зарубежным счетам, которая в настоящее
время недостаточно высока;
- В долгосрочной
перспективе России необходимо создавать
функциональную систему поддержания уровня
инфляции в заданных параметрах и функциональную
систему стимулирования экономического
роста, которые позволят в режиме саморегуляции
решать указанные задачи. Кроме того, не
менее важным является необходимость
восстановления доверия в российском
обществе – к властным структурам, банкам,
а также завоевать, сохранить и укрепить
доверие к рублю.