Рассмотреть воздействие инфляции
издержек на реальное производство
в краткосрочном и долгосрочно плане можно
графически:
а)2 Рис.
4 б)3
Механизм раскручивания инфляции
издержек характеризуется тем,
что первоначально в результате
роста издержек повышается уровень
инфляции, а лишь затем расширяется
денежная масса.
1.3
Виды инфляции
Инфляция бывает очень разной по своему
проявлению, динамике развития, поэтому
выделяют различные виды инфляции:
- Разновидности
инфляции по темпам:
- умеренная
(или ползучая) – это инфляция с темпами
до 10% в год, при которой сохраняется ценность
денег, контракты заключаются в номинальных
ценах, а также низкие спекулятивные ожидания
на денежном рынке;
- галопирующая
– инфляция, ограниченная рамками от
10% до 100% в год, при которой деньги начинают
обесцениваться, а экономические агенты
стремятся их переводить в товарные ценности,
происходит интенсивная индексация доходов,
цен контрактов, нарастают спекулятивные
тенденции и инфляционные ожидания;
- гиперинфляция
(темп инфляции свыше 100% в год)
– это такая инфляция, когда в экономике
наблюдается «бегство от денег» в реальные
ценности, деньги полностью теряют свою
ценность, происходит крах существующей
денежной системы.
Критерии гиперинфляции различаются по
странам. Для стран с развивающимся рынком,
неустойчивой переходной экономикой
отсчет начала гиперинфляции ведется
от более высокого уровня.4
Формальный критерий гиперинфляции был
введен американским экономистом Филиппом
Кэганом, полагавшем, что началом гиперинфляции
в развивающихся странах можно считать
темпы прироста уровня цен более 50% в месяц,
что при пересчете на годовые темпы инфляции
составляет 13000%, а концом – месяц, предшествующий
тому, в котором рост цен падает ниже этой
критической отметки и не достигает ее
вновь по крайней мере в течение года.
Кэган признавал произвольный характер
своего критерия, но считал его удовлетворительным
для исследования соотношения между динамикой
денежной массы и уровнем цен в случаях
крайне высокой инфляции. В период гиперинфляции
обесценивание денежных средств происходит
настолько стремительно, что цены могут
пересчитываться ежедневно и даже по несколько
раз в день.5
Наиболее высокий из всех известных
уровень гиперинфляции наблюдался
в Венгрии (август 1945 – июль 1946 года), когда
уровень цен за год вырос в
раз при среднемесячном
росте в 198 раз6.
Помимо деления инфляции по темпам ее
развития, существуют и другие критерии
ее классификации.
- По форме
проявления:
- открытая
– инфляция, которая выражается в продолжительном
росте общего уровня цен в условиях относительной
гибкости и мобильности ценового сигнала;
- скрытая
(подавленная) инфляция – это ситуация,
когда цены формально не меняются в силу
жесткого государственного контроля за
ними, но при этом инфляция проявляется
в наличии тотального дефицита, развивающегося
на всех уровнях производства и потребления,
в ухудшении качества товаров и услуг,
в формировании системы перераспределения
товаров, в отклонении цен «теневого»
сектора экономики от официального.
- По критерию
отношения экономических агентов к инфляции:
- ожидаемая
(прогнозируемая)
инфляция – возникает тогда, когда экономические
агенты осознают, что уровень цен растет
каждый год с определенной динамикой.
В условиях прогнозируемой инфляции проявляется
эффект Фишера: номинальная ставка в
условиях инфляции изменяется так, что
реальная ставка процента остается неизменной,
т.е. на сколько процентов вырастет П, на
столько же процентов увеличивается и
i7;
- неожидаемая
(непрогнозируемая) - это внезапный скачок
цен, который с точки зрения экономических
субъектов является непредсказуемым.
- Также инфляцию
можно классифицировать в зависимости
от тех источников, которые ее вызывают:
- инфляция
спроса;
- инфляция
предложения8.
2.
2.1
Социально - экономические
последствия инфляции.
Некоторые экономисты считают, что невысокий
уровень инфляции оживляет экономическую
конъюнктуру. Однако, пагубность даже
небольшого уровня инфляции заключается
в искажении ценового сигнала. Экономические
решения, учитывающие ценовую информацию,
становятся все менее и менее эффективными.
Цены, содержащие искаженную информацию,
углубляют диспропорции в экономике и,
при прочих равных условиях, темпы инфляции
могут перейти на более высокий уровень,
что, в свою очередь, приводит к ряду неблагоприятных
социально-экономических последствий
для страны:
- Во-первых,
инфляция искажает относительные цены,
что деформирует факторное распределение
доходов и размещение ресурсов, а также
снижает эффективность производства и
дальнейшего распределения по всей воспроизводственной
цепочке;
- Инфляция
нарушает пропорции распределения национального
дохода между частным сектором и государством
в пользу последнего. Реализуя монопольное
право на эмиссию, государство расширяет
денежное предложение, повышая темпы инфляции.
Покупательная способность населения
снижается и оно недопотребляет часть
национального продукта. Покупательная
способность государства, наоборот, вырастает
на перераспределенную в его пользу денежную
сумму. Таким образом, государство посредством
эмиссии облагает население специфическим
видом налога – инфляционным
налогом IT (IT – это убытки экономических
субъектов, держащих свои активы в денежной
форме), ставка которого равна темпу инфляции П.
В результате этого налога сокращаются
реальные сбережения, падает платежеспособный
спрос, снижаются стимулы к труду. Инфляционный
налог рассчитывается по формуле:
IT=
П*(M/P),
или IT=C*
П +D(П - i),
где
M/P-реальные денежные запасы,
C-наличные деньги в обращении,
i - номинальная ставка процента.
Доход государства от создающей
инфляцию эмиссии (сеньораж) и
доход от инфляционного налога IT
(в виде дополнительного приобретения
государством товаров и услуг на сумму
эмиссии) совпадают при умеренных темпах
инфляции, когда объем желаемых денежных
запасов остается неизменным:
M/P=const;
- Кроме того,
в условиях высокой инфляции действует
эффект Танзи – Оливера, заключающийся
в том, что налоговые поступления в бюджет
государства обесцениваются за период
с момента начисления и до момента их поступления
в бюджет;
- Инфляция
нарушает распределение национального
дохода между трудом и капиталом. Это происходит
в условиях, когда цены на блага определяются
на рынке совершенной конкуренции, а цены
труда из-за адаптивных ожиданий с опозданием
реагируют на изменение уровня цен. Чем
выше темпы инфляции, тем ниже реальная
заработная плата, и тем меньшей частью
национального продукта вознаграждается
фактор труда по отношению к фактору капитала.
Таким образом, при ускорении темпов инфляции
доля труда в национальном доходе сокращается;
- Инфляция
перераспределяет имущество от кредиторов
к дебиторам, так как долги в условиях
инфляции возвращаются подешевевшими
деньгами: при неравномерном росте цен
невозможно застраховать ссужаемый капитал
потому, что нельзя точно рассчитать будущий
темп инфляции;
- Инфляция
перераспределяет национальный доход
между участниками производства и участниками
трансфертных платежей. Поскольку факторные
доходы участников производства, получаемые
в денежной форме, растут пропорционально
инфляционному повышению цен, а номинальные
доходы в виде пенсий, пособий и других
трансфертных выплат непосредственно
не связаны с динамикой уровня цен и их
покупательная способность уменьшается
быстрее, чем реальный доход участников
производства. Таким образом, инфляция
снижает долю трансфертных выплат в национальном
доходе;
- В условиях
прогрессивной налоговой системы и открытой
инфляции действует так называемый эффект
инфляционного налогообложения – получение
государством дополнительного дохода
за счет перехода налогоплательщика из
одной налоговой группы в другую (подпадающую
под более высокую налоговую ставку) в
результате индексации;
- В условиях
инфляции растет неопределенность при
принятии инвестиционных решений, так
как рост издержек вследствие высокой
инфляции предсказать трудно, экономические
агенты начинают активно предпочитать
спекуляцию реальному инвестированию,
что отрицательно сказывается на всей
национальной экономике;
- Инфляция
усиливает социальную дифференциацию:
при росте цен на товары первой необходимости,
составляющие основную долю в потреблении
бедных слоев населения, резко сокращаются
возможности потребления и быстрее обесцениваются
их реальные доходы;
- Инфляция
увеличивает трансакционные издержки,
связанные с постоянной необходимостью
пересмотра цен, приходится печатать новые
каталоги, ценники и т.д., что приводит
как к дополнительным бухгалтерским издержкам,
так и к дополнительным затратам времени
и сил;
- А также высокая
инфляция ведет к обострению социальной
обстановки в стране, поскольку обесценение
доходов населения вызывает совершенно
очевидное недовольство и противодействие,
в основном в форме социальных выступлений.
Инфляция на протяжении многих лет является
одной из основных макроэкономических
проблем в большинстве стран мира, которая
отрицательно влияет как на экономическую,
так и на социальную ситуацию в стране,
поэтому актуальным и неизбежным становится
осуществление государством антиинфляционной
политики.
При реализации антиинфляционной политики
необходимо учитывать степень инфляционных
процессов и их продолжительность
Если инфляция носит умеренный характер,
антиинфляционная политика будет носить
адаптационный характер: правительство
постепенно индексирует экономику, привязывая
рост цен к росту заработной платы.
Когда же в стране инфляция
достигает таких размеров, что
грозит перейти в гиперинфляцию,
то первоочередной задачей экономической
политики правительства становится подавление
инфляции.
Высокая инфляция, переходящая в гиперинфляцию,
оборачивается бедствием для всей экономики
в целом. В долгосрочном периоде страдают
все экономические агенты – домашние
хозяйства, бизнес, государственный бюджет.
Гиперинфляция не дает деньгам выполнять
их основные функции и разрушает банковскую
систему.
Если полностью подавить инфляцию
нельзя в силу институциональных
причин таких, как монополия
Центральных банков на эмиссию
денег, монополизм профсоюзов
и фирм, то нужно снизить ее
темпы до минимально возможного
и предсказуемого уровня. Необходимым
условием возникновения инфляции является
ускорение темпа роста номинального количества
денег, находящихся в обращении. Поэтому
остановить или придержать рост инфляции
независимо от того, монетарными или немонетарными
факторами она порождена, можно только
при снижении темпа предложения денег.
Таким образом, стратегическая цель антиинфляционной
политики – привести темпы роста денежной
массы в соответствие с темпами роста
товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном
плане, а объем и структуру совокупного
предложения с объемом и структурой совокупного
спроса в долгосрочном плане.
Выбор у правительства имеется
только в отношении того, как
сокращать темп роста денежной
массы: резко (шоковая терапия)
или постепенно (градуирование).
Достоинство шоковой терапии состоит
в том, что при ее последовательном проведении
у экономических субъектов возникает
доверие относительно намерений правительства
и их инфляционные ожидания снижаются.
Издержки шоковой терапии связаны с резким
сокращением производства и занятости.
Постепенное снижение темпа роста
денежной массы может восприниматься
как свидетельство неуверенности
правительства в правильности
выбранной цели экономической
политики и возможности отказа
от борьбы с инфляцией.
Одним из вариантом шоковой терапии
является проведение предваряющей либерализацию
цен (или совмещенной с ней0 денежной реформы
конфискационного типа с последующим
проведением жесткой монетарной политики.
Реформы такого типа предполагают проведение
обмена старых денег на новые в определенном
соотношении без изменения номинального
уровня доходов и цен. При этом на суммы
подлежащих обмену старых денег нередко
накладываются определенные ограничения,
иногда дифференцированные для различных
экономических субъектов.
Реформы конфискационного типа могут
оказаться полезными при переходе от подавленной
к открытой инфляции. В этом случае конфискационная
денежная реформа выравнивает номинальную
массу (новых) денег по сложившемуся уровню
реальных доходов вместо того, чтобы, как
это происходит при простой либерализации
цен, выравнивать уровень реальных доходов
по сложившемуся объему денежной массы.
Совсем по-иному влияет на инфляционные
ожидания экономических субъектов политика
постепенного снижения темпов роста денежной
массы – градуирование. В этом случае
возникает инерция инфляции: экономические
субъекты привыкают к постоянному росту
цен и заключают контракты с учетом продолжения
инфляции, тем самым поддерживая ее.
Очень высокая инфляция приобретает самоусиливающийся,
инерционный характер.
Любые меры (эмиссионные или бюджетные,
а также индексация доходов) стимулирования
производства через совокупный спрос
повысят инфляцию и инфляционные ожидания,
поэтому при гиперинфляции невозможно
привести темпы роста денежной массы в
соответствие с темпами роста реального
ВВП посредством налогово-бюджетной политики.
В целом, как свидетельствует
опыт, политика градуирования может
оказаться успешной, если рост
денежной массы и уровня цен
не превышает 20-30% в годовом
исчислении. Примером успешного
проведения этой политики, когда
инфляция достигает нескольких сотен
или тысяч процентов в год, нет. Таким образом,
погасить гиперинфляцию можно лишь монетарными
методами.
В первую очередь, необходимо
ослабить источник ее инерционности
– инфляционные ожидания. Сбивать
инфляционные ожидания введением ценовых
ограничений очень опасно, поскольку фиксирование
цен в рыночной системе вызывает резкий
дефицит товаров и загоняет инфляционные
ожидания вглубь, способствует свертыванию
производства, что приведет к еще большей
инфляции, разбалансированностью спроса
и предложения. Поэтому в условиях гиперинфляции
нужно фиксировать не цены, а объем денежной
массы. Сначала необходимо минимизировать
темпы ее прироста, а затем ввести ежегодную
фиксацию или рамки изменения объема денежной
массы в течение года, т.е. провести политику
таргетирования денежной массы. При этом
необходимо учитывать скорость обращения
денег, увеличение которой усиливает инфляцию.
Чтобы ограничить рост денежной массы
надо одновременно повысить норму обязательного
резервирования, ограничить операции,
ведущие к депозитарному расширению денежной
массы, временно прекратить эмиссию. Для
этого нужно устранить причины дополнительной
эмиссии: урегулировать структурный дефицит
бюджета, сократив непроизводительные
расходы, прекратить индексацию доходов
населения.