Характеристика категории богатства в трудах представителей разных экономических школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 22:19, творческая работа

Описание работы

Как указывал Маркс, развитие политической экономии шло в ногу с реальным развитием противоречий, свойственных буржуазному обществу. Буржуазная политэкономия могла оставаться научной до тех пор, пока противоречия и классовая борьба находились еще в неразвитой форме. Этим пределом явилась эпоха Д. Рикардо и С. Сисмонди. В последующий период в связи с усугублением противоречий капитализма происходит упадок классической школы, а в 30-40-е годы XIX в. она окончательно уступает место вульгарной буржуазной экономии, которая господствует в капиталистическом мире и по сей день.

Содержание

Введение
1. Классическая школа
1.1. Первое течение классиков.
1.1.1. Жан Батист Сэй
1.1.2. Адам Смит
1.1.3. Давид Рикардо
1.2. Второе течение классиков.
1.2.1. Томас Мальтус
2. Проблемы рыночной системы
Заключение

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ.docx

— 35.81 Кб (Скачать)

То новое, что внесено  Рикардо в трудовую теории стоимости, обусловлено, прежде всего,  изменением исторической обстановки, переходом мануфактурного капитализма к капитализму машинной ступени. Важная заслуга Рикардо в том, что он, опираясь на трудовую теорию стоимости, он приблизился к пониманию единой основы всех капиталистических доходов – прибыли, земельной ренты, процента. Хотя он и не открыл прибавочной стоимости и закона прибавочной стоимости, однако, Рикардо явно видел, что труд представляет собой единственный источник стоимости и, следовательно, доходы классов и социальных групп, не участвующих в производстве, фактически являются результатом присвоения чужого неоплаченного труда.     

Теории прибыли Рикардо присущи два важнейших противоречия: 

 

·        Противоречие между законом стоимости и законом прибавочной стоимости, что выразилось в неспособности Рикардо объяснить происхождение прибавочной стоимости с точки зрения закона стоимости;  

 

·        Противоречие между законом стоимости и законом средней прибыли, которое выражалось в том, что он не сумел объяснить среднюю прибыль и цену производства с позиции теории трудовой стоимости. 

 

Главным недостатком теории Д. Рикардо является отождествление им рабочей силы как товара с ее функцией – трудом. Тем самым он уходит от проблемы выяснения сущности и механизма капиталистической эксплуатации. Но, тем не менее, Рикардо довольно близко подходит к правильному количественному определению цены труда, фактически стоимости рабочей силы. Разграничивая естественную и рыночную цены труда, он считает, что под воздействием спроса и предложения естественная цена труда сводится к стоимости определенной суммы жизненных средств, необходимой не только для содержания рабочих и продолжения их рода, но и в известной мере и для развития. Следовательно, естественная цена труда – это стоимостная категория.     

По Рикардо, рыночная цена труда колеблется вокруг естественной под воздействием естественного движения рабочего населения. В случае превышения рыночной цены труда над естественной, численность рабочих значительно увеличивается, возрастает предложение труда, на определенном этапе повышающее спрос на него. В силу этих обстоятельств возникает безработица, рыночная цена труда начинает падать. Ее падение продолжается до тех пор, пока не начнет сокращаться численность рабочего населения, не уменьшится предложение труда  в соответствии с величиной спроса на него. При этом рыночная цена труда снижается по отношению к естественной. Таким образом, трактовка естественной цены труда у Д. Рикардо достаточно противоречива.  

 

Давид Рикардо явился завершителем буржуазной политической экономии именно потому, что раскрытые им научные истины становились все в большей степени социально опасными для политических и экономических позиций господствующего класса. 

 

 

  

 

 

  

 

Второе течение  классиков

 

 

      Второе течение старой классической школы представляют Сисмон – де – Сисмонди и Томас Мальтус. 

 

 

 

Томас Мальтус 

 

 

     Яркий, своеобразный вклад  в экономическую науку внес представитель  классической школы англичанин Т. Мальтус. Трактат Т. Мальтуса "Опыт о законе народонаселения", опубликованный в 1798 году, произвел и производит на читающую публику такое мощное впечатление, что дискуссии об этой работе ведутся  по настоящее время. Диапазон оценок в этих дискуссиях предельно широк: от "гениальное предвидение" до- "антинаучный бред".     

Т. Мальтус был не первым, кто писал о демографических  проблемах, но, пожалуй, был первым, кто попытался предложить теорию, описывающую закономерности изменения  численности населения. Что касается его системы доказательств и  статистических иллюстраций, то к ним  уже в те времена была предъявлена  масса претензий. В XVIII-XIX веках теория Т. Мальтуса стала известна главным  образом благодаря тому, что ее автор впервые предложил опровержение широко распространенного тезиса о  том, что путем социального реформирования человеческое общество может быть усовершенствовано. Для экономической же науки трактат  Т. Мальтуса ценен теми аналитическими выводами, которые были впоследствии использованы другими теоретиками  классической и некоторых других школ.     

Как нам известно, А. Смит исходил из того, что материальное богатство общества представляет собой  соотношение между объемом предметов  потребления и численностью населения. Главное внимание основатель классической школы уделял изучению закономерностей  и условий роста объема производства, вопросы же, связанные с закономерностями изменения численности населения, им практически не рассматривались. Эту задачу и взял на себя Т. Мальтус.      

С точки зрения Т. Мальтуса, существует противоречие между "инстинктом продолжения рода" и ограниченностью  земель, пригодных для сельскохозяйственного  производства. Инстинкты заставляют человечество размножаться с очень  высокой скоростью, "в геометрической прогрессии". В свою очередь земледелие, а только оно производит необходимые  для людей продукты питания, способно производить эти продукты с гораздо  меньшей скоростью, "в арифметической прогрессии". Следовательно, любое  увеличение объема производства продуктов  питания будет раньше или позже  поглощено увеличением численности  населения. Таким образом, причиной бедности является соотношение темпов прироста населения и темпов прироста жизненных благ. Любая попытка улучшить условия жизни путем социального реформирования сводится тем самым на нет возрастающей людской массой.     

Относительно низкие темпы  прироста продуктов питания Т. Мальтус  связывает с действием так называемого закона убывающего плодородия почв. Смысл этого закона состоит в том, что количество земельных угодий, пригодных для сельскохозяйственного производства, ограничено. Объем производства может расти лишь за счет экстенсивных факторов, и каждый следующий земельный участок включается в хозяйственный оборот все с большим количеством затрат, естественное плодородие каждого следующего земельного участка ниже, чем предыдущего, а поэтому общий уровень плодородия всего земельного фонда в целом имеет тенденцию к снижению. Прогресс в области технологии сельскохозяйственного производства вообще идет очень медленно и не способен компенсировать снижение плодородия.     

Таким образом, наделяя людей  способностью к безграничному размножению, природа через экономические процессы налагает на род человеческий ограничители, которые регулируют рост численности. Среди этих ограничителей Т. Мальтус выделяет: ограничители морального характера и слабость здоровья, которые приводят к снижению рождаемости, а также порочную жизнь и нищету, которые приводят к росту смертности. Снижение же рождаемости и рост смертности в конечном итоге определяются ограниченностью средств к существованию.      

Из такой постановки проблемы в принципе можно сделать совершенно различные выводы. Некоторые комментаторы и толкователи Т. Мальтуса увидели в его теории человеконенавистническую доктрину, которая оправдывает нищету и призывает к войнам как методу ликвидации излишнего населения. Другие считают, что Т. Мальтус заложил теоретические основы политики "планирования семьи", которая широко используется в последние тридцать лет во многих государствах мира. Сам же Т. Мальтус лишь всячески подчеркивал только одно - необходимо каждому человеку заботиться о себе самому и полностью отвечать за свою непредусмотрительность.  

 

Проблемы рыночной системы 

 

 

     История показала, что система свободного рынка дает большое количество товаров  для большего количества людей, чем  любая другая система.     

В этой системе всякий имеет  возможность сделать самостоятельный  выбор, обеспечивается высокая мотивация  к творческому труду, к процессу. В условиях нерыночной системы, кучка  людей решает за каждого индивида и за все общество в целом, что  для них лучше, и делает за них  выбор, что снижает ответственность, инициативу, мотивацию к эффективному труду, а главное к экономическому росту.     

Но рыночная система имеет  и серьезные недостатки или несовершенства.      

Одним из слабых мест рыночной системы была и остается его бесконечная цикличная природа. Экономика свободного рынка постоянно развивается, и развитие это происходит волнообразно, циклически. Периодическая повторяемость экономических спадов приводит к обнищанию, голоду, страданиям, эпидемиям, что не может не беспокоить развитое цивилизованное общество.     

Несмотря на эти негативные стороны циклического развития, нельзя не отметить, что оно есть проявление самой сущности развития производства, его естественное свойство, способ его прогрессивного движения, потому что циклическое развитие в целом  характеризует тенденцию экономического роста.     

Другая проблема заключается  в том, что рыночная система не распределяет богатство нации поровну. Рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, что само по себе не так уж плохо, ибо обеспечивает мотивацию к труду. Плохо то, что он жесткий и безразличный к бедным людям, не обеспечивает социальной защиты.     

Рынок не может  создать условия для реализации права на труд всех членов общества. Трудоустраиваются только те, на рабочую силу которых имеется спрос.      

Разделение общества на богатых и бедных – это также серьезная проблема рыночной системы.     

Одной из важнейших проблем  рынка является инфляция. Инфляция – это процесс непрестанного повышения цен без всякого коммерческого улучшения качества или роста количества продукции. Инфляция заставляет людей тратить их доход немедленно, как только они его получат, таким образом уменьшается функция сбережения и инвестиций, что в итоге истощает экономику.      

На мой взгляд, наиболее важной проблемой рынка  является проблема его равновесия. В экономических теориях и учениях классиков проблема эта звучит почти одинаково, хотя и существуют определенные различия. В вышеприведенных теориях классиков отчетливо прослеживается эта проблема.      

Из этой проблемы выливается еще один важный вопрос, вопрос о границах вмешательства государства в систему рынка. 

 

 

     В заключение можно сказать, что проблемы обсужденные здесь, далеко не все из тех, которые присущи системе рынка. Но важно отметить, что в рыночной системе, которой свойственна относительная свобода личности, все вопросы должны обсуждаться открыто и так, как это необходимо для успешного их разрешения.  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

 

     Классическая  школа относится к числу зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории  экономических учений. Экономические  идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Классическое направление зародилось в XVII веке и  расцвело в XVIII и в начале XIX века. Величайшая заслуга классиков состоит  в том, что они поставили в  центр экономики и экономических  исследований труд как созидательную  силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Классическая школа стала провозвестницей  идей экономической свободы, либерального направления в экономике. Представители  классической школы выработали научное  представление о прибавочной  стоимости, прибыли, налогах, земельной  ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая  наука.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы

1.     Аникин А. В. Юность науки: Жизнь и идеи мыслителей - экономистов до Маркса. - 3-е изд.-М.: “Политиздат”, 1979.

2.     Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. Пер. с англ., 4-е изд.-М.: “Дело Лтд”, 1994. – 720 с.

3.     Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.: 1997.

4.    Кен Ховард, Галина Журавлева. Принципы экономики свободной рыночной системы (экономикс). –М.: “Златоуст”, 1995. – 326 с.


Информация о работе Характеристика категории богатства в трудах представителей разных экономических школ