Государство, его функции и роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле над соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

Содержание

Введение 3-4
Понятие государства 5
Всеобщность рынка 6-7
1. Теории государственного регулирования экономики 7-10
1.1 Меркантилисты
1.2 Классическая теория
1.3 Кейнсианская теория
1.4 Неоклассическая теория
2. Методы государственного регулирования рыночной экономики 10-16
2.1 Административные методы
2.2 Экономические методы
3. Задачи государственного регулирования 16-17
4. Функции государства в рыночной экономике 18-23
5. Позитивные и негативные стороны рыночной экономики 23-25
5.1 Аргументы в пользу рыночной экономики
5.2 Аргументы против рыночной экономики
Заключение 26-27
Статистика 28-32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсовая по эконом теории.готова.doc

— 163.50 Кб (Скачать)

     Она способствует соединению личной выгоды производителя с интересами потребителя и общества в целом, повышает личную заинтересованность участников экономических процессов в конечных результатах труда.

     Действие "невидимой руки" во многом освобождает  государство от управления экономикой, обеспечивает ее саморегулирование.

     Рыночная  система обеспечивает свободу предпринимательской деятельности и потребительского выбора. Она координирует экономическую деятельность, делая ее более эффективной без принуждения.

     Предприниматель, или экономический  субъект свободно, на свой страх и риск, добивается экономической выгоды с учетом роли "вознаграждения" или "наказания" за свою деятельность - ее результатами.

     Конкурентная  рыночная система, как утверждают ее сторонники, способствует повышению  эффективности экономики, обеспечивает более высокие темпы экономического роста, более высокий доход на душу населения страны. 

     5.2 Аргументы против  рыночной системы 

     Экономическая деятельность в условиях рыночной системы приводит к концентрации производства, монополизации сфер экономической деятельности, угасанию конкуренции и ее регулирующей роли.

     Предприниматели идут на сговор в целях обеспечения  высоких цен на продукцию и получения экономической прибыли и сверхприбыли.

     По мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя, утверждается суверенитет монополиста.

     Научно-технический  прогресс, требующий крупных затрат, на которые способно небольшое количество крупных фирм, становится привилегией монополистов.

     Создается неравенство в распределении  доходов и полученного общественного  продукта. Развивается дифференциация общества, расслоение его на бедных и богатых.

     Потребительский спрос, учитываемый рынком, выражает лишь индивидуальные потребности потребителя. Производитель, удовлетворяя этим потребностям и ориентируясь на личную выгоду, не заинтересован в удовлетворении общественных нужд, устранении внешних издержек производства и развития экономики страны в целом.

     В результате этого образуется нестабильность, неустойчивость экономики, выражающаяся в цикличности экономического развития, чередовании подъема и упада производства, смены периодов экономического подъема экономическими кризисами, отражающимися на уровне жизни членов общества.

     Отсутствуют полная занятость и полный объем  производства, выражающийся в постоянном наличии безработицы, недогрузке предприятий  и неполном использовании производственных возможностей.

     Рыночная  экономическая система способствует развитию индивидуализма, эгоистических наклонностей, проявляющихся в различного рода негативных явлениях, ограничивающих полную свободу личности. Негативное влияние недостатков механизма рынка на экономику и социально-экономическую стабильность явилось причиной модернизации "чистого капитализма", его системного совершенствования, формирования постиндустриальных экономических систем.

     В действительность "чистой" рыночной экономической системы не существует. Действуют смешанные системы  с различной степенью роли государственных структур в экономике и различным уровнем государственного регулирования рынка, способствующего устранению отмеченных недостатков рыночной системы и повышению ее социальной направленности. 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

    Роль  государства в экономике очень  велика. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

    Экономическая теория утверждает, что рыночная экономика  способствует эффективному размещению ресурсов, если в отраслях промышленности осуществляется совершенная конкуренция. В совершенно конкурентных отраслях индустрии фирмы достигают экономически эффективного уровня объема производства. Для конкурентных фирм предельный доход и цена товара равны, поскольку дополнительный доход, получаемый при производстве одной единицы товара, просто равен цене, которую платят за товар покупатели. Поскольку именно фирмы несут все издержки производства при совершенной конкуренции, то предельные издержки фирм – это и есть предельные общественные издержки.

        Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть  излишне административно «зарегулирована», так как  это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

    В целом трудно переоценить роль государства  в экономике. Оно создает условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали.

    В начале XXI столетия человечество стоит перед задачей, как органически соединить рыночную экономику, социальную политику государства и все возрастающую необходимость охраны окружающей среды. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. По всей видимости, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Ниже  представлены несколько  показателей статистики рыночной системы. 

1.Важным неэкономическим аргументом в пользу рыночной системы служит то обстоятельство, что она делает ставку на роль личной свободы. Одна из фундаментальных проблем организации общества заключается в том, как координировать экономическую деятельность множества индивидов и предприятий. Известно, что существует два способа осуществления такой координации: один - это централизованное и использование мер принуждения; другой - это добровольное сотрудничество через посредничество рыночной системы.  

Лишь рыночныя система способна координировать экономическую  деятельность без принуждения. Рыночная системы представляет свободу предпринимательства  и выбора; естественно, на этой основе она и преуспевает. Предпринимателей и рабочих не перегоняют по правительственным директивам их одной отрасли в другую, чтобы обеспечить выполнение производственных заданий, установленных каким-либо всемогущим правительственным ведомством. Напротив, при рыночной системе они свободно могут добиваться увеличения собственной выгоды, с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний, которые они получают от самой рыночной системы.  

Подведем итог: конкурентная рыночная система, как  утверждают ее сторонники, способствует эффективности распределения ресурсов и личной свободе. 
 
 

 
 
 

2.По данным Федеральной службы государственной статистики индекс промышленного производства в январе 2009г. по сравнению с январем 2008г. составил 84,0%, по сравнению с декабрем 2008г. - 80,1%. 

 
 
 
 

    3. Структура основного капитала  по видам экономической деятельности

    (в  текущих ценах;  на конец 2006 года; в процентах к  итогу) 

      

    В отраслевой структуре основных фондов в фактически действовавших ценах  произошло снижение доли отраслей, производящих товары  (с 44% в 1998г. до 28,2%  в 2004г.). Вместе с тем, возросла доля отраслей, оказывающих услуги (с 56 до 71,8%). На структурные сдвиги определенное влияние оказывал и рост цен.  

    К концу 2006 года основные фонды по видам  экономической деятельности распределились следующим образом: 32,1% составляли основные фонды транспорта и связи; 29,7% - операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг; 16,7% - обрабатывающих производств. 
 
 

4.

В условиях рыночных отношений на первый план выдвигаются  такие вопросы,  касающиеся основных фондов,   как    технический   уровень,   качество, надежность производимой ими продукции, что целиком зависит от качественного состояния техники и эффективного её использования.

Улучшение технических  качеств средств труда и оснащенность работников ими обеспечивают основную часть роста эффективности производственного процесса, однако обновление основных фондов происходит крайне медленно.

О недостаточности  объемов ввода новых основных фондов для обеспечения их обновления свидетельствует  соотношение показателей  ввода и износа основных фондов.

- Сумма ввода основных фондов крупных и средних организаций в 2006 году лишь в 1,9 раза превышала объем начисленного в этом году износа. По отношению к общей сумме износа, накопленного к концу 2006 года, сумма ввода основных фондов составила 18,5%. С учетом того, что ввод основных фондов за 2006 год учтен в ценах приобретения, а наличие  - в ценах предыдущих лет (смешанных ценах) ввод новых основных фондов является недостаточным для обеспечения замены устаревших основных фондов.

Наихудшие соотношения показателей ввода и износа основных фондов в крупных и средних коммерческих организациях в 2006 году наблюдались по чистым видам деятельности в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды  и на транспорте. Близкие к средним эти соотношения в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве. Более благоприятные - в оптовой и розничной торговле и финансовой деятельности.

Остающееся недостаточным  поступление новых основных фондов сдерживает замену устаревших, изношенных фондов.  
 

- Степень  износа  основных средств составила к концу 2006 года в целом по области  43,5%. Наиболее изношены фонды транспорта; производства и распределение электроэнергии, газа и воды; обрабатывающих производств; сельского хозяйства, менее – финансовой деятельности, торговли, гостиниц и ресторанов, операций с недвижимым имуществом, аренды и  предоставления услуг. 

К концу 2006 года средняя степень износа машин  и оборудования  в крупных и  средних коммерческих организациях в целом по экономике области составила 58%. Среди них  полностью изношено, но не списано 27,6% машин и оборудования. Велика доля полностью изношенных машин и оборудования предприятий строительства, обрабатывающих производств, транспорта. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

  1. Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и  предприятия: правовые проблемы, 2005.

     2. Популярная экономика. Рыночные отношения. / Пер. с англ. ООО «Мир книги», 2002.

     3. Курс переходной экономики. / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финансовая статистика 2003.

    4. Основы экономической теории. Книга 1. - 2005

      5. Романенко И.В. Экономика предприятия. – 3-е изд. 2005.

    6. Экономика. / Под ред. А.С. Булатов / М. 2000

    7. Статистика в рыночной экономике. Лугунин О.Е. – 2006.              

    8. Макроэкономика, В.А.Семенов. - 1995.

Информация о работе Государство, его функции и роль в рыночной экономике