Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:16, курсовая работа
Государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле над соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.
Введение 3-4
Понятие государства 5
Всеобщность рынка 6-7
1. Теории государственного регулирования экономики 7-10
1.1 Меркантилисты
1.2 Классическая теория
1.3 Кейнсианская теория
1.4 Неоклассическая теория
2. Методы государственного регулирования рыночной экономики 10-16
2.1 Административные методы
2.2 Экономические методы
3. Задачи государственного регулирования 16-17
4. Функции государства в рыночной экономике 18-23
5. Позитивные и негативные стороны рыночной экономики 23-25
5.1 Аргументы в пользу рыночной экономики
5.2 Аргументы против рыночной экономики
Заключение 26-27
Статистика 28-32
Список литературы 33
Она способствует соединению личной выгоды производителя с интересами потребителя и общества в целом, повышает личную заинтересованность участников экономических процессов в конечных результатах труда.
Действие "невидимой руки" во многом освобождает государство от управления экономикой, обеспечивает ее саморегулирование.
Рыночная система обеспечивает свободу предпринимательской деятельности и потребительского выбора. Она координирует экономическую деятельность, делая ее более эффективной без принуждения.
Предприниматель, или экономический субъект свободно, на свой страх и риск, добивается экономической выгоды с учетом роли "вознаграждения" или "наказания" за свою деятельность - ее результатами.
Конкурентная
рыночная система, как утверждают ее
сторонники, способствует повышению
эффективности экономики, обеспечивает
более высокие темпы
5.2
Аргументы против
рыночной системы
Экономическая деятельность в условиях рыночной системы приводит к концентрации производства, монополизации сфер экономической деятельности, угасанию конкуренции и ее регулирующей роли.
Предприниматели идут на сговор в целях обеспечения высоких цен на продукцию и получения экономической прибыли и сверхприбыли.
По мере ослабления конкуренции подрывается суверенитет потребителя, утверждается суверенитет монополиста.
Научно-технический прогресс, требующий крупных затрат, на которые способно небольшое количество крупных фирм, становится привилегией монополистов.
Создается
неравенство в распределении
доходов и полученного
Потребительский спрос, учитываемый рынком, выражает лишь индивидуальные потребности потребителя. Производитель, удовлетворяя этим потребностям и ориентируясь на личную выгоду, не заинтересован в удовлетворении общественных нужд, устранении внешних издержек производства и развития экономики страны в целом.
В результате этого образуется нестабильность, неустойчивость экономики, выражающаяся в цикличности экономического развития, чередовании подъема и упада производства, смены периодов экономического подъема экономическими кризисами, отражающимися на уровне жизни членов общества.
Отсутствуют полная занятость и полный объем производства, выражающийся в постоянном наличии безработицы, недогрузке предприятий и неполном использовании производственных возможностей.
Рыночная
экономическая система
В
действительность "чистой" рыночной
экономической системы не существует.
Действуют смешанные системы
с различной степенью роли государственных
структур в экономике и различным уровнем
государственного регулирования рынка,
способствующего устранению отмеченных
недостатков рыночной системы и повышению
ее социальной направленности.
Заключение
Роль государства в экономике очень велика. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.
Экономическая
теория утверждает, что рыночная экономика
способствует эффективному размещению
ресурсов, если в отраслях промышленности
осуществляется совершенная конкуренция.
В совершенно конкурентных отраслях
индустрии фирмы достигают
Конечно, вмешательство государства в экономические отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.
В
целом трудно переоценить роль государства
в экономике. Оно создает условия
для экономической
В
начале XXI столетия человечество стоит
перед задачей, как органически соединить
рыночную экономику, социальную политику
государства и все возрастающую необходимость
охраны окружающей среды. В цивилизованном
обществе экономика должна быть социальной.
Это возможно лишь при позитивном воздействии
на нее государства, в условиях, когда
высшей ценностью в обществе являются
достоинство и права человека и функционирует
правовое государство. По всей видимости,
основная задача государства состоит
в том, чтобы удерживать "золотую середину"
в сфере влияния на рыночную экономику.
Ниже
представлены несколько
показателей статистики
рыночной системы.
1.Важным неэкономическим
аргументом в пользу рыночной системы
служит то обстоятельство, что она делает
ставку на роль личной свободы. Одна из
фундаментальных проблем организации
общества заключается в том, как координировать
экономическую деятельность множества
индивидов и предприятий. Известно, что
существует два способа осуществления
такой координации: один - это централизованное
и использование мер принуждения; другой
- это добровольное сотрудничество через
посредничество рыночной системы.
Лишь рыночныя
система способна координировать экономическую
деятельность без принуждения. Рыночная
системы представляет свободу предпринимательства
и выбора; естественно, на этой основе
она и преуспевает. Предпринимателей
и рабочих не перегоняют по правительственным
директивам их одной отрасли в другую,
чтобы обеспечить выполнение производственных
заданий, установленных каким-либо всемогущим
правительственным ведомством. Напротив,
при рыночной системе они свободно могут
добиваться увеличения собственной выгоды,
с учетом, конечно, вознаграждений и наказаний,
которые они получают от самой рыночной
системы.
Подведем итог:
конкурентная рыночная система, как
утверждают ее сторонники, способствует
эффективности распределения
2.По данным Федеральной
службы государственной статистики индекс
промышленного производства в январе
2009г. по сравнению с январем 2008г. составил
84,0%, по сравнению с декабрем 2008г. - 80,1%.
3. Структура основного капитала по видам экономической деятельности
(в
текущих ценах;
на конец 2006 года;
в процентах к
итогу)
В
отраслевой структуре основных фондов
в фактически действовавших ценах
произошло снижение доли отраслей,
производящих товары (с 44% в 1998г. до
28,2% в 2004г.). Вместе с тем, возросла
доля отраслей, оказывающих услуги (с 56
до 71,8%). На структурные сдвиги определенное
влияние оказывал и рост цен.
К
концу 2006 года основные фонды по видам
экономической деятельности распределились
следующим образом: 32,1% составляли основные
фонды транспорта и связи; 29,7% - операций
с недвижимым имуществом, аренды и предоставления
услуг; 16,7% - обрабатывающих производств.
4.
В условиях рыночных отношений на первый план выдвигаются такие вопросы, касающиеся основных фондов, как технический уровень, качество, надежность производимой ими продукции, что целиком зависит от качественного состояния техники и эффективного её использования.
Улучшение технических
качеств средств труда и
О недостаточности объемов ввода новых основных фондов для обеспечения их обновления свидетельствует соотношение показателей ввода и износа основных фондов.
- Сумма ввода основных фондов крупных и средних организаций в 2006 году лишь в 1,9 раза превышала объем начисленного в этом году износа. По отношению к общей сумме износа, накопленного к концу 2006 года, сумма ввода основных фондов составила 18,5%. С учетом того, что ввод основных фондов за 2006 год учтен в ценах приобретения, а наличие - в ценах предыдущих лет (смешанных ценах) ввод новых основных фондов является недостаточным для обеспечения замены устаревших основных фондов.
Наихудшие соотношения показателей ввода и износа основных фондов в крупных и средних коммерческих организациях в 2006 году наблюдались по чистым видам деятельности в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды и на транспорте. Близкие к средним эти соотношения в сельском хозяйстве, обрабатывающих производствах, строительстве. Более благоприятные - в оптовой и розничной торговле и финансовой деятельности.
Остающееся недостаточным
поступление новых основных фондов
сдерживает замену устаревших, изношенных
фондов.
- Степень износа
основных средств составила к концу 2006
года в целом по области 43,5%. Наиболее
изношены фонды транспорта; производства
и распределение электроэнергии, газа
и воды; обрабатывающих производств; сельского
хозяйства, менее – финансовой деятельности,
торговли, гостиниц и ресторанов, операций
с недвижимым имуществом, аренды и
предоставления услуг.
К концу 2006 года
средняя степень износа машин
и оборудования в крупных и
средних коммерческих организациях
в целом по экономике области
составила 58%. Среди них полностью изношено,
но не списано 27,6% машин и оборудования.
Велика доля полностью изношенных машин
и оборудования предприятий строительства,
обрабатывающих производств, транспорта.
Список
литературы
2. Популярная экономика. Рыночные отношения. / Пер. с англ. ООО «Мир книги», 2002.
3. Курс переходной экономики. / Под ред. Л.И. Абалкина. М.: Финансовая статистика 2003.
4. Основы экономической теории. Книга 1. - 2005
5. Романенко И.В. Экономика предприятия. – 3-е изд. 2005.
6. Экономика. / Под ред. А.С. Булатов / М. 2000
7. Статистика в рыночной экономике. Лугунин О.Е. – 2006.
8. Макроэкономика, В.А.Семенов. - 1995.
Информация о работе Государство, его функции и роль в рыночной экономике