Государство, его функции и роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле над соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.

Содержание

Введение 3-4
Понятие государства 5
Всеобщность рынка 6-7
1. Теории государственного регулирования экономики 7-10
1.1 Меркантилисты
1.2 Классическая теория
1.3 Кейнсианская теория
1.4 Неоклассическая теория
2. Методы государственного регулирования рыночной экономики 10-16
2.1 Административные методы
2.2 Экономические методы
3. Задачи государственного регулирования 16-17
4. Функции государства в рыночной экономике 18-23
5. Позитивные и негативные стороны рыночной экономики 23-25
5.1 Аргументы в пользу рыночной экономики
5.2 Аргументы против рыночной экономики
Заключение 26-27
Статистика 28-32
Список литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсовая по эконом теории.готова.doc

— 163.50 Кб (Скачать)
stify">     Главная проблема такого механизма состоит  в том, что он не может обеспечить полную занятость, если заработная плата не является гибкой. Вследствие этого периоды репрессии могут быть весьма длительными, как это случилось в 1930-х годах.

     Этот  механизм самокоррекции основан  на важном предположении, что изменения  в совокупном предложении (суммарное предложение товаров и услуг) вызывают изменения в совокупном спросе (полный спрос на товары и услуги). 

    1. Кейнсианская  теория
 
 

    Кейнсианская  точка зрения состоит в том, что  фирмы производят большой объем  продукции в ответ на увеличение спроса. Другими словами, изменения совокупного спроса вызывают изменения совокупного предложения. Поэтому кейнсианцы полагают, что бизнес-цикл является результатом изменений совокупного спроса.

    Согласно  кейнсианским законам, решение вопроса  является простым. Когда уровень экономической активности падает, правительству следует уменьшить налоги и заимствовать (и затем тратить) сбережения населения и организаций. В результате такой политики вследствие увеличения расходов правительства доходы населения возрастут, занятость увеличится, а совокупный спрос поднимется. Это, в свою очередь, приведет к увеличению потребительских расходов, которые вызовут рост объема производства фирм. Когда же экономика испытывает бум, то действия правительства должны быть противоположными. Таким образом, согласно кейнсианской точке зрения одна из функций правительственной деятельности заключается в сглаживании флуктуаций экономической активности за счет политики подавления бизнес-циклонов.  

    1. Неоклассическая теория
 

     Теоретической основой неконсервативной модели послужили концепции неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический рост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли, и за счет заемных средств (кредитов).

     Поэтому в соответствии с этой теорией  государство должно обеспечить условия  для процесса накопления капитала и  повышения производительности производства.

     Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым  затрудняет использование заемных  средств для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям. 
 

  1. Методы  государственного регулирования  рыночной экономики

            Государство выполняет свои функции, применяя разнообразные методы, к которым рыночная система предъявляет различные требования.

            Во-первых, исключаются любые действия  государства, разрывающие рыночные  связи. Недопустимы, например, тотальное  директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (фонды, талоны, купоны и т. д.), всеобщий административный контроль над ценами и т. п.

            Во-вторых, влиять на рынок как  самонастраивающуюся систему можно  в основном экономическими методами. Если государство полагается исключительно на административные методы, то оно способно разрушить рыночный механизм. Вместе с тем это не означает, что в рыночном хозяйстве административные методы не имеют право на существование, в ряде случаев их применение не только допустимо, но и необходимо.

             В-третьих, экономические регуляторы  не должны ослаблять или заменять  рыночные стимулы, их следует  применять по правилу «не мешай  рынку». Если государство игнорирует  это требование, не обращает внимание на то, как действие регуляторов отражается на механизме рынка, последний начинает давать сбои. 
 
 

    2.1 Административные  методы 
 

Такие методы характерны, прежде всего, для централизованно  управляемой экономики.  Государственное  регулирование в тех условиях осуществляется в формах доведения предприятиям директивных плановых заданий, централизованного распределения материально-технических, финансовых, кредитных и других ресурсов, жесткой регламентации деятельности предприятий, ограничивающих возможность принятия ими самостоятельных решений.

            Административные методы используются  и в рыночной экономике. Государственное  регулирование рыночной экономики   административными методами определяется  необходимостью решения макроэкономических  и социальных проблем в интересах всего общества . Непосредственное государственное управление рядом отраслей , объектов полностью или частично применяется по отношению к предприятиям или организациям , имеющим жизненно важное значение для экономики и общества , представляющим общественную опасность , нуждающимся в значительной государственной поддержке. Таковыми объектами являются военные, энергетические заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений образования, культуры, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду и выполняющие другие общегосударственные функции. Такие объекты обычно находятся в государственной или муниципальной собственности. Следует однако отметить, что в условиях рыночной экономики действие административных методов государственного воздействия резко сокращается, меняется их содержание и задачи, которые они решают .

            Административные методы включают: финансовую поддержку   государства отдельным предприятиям, секторам экономики, проведение макроструктурных сдвигов с целью предупреждения структурных кризисов через разработку и научно-технических, экологических и других государственных программ, финансирование социальной сферы и т.д.

           

            Административные методы предполагают также введение обязательных стандартов, за невыполнение которых государство принимает соответствующие санкции. Стандартами могут быть экологические, санитарные и другие обязательные нормы. В частности, в рыночной экономике прямое административное воздействие со стороны государственных органов выражается в запрещении коммерческой эксплуатации части невоспроизводимых  национальных ресурсов, применение вредных технологий, производство товаров и услуг, несущих угрозу здоровью человека.

           

            Отметим, что работающие на  рынок государственные предприятия  в режиме рыночной конкуренции  нельзя отождествлять с теми , которые были в системе директивного  планирования и фондового снабжения.  При ориентации на рынок  предприятия осуществляют свое воспроизводство за счет собственных источников, а их связь с  государственным бюджетом приобретает другой характер. Главным образом они ограничиваются уплатой налогов, а финансовая поддержка (субсидии и кредиты) осуществляется лишь в меру участия  в осуществлении экономической стратегии государства.

            В отличии от командной экономики,  в условиях рыночных отношений   выделяют финансовую помощь для  проведения экономического оздоровления  предприятий  на договорной основе, учитывавшей взаимную ответственность сторон. В прежней же системе хозяйствования  финансовая помощь оказывалась в виде безвозмездных дотаций, не связанных ни с какими требованиями и ответственностью.

         К административным методам государственного регулирования относят и антимонопольные меры. Например, в США за соблюдением антимонопольного законодательства строго следят правительственные органы, комиссии конгресса. Они расследуют случаи нарушения законов и злоупотреблений со стороны частных и государственных компаний  и отдельных лиц в том, что касается цен, качества товаров и услуг, воздействия производственной деятельности на окружающую среду и т. п.  Так, только регулированием банков и рынка ценных бумаг занимаются четыре федеральных органа. 

2.2 Экономические методы

  

К экономическим  методам относится бюджетное, налоговое  и кредитно-денежное регулирование.

            Для экономического воздействия  государству необходимы значительные  финансовые ресурсы, которые формируются  в госбюджете. Политика изменения государственных доходов и расходов главным образом для борьбы с экономическими спадами получила название бюджетной, или фискальной политики. Во время спада правительство увеличивает расходы на так называемые государственные программы, например, выделяет средства на постройку и запуск космического корабля. Это позволит множеству фирм, связанных с разработкой и производством космической техники, получать крупные государственные заказы, т.е. правительство закупит значительную часть их продукции. Эти фирмы смогут нанять новых рабочих и в свою очередь закажут сырье и оборудование другим фирмам. В результате производство, занятость и инвестиции начнут увеличиваться во всей экономике.

            Еще одним направлением бюджетной  политики может быть увеличение или сокращение государственных доходов посредством налогов. Налоги являются основным источником государственных доходов , в результате которых образуется госбюджет.

            Налоговое регулирование включает  увеличение или снижение совокупных налоговых поступлений, смену форм обложения, изменение налоговой структуры, дифференциацию льгот и скидок, отсрочку платежа налога, аннулирование налоговой задолженности, изменение сферы распространения налогов и т.д.

            Экономисты вывели зависимость между величиной налоговых ставок, инвестиционной активностью товаропроизводителей и налоговых доходов государства. Эта зависимость получила название теории Лаффера. В соответствии с этой теорией рост налоговых ставок имеет предел, за которым начинается, падение деловой активности, а значит, сокращение доходов бюджета. По мнению западных экономистов, оптимальный размер налогов в сумме составляет 30%.

            Бюджетная политика в западных  странах хорошо работала во  время второй мировой войны и в первые послевоенные десятилетия (1940-60е годы). Она оказалась эффективной в борьбе против сильных экономических спадов. Однако выяснилось, что бороться с инфляцией только одними средствами бюджетной политики очень трудно. Скажем, тратить деньги и сокращать налоги во время спада для правительства оказалось намного легче, чем делать обратное  в ходе подъема: нельзя отменить многие начатые государственные программы потому только, что спад уже закончился. Увеличение налогов тоже всегда непопулярно. В итоге дефицит госбюджета становится постоянным, а это способствует инфляции. В 70-80е годы, когда она стала главной опасностью, бюджетная политика уступила первенство кредитно- денежному регулированию.

            Суть кредитно-денежного регулирования состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они в свою очередь - на потребительский и инвестиционный спрос. Строго говоря, денежная политика оказывает воздействие на величину денежной массы, а кредитная политика - воздействует на уровень процентных ставок. На практике их различить весьма трудно, ибо денежная масса и ставка процента неразрывно друг с другом связаны. Так, при уменьшении процентной ставки количество выданных банками займов возрастает, а это означает рост денежной массы  посредством кредитной эмиссии.

              В этой политике важнейшее  значение имеет процентная ставка .Если она очень высока, обращаться  за кредитом невыгодно . Поэтому,  чтобы увеличить совокупный спрос,  правительству хорошо бы снизить ставку процента. Однако это не в его силах: ссуды выдают частные банки, не подчиняющиеся правительству.

             В последние десятилетия государства  осуществляют активное антимонопольное.  В частности, многие страны  Западной Европы устанавливают  плановые ориентиры эмиссии денежной массы в зависимости от роста национального дохода – 3-5 % в год. Для преодоления инфляции центральные банки намечают сокращение эмиссии денег и повышения учетных ставок.

Информация о работе Государство, его функции и роль в рыночной экономике