Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 16:01, контрольная работа
При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу государственно-кредитных отношений попадает часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения - это временно свободные средства населения, предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления.
1. Сущность и функции государственного кредита. 2
2. Виды государственного кредита и управление им. 6
Список использованной литературы. 12
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский
заочный финансово-
Кафедра
экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по правоведению на тему:
«Государственный
кредит»
Преподаватель
Работу выполнила
Финансово-кредитный
факультет,
Липецк
– 2009
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Сущность и функции
государственного кредита. 2
2. Виды государственного
кредита и управление им. 6
Список использованной
литературы. 12
1. Сущность и функции государственного кредита.
Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т.е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения обычно выступают какие-то конкретные ценности — товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности.
При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета.
Государственный
кредит представляет отношения вторичного
распределения стоимости
Объективная
необходимость использования
Как финансовая категория государственный кредит выполняет три функции финансов: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию государственного кредита осуществляются формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.
Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени.
Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается займ. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.
При непроизводительном использовании мобилизованных капиталов, например, финансировании за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.
Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.
Мобилизуя средства физических
лиц, оно снижает
Операции по купле-продаже государственных ценных бумаг или выдача кредитов под их залог, проводимые центральным банком, являются важным инструментом регулирования ликвидности коммерческих банков в стране. В РФ такого рода операции получили распространение после августовского кризиса рынка межбанковских кредитов в 1995 г.
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг.
В том случае, если в стране
достаточно свободных
Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве кредитора и гаранта. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.
Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя в случае их банкротства погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.
Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.
Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Она осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами. В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.
2. Виды государственного кредита и управление им.
Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков.
1. По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами управления.
2. По месту размещения — внутренние и внешние.
Внутренние государственные займы характеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др.
Традиционно международные займы представляли собой предоставление валютных и товарных ресурсов предприятиям и финансовым институтам одной страны предприятиям, финансовым институтам и правительству другой страны на условиях возвратности, срочности и платности. Источником финансирования товарного кредита и перевода валютных ресурсов в этом случае всегда являлся национальный рынок капиталов. В современных же условиях помимо национальных рынков капиталов важнейшим источником кредитных ресурсов стал собственно международный рынок капиталов, не имеющий непосредственно какой либо национальной принадлежности..
В настоящее время Российская Федерация является крупным заемщиком как внутри страны, так и на международной арене.
Управление
российским государственным долгом
в настоящее время является одной
из наиболее актуальных проблем вследствие
быстрого роста абсолютных и относительных
размеров государственного долга в
течение последних двадцати лет.
Основными причинами этого
Рост
государственного долга сопровождался
резким увеличением платежей по его
обслуживанию и погашению, неспособность
осуществлять которые в 1991 г. и в
1998 г. привела к долговым кризисам.
В течение 90-х годов удалось
добиться ряда соглашений о реструктуризации
долгов, что уменьшило долговую нагрузку
на отечественную экономику в 1992—2000 гг.
Вместе с тем реструктуризации увеличили
долговую нагрузку на экономику в целом,
и в первом десятилетии текущего тысячелетия
— в частности.
Динамика внешнего долга России
Таблица
1.
Дата | Сумма, (млрд долл. США) |
1991, 25 декабря | 95.0 |
1997, 31 декабря | 123,5 |
2000, 1 января | 158.7 |
2001, 1 января | 143.7 |
2002, 1 января | 133.5 |
2003, 1 января | 125.7 |
2004, 1 января | 121.7 |
2005, 1 января | 114.1 |
2006, 1 января | 76.5 |
2006, 1 октября | 50.1 |
2007, 1 января | 52.0 |
2007, 1 апреля | 50.7 |
2007, 1 июля | 47.8 |
Пик
российского государственного долга
пришелся на 1998 г. (146,4 % ВВП). На 1 января
2000 г., внешний долг достиг 158,7 млрд долларов
(а суммарный внешний и
В
начале 2000 г. была достигнута договоренность
о полномасштабной