Государственный долг и его влияние на функционирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 18:44, реферат

Описание работы

Практически все страны мира, проводя экономические преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

Содержание

Введение…………………………………………………………
1. Понятие государственного долга и бюджетного дефицита …………………………………………………….…...
2. Внутренний и внешний долг………………………………..
3. Последствия накопления и важность управления государственным долгом………………………………………
4. Две точки зрения на государственный долг……………...
5. Государственный долг России ……………………………..
Заключение………………………………………………………
Литература……………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

k-r_ekonom.teoriya.doc

— 84.00 Кб (Скачать)
 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургская  государственная  академия

сервиса и экономики. 

НОВГОРОДСКИЙ  ФИЛИАЛ

 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Предмет: «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ». 
 

Тема: «Государственный долг и его влияние  на    функционирование экономики». 
 
 
 

                                    Выполнил:

                                    студент 1 курса,

                                    группа 84у,

                                    специальность «Экономика и 

                                    управление  на предприятии»,

                                    № п\п: 34.

                                    Князева Ирина Анатольевна 

                                    Проверил: Лебедева Г.В. 
 
 
 
 
 
 

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД

2005г.

    СОДЕРЖАНИЕ

 
 
  Введение………………………………………………………… 3
   
1. Понятие государственного  долга и бюджетного  дефицита …………………………………………………….…...  
4
2. Внутренний и внешний  долг……………………………….. 7
3. Последствия накопления  и важность управления  государственным  долгом………………………………………  
8
4. Две точки зрения  на государственный долг……………... 10
 
5. Государственный  долг России ……………………………..
 
12
Заключение…………………………………………………… 13
   
Литература………………………………………………………. 14
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

    Практически все страны мира, проводя экономические  преобразования, прибегают к внешним источникам финансирования. Рациональное использование иностранных займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития, решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведет к образованию внешней задолженности, которая становится серьезным препятствием на пути экономических преобразований.

    Впрочем, ни для кого не секрет, что многие высокоразвитые западные страны, члены Парижского клуба, являются не только кредиторами, но и крупнейшими должниками,

    Не  менее важным элементом государственных  кредитных отношений являются государственные  кредиты и гарантии, предоставляемые  хозяйствующим субъектам и правительствам иностранных государств. Они способствовали железнодорожному и промышленному строительству в России во второй половине XIX века, восстановлению и развитию народного хозяйства в двадцатые годы и в период после Великой Отечественной войны.

    Интерес к данной теме обусловлен тем, что в настоящее время проблема государственного долга это ключ к макроэкономической стабилизации в стране. От ее решения зависят состояние федерального бюджета, золотовалютных резервов, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инфляции, инвестиционный климат. Кроме того, принимая во внимание попытки наших международных кредиторов использовать долговую проблему для политического давления на Россию, грамотное урегулирование государственного долга становится фактором национальной безопасности и условием проведения самостоятельной внешней, да и внутренней политики.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Понятие  государственного  долга и бюджетного  дефицита. 

      Для того, чтобы разобраться в проблеме государственного долга, необходимо сперва рассмотреть понятие  бюджетного дефицита государства.

      Самым важным источником государственных  доходов являются различные виды налогов, которые могут быть подразделены на три большие категории:

      1.Налоги  на доходы частных лиц и  корпораций, в том числе отчисления  из заработной платы на социальное страхование;

      2.Налоги  на расходы, в том числе налоги  с продаж, акцизы и импортные  тарифы;

      3.Налоги  на собственность, включая самые  разнообразные налоги на дома  и строения, сельскохозяйственные  угодья и земли под постройки,  а также на наследство.

    Налоги  также классифицируются как прямые и косвенные. Наименование "прямые" обычно относится к тем налогам, которыми облагаются непосредственно  индивидуумы и фирмы, в то время  как косвенные налоги - это налоги на товары и услуги.

    Развитые и развивающиеся страны имеют различные налоговые структуры: развитые экономики обычно имеют высокую долю прямых налогов в государственных поступлениях.

    Другим  источником поступлений общественного  сектора являются прибыли государственных  предприятий и фирм, продающих товары и услуги.

    Государственные расходы также могут быть разделены  на четыре категории:

    1.Потребление  в государственном секторе (включает  зарплату работникам госсектора, а также его платежи за товары, закупаемые для текущего потребления);

    2.Государственные  инвестиции (включают разнообразные  капитальные расходы, такие, как  затраты на дорожное строительство  или строительство портов);

    3.Трансферты  частному сектору (включают пенсии  за выслугу лет, страхование  по безработице, льготы ветеранам и др. платежи);

    4.Проценты  по государственным долгам.

     Бюджетный дефицит - это величина, на которую  государственные расходы превышают  доходы в конкретном году.

     Национальный, или государственный, долг - это общая  сумма всех дефицитов и положительных  сальдо федерального бюджета, накопленная за всю историю страны.

    Государственный долг – это неизбежное порождение  дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

    Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске  займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Увеличительное влияние на государственный долг оказывает и необходимость выплаты его с процентами.

    Непосредственным  итогом бюджетных дефицитов является их накопленная сумма - государственный  долг. Обслуживание государственного долга - это выплаты процентов по нему и выплаты основных сумм долга. Обслуживание долга - одна из форм расходов государственного бюджета.

    Со  временем, текущие займы превращаются в последующие налоги. Поэтому  государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процента по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.

    По  структуре государственный долг РФ состоит из нескольких групп долговых обязательств:

    - задолженности владельцам ГКО-ОФЗ;

    - задолженности Минфина перед  ЦБ по кредитам на финансирование  дефицита бюджета;

    - задолженности, появившейся вследствие  взятого на себя государством  обязательства по восстановлению  сбережений граждан;

    - внешней задолженности бывшего  СССР, принятой на себя РФ;

  • вновь возникшая задолженность РФ перед иностранными государствами, международными организациями и фирмами.

    Первое  основание возникновения государственного долга – это государственные  и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

    Вторым  основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов  РФ и муниципалитетов являются кредитные  соглашения и договоры, которые могут  заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов.

    Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает  не как заемщик, а как гарант погашения  обязательств за других заемщиков.

    Четвертым основанием являются факты, когда государство  или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.  

    Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

    Причинами возникновения государственного долга обычно являются трудные периоды для экономики: войны, спады и т.д. Например, во время войны надо переориентировать большую часть ресурсов на производство военной продукции, что требует значительных государственных расходов, как требует их и содержание армии. Имеется три варианта финансирования: увеличение налогов, выпуск денег и дефицитное финансирование. Рост налогообложения приводит к подрыву трудовых стимулов, выпуск денег создает инфляционное давление, следовательно, большая часть военных расходов финансируется за счет продажи обязательств населению. Другой источник государственного долга - это спады. В периоды, когда национальный доход сокращается, или не может увеличиваться, налоговые поступления автоматически сокращаются и приводят к бюджетным дефицитам.

    Еще один источник государственного долга - упомянутые выше политические интересы, приводящие к увеличению правительственных  расходов и, следовательно, увеличению бюджетного дефицита.

    В определении размеров государственного долга существуют различные подходы. Наиболее реалистичным считается определение доли государственного долга к ВНП или к экспорту. Голая констатация абсолютных размеров долга игнорирует объем ВНП. Можно утверждать, что богатая нация имеет большую возможность выдерживать государственный долг значительных размеров по сравнению с бедной нацией. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Внутренний и внешний  долг. 

    В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.

    Внутренний  государственный  долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов. Они оформляются путем выпуска и продажи государственных ценных бумаг. Государственные ценные бумаги  подразделяются на:

Информация о работе Государственный долг и его влияние на функционирование экономики