Государственный долг и его социально - экономические последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:33, контрольная работа

Описание работы

Цель нашей работы – рассмотреть, что же такое государственный долг, из чего он образуется, каким он бывает, методы его управления и какое влияние оказывает государственный долг на экономику государства.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава I. Причины возникновения государственного долга и его виды.……………………………………………………………………………… 4
Глава II. Последствия государственного долга и методы управления им…… 9
Глава III. Влияние государственного долга на развитие экономики современной России……………………………………………………………. 15
Глава IV. Эссе на тему «Государственный долг в России: история вопроса. Почему Россия досрочно погасила платежи по государственному долгу? Последствия этого решения»………………………………………………….. 18
Заключение……………………………………………………………………....21
Литература……………………………………………………………………… 22

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 104.50 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему «Государственный долг и его социально - экономические последствия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава I. Причины возникновения государственного долга и его виды.……………………………………………………………………………… 4

Глава II. Последствия государственного долга и методы управления им…… 9

Глава III. Влияние государственного долга на развитие экономики современной России……………………………………………………………. 15

Глава IV. Эссе на тему «Государственный долг в России: история вопроса. Почему Россия досрочно погасила платежи по государственному долгу? Последствия этого решения»………………………………………………….. 18

Заключение……………………………………………………………………....21

Литература……………………………………………………………………… 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Тема государственного долга очень актуальна на сегодняшний день для любой страны, так как он есть практически везде. Общество осуждает правительство страны за то, что государственные расходы превышают доходы, но даже не может себе представить возможность сокращения социальных программ или увеличение налогов.

Корни многих сегодняшних проблем в России (спада производства, инфляции, неустойчивости рубля, кризиса неплатежей) уходят в существовавшую ранее централизованную систему хозяйствования и ее наследие - монополизм и техническую отсталость. Так же мы рассмотрим кризис 90-х годов, ведь его последствия мы решаем до сих пор.

Размер государственного долга имеет важное, но не определяющее значение. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния, которое он оказывает на состояние финансовой системы, денежного обращения и на функционирование экономики в целом.

Система государственных долгов может играть как конструктивную, так и разрушительную роль в развитии экономики страны. В связи с этим необходим механизм управления государственным долгом, представляющий собой комплекс мероприятий по регулированию состояния финансовой системы.

Цель нашей работы – рассмотреть, что же такое государственный долг, из чего он образуется, каким он бывает, методы его управления и какое влияние оказывает государственный долг на экономику государства.

 

 

 

 

Глава I. Причины возникновения государственного долга и его виды.

 

Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Первое основание возникновения государственного долга – это государственные и муниципальные заимствования, с помощью которых обеспечивается формирование государственного долга, а также покрытие дефицита бюджета.

Вторым основанием формирования государственного долга Российской Федерации, субъектов РФ и муниципалитетов являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться от имени Российской Федерации, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов

Третьим основанием выступает предоставление государственных гарантий и поручительств. В этом случае государство выступает не как заемщик, а как гарант погашения обязательств за других заемщиков.

Четвертым основанием являются факты, когда государство или муниципалитеты принимают на себя обязательства третьих лиц.

Пятым основанием возникновения долговых обязательств государственного и муниципального долга в Бюджетном кодексе названы соглашения и договоры (в том числе международные), заключенные от имени Российской Федерации или субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации или субъекта РФ прошлых лет.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны, так как, во-первых, государственный займ – важнейший источник покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.

В соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 97 Бюджетного кодекса Российской Федерации) в состав государственного долга включаются:

      кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

      государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

      договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

      договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

      соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Существует несколько классификаций государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу данной классификации. Государственный долг делится на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть, выплачены по этим обязательствам. Текущий долг включает расходы государства по выплате доходов кредиторам и погашению обязательств, срок которых наступил.

Государственный долг делится на внешний и внутренний.

Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, коммерческим банкам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных её правительством. К нему относятся кредиты от национальных банков; государственные займы, деноминированные в национальной валюте и размещенные на национальном рынке. Он состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности.

В структуре государственного внутреннего долга отражаются следующие государственные ценные бумаги:

ОГНЗ - облигации государственных нерыночных займов по срокам обращения краткосрочные, среднесрочные или долгосрочные. Размещение ОГНЗ проводилось по узкому кругу заранее определенных инвесторов на договорной основе (закрытая подписка), владельцами ОГНЗ были только юридические лица. Особенностью является то, что они не обращаются на вторичном рынке.

ОГСЗ - облигации государственного сберегательного займа, создавались для мобилизации средств населения.

ГСО - государственные сберегательные облигации с индексированным по уровню инфляции доходом. По приказу Министерства финансов, Владельцами облигаций могут быть юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации (инвесторы): страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, иные государственные внебюджетные фонды Российской Федерации (в случае если инвестирование средств фондов в государственные ценные бумаги Российской Федерации предусмотрено законодательством Российской Федерации). Основным отличием государственных сберегательных облигаций от облигаций федеральных займов является то, что ГСО на вторичном рынке не обращаются, залог облигаций не допускается. Различают ГСО-ППС (государственные сберегательные облигации с постоянной процентной ставкой купонного дохода) и ГСО-ФПС (Государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой купонного дохода).

ГКО - государственные краткосрочные бескупонные облигации, как правило, размещаются для финансирования кассовых разрывов, срок обращения – до 1 года, доходом по ГКО является дисконт, т. е. разница между ценой покупки и номиналом (ценой погашения). ГКО предоставляют их владельцам право на получение номинальной стоимости облигации при ее погашении.

ОФЗ – облигации федерального займа, представляют собой именные купонные среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) государственные ценные бумаги. Владелец указанных облигаций имеет право на получение при их погашении суммы основного долга (номинальной стоимости), а также дохода в соответствии с условиями выпуска в виде процента, начисляемого на номинальную стоимость облигаций. Рассмотрим несколько видов ОФЗ.

-ОФЗ-ПК. Облигации федерального займа с переменным купонным доходом. Купонный доход по ОФЗ-ПК определяется на основе доходности по ГКО и ОФЗ или исходя из официальных показателей, характеризующих инфляцию.

-ОФЗ-ПД. Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом. Процентная ставка купонного дохода является постоянной для каждого отдельного выпуска ОФЗ-ПД и определяется исходя из процентной ставки купонного дохода, установленной решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-ПД.

-ОФЗ-ФК. Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом. Величина купонного дохода является фиксированной на каждый купонный период.

-ОФЗ-АД. Облигации федерального займа с амортизацией долга. Погашение номинальной стоимости ОФЗ-АД осуществляется частями в даты, установленные решением об эмиссии отдельного выпуска ОФЗ-АД.

Рассмотрим динамику внутреннего государственного долга России за последние 10 лет. Структура государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, изменилась – наибольший вес занимают высоколиквидные долгосрочные ценные бумаги ОФЗ-АД, введенные с 2003 года. Прекращена эмиссия ГКО и ОФЗ-ПК. В 2006 году осуществлена эмиссия нового долгового инструмента ГСО.

Рассмотрим современное состояние внутреннего долга. Государственный долг на конец 2009 года составлял 1837, 164 млрд. руб. По состоянию на начало 2010 года большую часть составляют облигации федерального займа, ОФЗ-ПД (38, 449 %) и ОФЗ-АД (46, 9951 %). Гораздо меньшую часть составляют государственные сберегательные облигации, имеющие примерно одинаковое значение: ГСО-ФПС (7, 185 %) и ГСО-ППС (7, 3709 %).

Внешний долг - задолженность государства иностранным банкам, гражданам, фирмам, учреждениям и международным организациям. К  нему относятся кредиты иностранных государств; международных финансовых организаций; государственные займы, деноминированные в иностранной валюте и размещенные на зарубежных рынках.

Инструментами внешнего заимствования выступают: прямые займы у мировых кредитно-финансовых организаций (Парижский клуб, Всемирный банк); выпуск облигаций. Обычно говоря о внешнем долге, приводят его сравнение с объемом ВВП.

Рассмотрим структуру внешнего долга РФ. На 2011 год внешний долг России складывается из: задолженностей странам - участницам Парижского клуба; задолженностей странам, не вошедшим в Парижский клуб; коммерческих задолженностей; задолженностей перед международными финансовыми организациями; задолженностей по еврооблигационным займам; задолженностей по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ); задолженностей по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России; предоставления гарантий Российской Федерации в иностранной валюте.

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 мая 2011 года составил 38,83 млрд долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Последствия государственного долга и методы управления им.

 

Большинство стран мира прибегают к внешним источникам финансирования. Подавляющее число их имеет дефицитные бюджеты и испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, проведения социально-экономических преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Вместе с тем бюджетный дефицит может также отражать кризисные явления в экономике – неэффективность экономической инфраструктуры, финансово-кредитных связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политики. Также дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Но, тем не менее, от чего бы, ни зависел государственный долг, он всегда существенно влияет на экономику страны.

Процентные выплаты по государственному долгу требуют соответствующих бюджетных расходов и сокращены быть не могут. Высокий уровень таких расходов сказывается на ограничении финансирования других статей расходов, в первую очередь социальных. Другое серьезное следствие – рост процентных ставок в стране. Государство, вынужденное рефинансировать значительную сумму долга, выступает крупным заемщиком на финансовом рынке, создавая конкуренцию между эмитентами, что и приводит к росту процентных ставок по кредиту. Их рост, в свою очередь, преграждает производителям доступ к кредитным ресурсам, в результате чего сокращаются инвестиции в реальный сектор экономики. Вместе с тем высокий процент делает вложения в данную страну привлекательными для иностранцев, а это постепенно приводит к росту внешнего долга. Если же проследить данную цепочку взаимосвязей дальше, то нужно отметить, что повышение спроса на государственные ценные бумаги со стороны иностранных инвесторов приводит к удорожанию национальной валюты, соответственно к повышению эффективности импорта и снижению конкурентоспособности экспортируемых товаров на внешних рынках. В то же самое время для обеспечения потребности государства в процентных выплатах по внешнему долгу требуется как раз прямо противоположное – увеличение экспорта, положительный торговый баланс, приток иностранной валюты для обеспечения платежей.

Информация о работе Государственный долг и его социально - экономические последствия