Государственный долг и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Как известно, большинство стран мира сегодня живет с большим государственным долгом.
Посредством государственных заимствований органы власти получают дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования общегосударственных потребностей, не обеспеченных доходами. Государство становится полноправным участником рынка капиталов, его долговые обязательства погашаются за счет бюджетных средств (доходов), золотовалютных резервов страны, финансовых ресурсов, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований.

Содержание

Введение. 3
1. Причины возникновения государственного долга и его виды... 4
2. Последствия государственного долга и методы управления им 8
3. Влияние государственного долга на развитие экономики России. 13
Заключение 18
Список литературы 19

Работа содержит 1 файл

Курсовая поэк.теории Олеси.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

     Дифференциация  населения происходит вследствие выплаты долга за счет налогов, которые платит все население. Доходы его уменьшаются на величину выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится еще больше.

     Жизнь страны, обремененная внешним и внутренним долгами, требует грамотной стратегии  и умелого использования кредитных  средств в выборе наилучшего варианта экономического развития.

     Управление  государственным долгом – это  регулируемая нормами права совокупность мероприятий государства по использованию долговых отношений, направленных на погашение долговых обязательств и формирование благоприятных социально – экономических условий развития страны, одно из направлений финансово – бюджетной политики страны, связанное с деятельностью государства на внешних и внутренних финансовых рынках в качестве экономического субъекта – заемщика и гаранта.

     Идеальный способ обслуживания и погашения  государственного долга – своевременный  возврат полученного кредита и процентов по нему. Однако намерения заемщика не совпадают с реальными возможностями. Появляются какие – то непредвиденные обстоятельства, обусловленные экономическими, социальными и политическими трудностями. Возникает необходимость в отсрочке выплаты процентов или уплаты основной суммы долга, изменений условий займа а иногда и полному отказу от выплат. Явным признаком долгового кризиса является серьезное нарушение графика платежей. Государство – заемщик вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

     Механизм  регулирования государственного долга  в рыночных условиях объединяется понятием «реструктуризация», т. е. основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный (муниципальный) долг, с заменой их долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Реструктуризация не снимает долговой проблемы, а лишь переносит ее на более поздний срок. В ходе проводимой реструктуризации долговых обязательств используется ограниченный набор способов ее проведения: рефинансирование, конверсия, выкуп долга, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга, секъюритизация, использование облигаций Брейди.

     Рефинансирование это погашение старой задолженности (и процентов по ней) за счет выпуска нового займа, принятия новых обязательств. Используются три способа рефинансирования госдолга. Замена обязательств с истекшими сроками погашения на новые, по сумме эквивалентные погашаемым; досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения; размещение (продажа) новых облигаций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.

     Выкуп долга. В случаях, когда государства - должники могут располагать значительными объемами финансовых резервов, можно разрешить заемщику самостоятельно выкупить собственные долги, что позволяет сократить общий объем государственного долга. Однако мировая практика негативно относится к досрочному выкупу долгов. Это связано с тем, что выигрыш от этого получают, во – первых, наихудшие заемщики, долги которых торгуются с наибольшим дисконтом, и, во – вторых, нарушается принцип равенства кредиторов.

     Секъюритизация  долгапереоформление государственного долга в новые рыночные долговые инструменты денежного рынка, включая ссудные капиталы. Среди основных видов ценных бумаг, обращающихся на международных финансовых рынках, выделяются две группы: иностранные облигации – эмитируемые нерезидентами на внутреннем рынке иностранного государства, и еврооблигации – средне – и долгосрочные обязательства в евровалютах, выпускаемые на европейском рынке среди зарубежных инвесторов.

     К началу 90 – х гг. в международной  практике сложилась достаточно действенная система реструктуризации внешней задолженности, названная «План Брейди». На тот период рынки ценных бумаг развивающихся стран характеризовались весьма низкой ликвидностью номинала. В результате переговоров должников с кредиторами в 1990-1994 гг. был осуществлен выпуск облигаций Брейди. Они являются государственными облигациями, эмитированными в обмен на государственный долг перед коммерческими банками. В международной практике используют  следующие виды облигаций Брейди: паритетные (с уменьшенными процентами); дисконтные (с уменьшенной основной суммой долга); ступенчатые (с более низкими первоначальными ставками); долговые конверсионные (новых займов), новые долговые; процентные; капитализированные.

      Наряду  с рыночными мировая практика использует и внерыночные (административные) методы управления на основе одностороннего принятия эмитентом управленческого решения по долговым обязательствам. К административным методам относятся конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание, аннулирование долга.

      Конверсия – изменение доходности займов в интересах должника путём понижения процента, применения иного способа погашения долга в целях снижения расходов заёмщика на погашение и обслуживание государственного долга. Наиболее распространёнными видами её являются: обмен на долговые обязательства третьих стран; погашение долга товарными поставками; обратный выкуп долга заёмщиком на особых условиях; обмен долга на собственность и т. п. Технически такие операции не приводят к изменению структуры существующих обязательств и к получению новых ссуд.

      Консолидация изменение срока уже размещённых займов в сторону увеличения или сокращения. Пролонгация займов имеет цель облегчения выплаты долга и предполагает увеличение сроков обращения выпущенных займов путём перевода текущих обязательств и краткосрочных займов в долгосрочные. Как правило, она носит принудительный характер и осуществляется путём добавления процентных купонов к облигациям старых займов, срок действия которых продлевается, или путём замены облигаций старых займов на облигации нового займа. Нередко консолидация (как правило, пролонгация) совмещается с конверсией.

      Унификация  займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Она может производиться вместе с консолидацией и конверсией или без них.

      Отсрочка  погашения займа заключается в том, что, как и при консолидации, односторонне отодвигаются сроки погашения займа и кроме того, прекращается выплата доходов.

      Аннулирование государственного долга – отказ государства от  всех обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Влияние государственного долга  на развитие экономики 

России

     Причины образования государственного долга  в России (на начало 2004 г. сумма внутреннего и внешнего долга составляла около 140 млрд. долл.,см. таблицу 1) имеют свою специфическую историю.

                Таблица 1
Структура государственного долга  РФ по состоянию на 1 января 2003 г. 
(внешний долг в млрд. долл. США, внутренний долг в млрд. руб.)2
   
   
Государственный внешний долг Российской Федерации 
(включая обязательства бывшего СССР, 
принятые Российской Федерацией), 
в том числе
122,1    
   
   
   
Задолженность странам - участницам Парижского клуба 44,7    
Задолженность странам, не вошедшим в Парижский  клуб 7,7    
Коммерческая  задолженность 3,4    
Задолженность перед международными 
финансовыми организациями
13,9    
   
в том числе:        
МВФ 
Мировой банк 
ЕБРР
6,5    
7    
0,3    
Еврооблигационные займы 36,4    
ОВГВЗ 9,3    
Задолженностьпокредитам Внешэкономбанка, 
предоставленным за счет Банка России
6,2    
   
Внутренний  долг федерального правительства 
(на 1.02.2004)
685,5 
(или 24, 
млрд. долл. 
по курсу 
28,5 руб./USD)
   
   
               
               
               
 

     Поскольку российскому правительству не удавалось  до 2000 г. реализовать сбалансированный бюджет, дефицит покрывался, начиная с 1995 г., за счет внутренних и внешних займов. До 1995 г. Министерство финансов покрывало дефицит за счет прямых заимствований у Центрального банка, т. е. осуществляло монетизацию госдолга. Эта практика была прекращена в1995 г. Однако, прекратив финансирование за счет прямых кредитов ЦБ, правительство стало наращивать финансирование за счет внутренних займов. Выпуская ГКО-ОФЗ, правительство стремилось покрыть дефицит бюджета неинфляционным путем. Таким образом, растущий госдолг России связан не с государственным регулированием экономической конъюнктуры и стремлением обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного производства, а является отражением кризисных явлений в экономике.

     Однако  мобилизованные средства использовались неэффективно, т. е. направлялись на поддержку нерентабельных предприятий, убыточных отраслей (угольная промышленность), на субсидии депрессивным регионам, на чеченскую войну, на содержание непомерно разросшегося бюрократического аппарата…Структурной же перестройке экономики, поддержке малого и среднего предпринимательства, продуманной промышленной политике должного внимания не уделялось. Таким образом, расширения налогооблагаемой базы не происходило и, соответственно, собираемость налогов в госбюджет оставляла желать много лучшего. Тяжелое налоговое бремя, вообще отсутствие налоговой реформы способствовало «уходу в тень» многих предприятий, что также означало сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, финансовые структуры (коммерческие банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды) приобретали ГКО в расчете на их чрезвычайно высокую доходность, составлявшую в отдельные периоды до 200% годовых. Нерезиденты также приобретали ГКО, привлеченные их высокой доходностью. Приходило время выплаты процентов и погашения по ГКО, но денег в бюджете на это не было, и госдолг рефинансировался.

       Необходимость привлечения значительных средств для финансирования дефицита вынудила российские власти заняться созданием соответствующих необходимых условий для функционирования рынка государственных долговых обязательств. Формирование этого сегмента фондового рынка происходило достаточно успешно, однако сопровождалось рядом специфических негативных факторов, среди которых можно выделить монополизацию финансового рынка и эффект вытеснения частного спроса на инвестиции государственным, сопровождающийся ростом реальных  процентных ставок.

     Эти два проявления воздействия госдолга на экономическое развитие, органически  связанные и взаимозависимые, обусловлены масштабным разрастанием госдолга и рынка по торговле облигациями. Действительно, в условиях низкого спроса на корпоративные бумаги, ввиду неустойчивой экономической  и политической ситуации в стране и переизбытка предложения на рынке акций приватизированных предприятий, большинство потенциальных инвесторов предпочитают вкладывать средства в высокодоходные, ликвидные и надежные государственные бумаги, что способствует усилению стагнации на фондовом рынке. Таким же образом политика финансирования бюджетного дефицита за счет ресурсов финансового рынка в условиях неподавленной инфляции привела к резкому сокращению масштабов валютного рынка  и рынка межбанковских кредитов. Концентрация на операциях с государственными ценными бумагами сделала российский финансовый рынок более неустойчивым, а банковскую систему – в высшей степени зависимой  от государственной политики.

     Российская  экономика все в большей степени  была вынуждена работать на обслуживание как внешнего, так и внутреннего долга, что, в конечном счете, привело страну к острейшему финансовому кризису. Однако, уже к концу 2001 г.общий объем государственного долга России составил менее 60% ВВП, чему способствовали высокие цены на нефть, профицит государственного бюджета и в целом рост экономики, составивший по итогам 2001 г. около 5% ВВП. Высокие цены на нефть позволили России достичь внушительного положительного по внешнеторговым обязательствам и профицита государственного бюджета.  
 
 
 

Практикум

Правительство для реализации инвестиционного  проекта получило от транснационального банка заем в размере 300 млн. долл. По годовой ставке 5%, который позволяет ежегодно увеличивать ВВП на 30 млн. долл.

  1. Возрастет ли при этих условиях сумма долга правительства?
  2. Увеличатся ли налоги на граждан данной страны в связи с новыми долговыми обязательствами правительства? Почему?
  3. Через сколько лет возможно будет полностью погасить долг?

    Решение:

  1. При данных условиях сумма государственного долга возрастет. Например, через год она составит 315 млн. долл. (300+300*5%=315)
  2. Налоги на граждан данной страны увеличатся, потому что государству необходимо покрывать взятый заем. Следствием этого будет являться снижение доходов и снижение производства, т.к. рабочие не заинтересованы в увеличении налогов из своего дохода.
  3. Полностью погасить долг можно будет через 15 лет. См. расчеты ниже.

Информация о работе Государственный долг и его последствия