Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа
Государственный долг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системе любого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционного климата, структуру потребления и развития международного сотрудничества государств.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы государственного долга 4
1.2. Государственный долг в экономической теории 4
1.2. Причины образования государственного долга 8
1.3. принципы и задачи по управлению государственным долгом 12
Глава 2. Современное состояние государственного долга в РФ 14
2.1. Анализ внутреннего долга РФ 17
2.3. Анализ внешнего государственного долга РФ 22
2.4. Последствия государственного долга..…………………………………25
Глава 3. Управление государственным долгом 30
3.1 Методы управления государственным долгом 31
Заключение
Список литературы
Выполнение Банков России и другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции агента.
При недостатке налоговых и не налоговых средств для формирования доходов бюджета государство использует свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов путем заимствования средств, накапливая задолженность, что ведет к росту государственного долга.
Чем
хуже обстоит дело с государственным
бюджетом, чем больше его дефицит,
тем больше объем заимствований,
увеличивается объем
Чем больше Россия платит по внешним долгам, тем меньше денег остается у государства на социальную политику, образование, медицинское обслуживание, на оборонные заказы. Не замечать проблемы долгового бремени уже нельзя. Сегодня внутренний и внешний государственный долг России колеблется у цифр в 150 млрд. долларов. Правительство в 90-х годах заимствовало деньги без учета долгов и возможности их возврата.
В 90-х годах государственный долг России увеличивался, достигнув в 2000г. более 70 млрд. долларов (внутренний долг). Внешний государственный долг к 2000 году превысил 150 млрд. долларов. Наступившие по срокам платежи по внешнему долгу в 2001 году составляют 14,2 млрд. долларов.
Во время обсуждения федерального бюджета на 2002 год в Государственной Думе, Минфин назвал такие цифры платежей нашей страны по внешним долгам:
Это огромная сумма накопления долгов. Напомним, что весь бюджет России по доходам составляет лишь 60 млрд. долларов, т.е. за пятилетку страна 1,5 года вынуждена работать только на возврат займов прошлых лет. Долг России уменьшается слишком медленно. Если Россия каждый год будет выплачивать долги без отсрочек, то процесс уплаты долгов затеняется до 3030 года и причем возвращать надо будет 250 млрд. долларов.
Чтобы успешнее решить проблему долгов, необходимо эффективнее управлять этим процессом, использовать резервы сокращения внешнего долга.
Управление
Государственный долг в последние годы оказывал серьезное негативное воздействие на российскую экономику. В развитых странах среднегодовые масштабы операций по обслуживанию государственного долга не превышают, как правило, 8 - 10 % денежного запаса. В России этот показатель к концу 1996 г. превысил 71% . Наличие громадного и постоянно возрастающего государственного долга привело к концу 90-х годов к финансовому кризису.
В систему управления
государственным долгом включаются
такие элементы, как разработка общей
стратегии государственных
Программа государственных заимствований может строиться на длительный долговой цикл с растянутыми сроками погашения на несколько десятилетий. Чаще такая программа строится на короткий период исходя из потребностей и ресурсов очередного финансового года. И, наконец, может использоваться схема резервного кредита.
Масштабные
Одним из элементов управления государственным долгом является регламентирование допустимых пределов роста долга в планируемом периоде, либо установление предельно допустимого уровня долга по отношению к валовому внутреннему продукту. Уровень задолженности в пределах 50-70% ВВП обычно не вызывает опасений. Однако у многих стран с достаточно устойчивым финансовым положением уровень государственного долга значительно выше. Например, в Бельгии и Италии он превышает 120% ВВП.
Таблица 2
Динамика отношения государственного долга к ВВП в 2003 – 2005 годах
Год | Гос.Долг (млрд. долл.) | ВВП (млрд. руб.) | Долг/ВВП |
2003 | 140 | 9040,8 | 45% |
2004 | 128,5 | 10950 | 35% |
2005 | 124 | 13050 | 28% |
Сейчас очень трудно отказаться или в одностороннем порядке отсрочить погашение долгов. Это означало бы показать перед всем миром неплатежеспособность России, что негативно сказалось бы на импортных операциях.
Сложившаяся ситуация диктует необходимость обратить серьезное внимание на усиление работы по возрасту кредитов России, тех кредитов которые она предоставила зарубежным странам. По некоторым оценкам, зарубежные страны были должны России в 1996г. около 100 млрд. долларов.
Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской Федерации
Процесс управления госдолгом — это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.
Управление государственной задолженностью охватывает методы как прямого (институциональный, технический, собственно экономический), так и косвенного регулирования (воздействия на макро- или микроэкономические рычаги управления народным хозяйством).
Понятие и содержание управления государственной задолженностью может быть определено достаточно многомерно. Управление ею можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле. Под управлением государственным долгом в широком смысле понимается формирование одного из направлений экономической политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика. Этот процесс включает:
• формирование государственной долговой политики;
• определение основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономические показатели;
• установление возможности и целесообразности финансирования за счет государственного долга общегосударственных программ и другие вопросы, связанные со стратегическим управлением государственным долгом;
• установление границ задолженности.
Под управлением долгом в узком смысле понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием госдолга, а также с регулированием рынка государственных ценных бумаг.
Процесс управления госдолгом как в широком, так и в узком смысле требует от государства системного подхода и определяет многоплановый характер регулирования существующей задолженности. В свою очередь системное управление долгом невозможно без четкой классификации задолженности.
В процессе управления госдолгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности по срокам и доходности, механизм построения конкретных госзаймов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения госзаймов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования госдолга.
В
понятие управления госдолгом включают
три взаимосвязанных
Существование
государственного долга автоматически
подразумевает наличие
Цель управления государственным долгом - нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.
Существуют
два основных пути решения: - усиление
административного контроля за финансовыми
потоками, дополненное ужесточением
законодательства и осуществление
системных институциональных
Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.
Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей.
Присоединение
России к Парижскому клубу кредиторов
обусловило также списание большей
части задолженности с