Государственный бюджет: сущность, структура, функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

На заре человеческого общества государства не существовало. Люди совместно владели и распоряжались материальными ресурсами, а добываемые средства существования распределялись по полу и возрасту («уравнительное распределение»). С появлением индивидуального производства, частной собственности и социального расслоения возникает государство. С возникновением, которого, появилась необходимость отыскивания ресурсов для его содержания.

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………………
2. Социально-экономическая сущность и структура государственного бюджета……………………………………………………………………………….
3.Функции государственного бюджета……………………………………….
4.Заключение………………………………………………………………………..
5. Литература………………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

сущность гос.бюджета.docx

— 40.89 Кб (Скачать)

    Роль государственного бюджета в социально-экономическом развитии общества заключается в следующем:

1.Государственный бюджет является инструментом воздействия на развитие экономики. С его помощью государство осуществляет перераспределение национального дохода и тем самым изменяет структуру общественного производства, влияет на социальные преобразования.

2. Государственный  бюджет играет важную роль  в решении социальных проблем  путем улучшения бюджетного финансирования  учреждений социальной сферы  – просвещения, здравоохранения,  социального обеспечения, жилищного  строительства. Кроме того, государственный  бюджет обеспечивает нивелирование  социальных последствий расслоения  граждан по их материальному  положению.

3. На современном  этапе развития экономики государственный  бюджет становится одним из  основных инструментов государства  в проведении экономической и социальной политики. Планируя бюджетные доходы и расходы, государство концентрирует денежные средства на проведение экономической и социальной политики, преодоление экономического кризиса.

4. Государственный  бюджет играет важную роль  в выравнивании экономического  развития регионов страны путем  бюджетного финансирования объектов, которое может осуществляться  на возвратной (средства предоставляются  в виде кредита на капитальные  вложения) и безвозвратной основе.

5. Основная  роль бюджета состоит в том,  что он ежегодно мобилизует  и концентрирует денежные накопления  предприятий (организаций) и населения  в централизованном государственном  фонде для финансирования развития  экономики, социально-культурных  мероприятий, укрепления обороноспособности  страны, на содержание органов  власти и образования резервов.

  Государственный бюджет служит важным рычагом воздействия на развитие производительных сил общества, ускорение научно-технического прогресса при умелом использовании его средств. Он играет важную роль в реализации экономической политики государства, направленной на повышение жизненного уровня населения страны.

6. Государственный  бюджет играет важную роль  в финансировании общегосударственных  нужд и программ социально-культурных  мероприятий, фундаментальных научных  исследований. 

3. Функции бюджета.

    Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (регулирующую), контрольную и фискальную функции.

    С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

   Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

  Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям экономики – авиастроению, космическим программам, атомной, угольной промышленностям и некоторым другим. Для регулирования экономики используются налоги.

  При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, а также решение жилищной проблемы.

  Контрольная функция заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фондов денежных средств государства отображает экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. 

   Благодаря этому свойству бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно «работают» в экономике прямые государственные инвестиции и т.д. При этом в бюджетном процессе «высвечиваются» слабые места в экономике страны, и Правительство РФ имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики.

    Таким образом, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.

   Фискальная функция бюджета предполагает, с одной стороны, обеспечение финансовыми ресурсами выполнение государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом.

   С другой стороны, фискальная функция не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг необходимо создание в равной степени условий для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддержание определенного уровня экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с распределительной функцией бюджета. Однако она имеет свои специфические формы реализации, ибо фискальная политика государства – это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых государством услуг. Только в этом случае услуги власти приобретают смысл платного служения всему обществу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Заключение.

   Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

   Однако, именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

    Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

   Сбалансированность бюджета − один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие − при его исполнении. 

     В России принцип сбалансированности бюджета определен в БК в качестве одного из основных принципов построения бюджетной системы.

    Подводя итоги, остановимся на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.

   Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений. Но и при рыночной системе роль бюджетного регулирования не уменьшается: ведь общество не перестает нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых рынок оказывается бессилен, а именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы и осуществлять в конечном итоге их использование.

   Таким образом, совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста. 
 
 
 

5. Литература:

 

1. Александров И.М.  Бюджетная система Российской  Федерации: Учебник. – 2-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация  «Дашков и Ко», 2007. – 448 с. 

2.  Годин А.М., Горегляд В.П., Родпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.-568 с. 

3.  Гукасьян Г.М. Экономическая теория. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. – 480 с.: ил. – (Сетия «Учебное пособие»). 

4.  Курс экономической теории: Учебник - 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: «АСА», 2007. – 848 с. 

5.  Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 6-е изд., испр. и доп.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. – 308 с. 

6.  Экономическая теория: Учеб. Для студентов вузов/ Под ред. В.Д. Камаева. – 12-е изд., перераб. и доп.-М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 591 с.: ил. – (Учебник для вузов). 

7.  Экономическая теория: Учебник. - Изд. Испр. и доп./ Под общ. Ред. Акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – (100 лет РЭА им. Г.В. Плеханова). 

8.  Библиотечка «Российской газеты» – приложение к Российской газете. «Федеральный закон» «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» с приложениями. ФГУ «Редакция «Российской газеты»», 2007 г. Составление, оформление - Агенство (ЗАО) «Библиотека РГ», 2007 г. 

9.  Бюджетный кодекс Российской Федерации. Последняя редакция. - М.: Юрайт-Издат, 2006. – 224 с. – (Правовая библиотека). 

10.  Анисимов С.А. Социально-экономические аспекты бюджетной политики // Финансы. – 2005. – №11. - с. 23–26. 

11.  Бликанов А.В. Бюджетный дефицит как индикатор состояния государственных финансов // Финансы и кредит. – 2008. – №2. - с. 15–17. 

12.  Глазьев С. Бюджет-2007: все тот же экономический смысл // РЭЖ. – 2006. – №10. - с. 5–17. 

13.  Дроздов О.И. Совершенствование механизма кассового исполнения бюджета // Финансы. – 2007. – №8. - с. 32–33. 

14.  Карчевская С.А., Хворостухина Д.С. Совершенствовать все звенья бюджетной системы // Финансы. – 2008. – №4. - с. 14–17. 

15.  Придачук М.П., Бутенко Е.А. Бюджетная реформа в РФ: достигнутые успехи и полученный опыт // Финансы и кредит. – 2007. – №4. - с. 12–16. 

16.  Предварительная оценка федерального бюджета за январь-июнь 2008 года // Финансы. – 2008. – №8. - с. 79. 

17.  Трехлетний бюджет обрел силу // Финансы. – 2007. – №8. - с. 3–4.

Информация о работе Государственный бюджет: сущность, структура, функции