Государственный бюджет: сущность, структура, функции

Автор: Надя Иванова, 30 Ноября 2010 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

В России становление государственных финансов и их основного звена – государственного бюджета связано с развитием в начале 19 в. министерской формы организации государственного управления и министерства финансов, пришедшего на смену коллегии, а затем (с реализацией идей «плана финансов» М.М. Сперанского, в котором была обоснована необходимость разработки этим министерством и утверждения законом сметы государственных расходов, исполняемой казначейством) – со статусом министерства. Эти идеи реализованы в функционирующем сегодня государственном бюджете. Однако реформы, проводимые с 2005 г. направлены на то, чтобы учесть существующий опыт других развитых стран, и надо отметить что пока здесь не все гладко. Так, например бюджетная система России сочетает не самые совершенные признаки японской, американской и европейской систем. Сходство с японской в ней было в том, что предприятия СССР также имели социальные фонды, обеспечивали на высоком уровне реализацию социальных функций.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Государственный бюджет и его использование. Основные статьи доходов и расходов государственного бюджета. 6
Глава 2. Роль государственного бюджета в финансовой системе. Уровни государственного бюджета. 11
Глава 3. Бюджетный дефицит. Государственный долг, способы их урегулирования. Основы бюджетной системы России. 18
Заключение. 30
Список использованной литературы. 33
Приложение 34

Работа содержит 1 файл

государственный бюджет.doc

— 360.50 Кб (Скачать)

- Принцип подведомственности расходов бюджетов.

- Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций, утвержденным законодательством. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Итак, на основе всего вышесказанного можно  отметить следующие основные тезисы данной работы:

  • Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. (ст.6 БК РФ). Предполагается, что государство обеспечивает потребности граждан услугами, приобретение которых невозможно в индивидуальном порядке.
  • Бюджетная система РФ имеет три уровня, что характерно для федеративных государств. Для унитарных государств характерно двухуровневое строение бюджетной системы.
  • Бюджеты различных уровней не зависят друг от друга и имеют законодательно закрепленные статьи доходов и расходов. Доходы бюджетов всех уровней складываются из поступлений налоговых, неналоговых и безвозмездных дарений, причем за каждым из бюджетов закреплен определенный процент определенных доходов.
  • Разница между доходами и расходами частью составляет профицит (при излишке средств) или дефицит (при их недостатке). Профицит бюджета, законодательно утвержденный в 2004 г. образующийся за счет, в основном, «сверхцен» на нефть позволил ликвидировать огромную государственную задолженность перед внешними кредиторами к 2007 г. и накопить стабилизационный фонд, предназначенный для стабилизации экономики возможного кризисного периода. Сегодня большая часть этих средств вкладывается в иностранный бизнес, а не в отечественную экономику, что негативно сказывается на развитии отечественного производителя.
  • Принципы действия Российской бюджетной системы находят свое отражение в Бюджетном Кодексе РФ, они обязательны для исполнения правительственными структурами.

Однако, на мой взгляд, несмотря на то, что  внешний государственный долг досрочно погашен, существует ряд негативных моментов в функционировании существующей бюджетной системы. Федеральный бюджет на 2005 г. был принят с профицитом 279 млрд. руб., а исполнен с профицитом, составившим более 1,5 трлн. руб. Аналогично бюджет на 2006 г. был принят с профицитом 776 млрд. руб., который фактически превысил 1,77 трлн. руб. В реализации принципа сбалансированности бюджета реально проявилось противоречие между профицитом как резервом увеличения бюджетных расходов (особенно на социальные цели) и таким качеством профицита, как преднамеренно сокрытые средства для иных, несоциальных по сути, целей. Это было сделано для «олигархизации» бюджетного профицита, который, выходя за рамки бюджетного года, становился оперативно неконтролируемым резервом исполнительной власти для финансовой поддержки дальнейшего сращивания бизнеса и власти. Резерв этот к концу 2006 г. составлял около половины доходов федерального бюджета. Это практически второй бюджет. В одних случаях можно с уверенностью утверждать, что профицит - благо с точки зрения выхода бюджетного процесса за рамки финансового года, т.е. при переходе к бюджетной «трехлетке». В других случаях профицит, имеющий отношение к качеству сбалансированности, вовсе не благо, а резерв для финансового маневра исполнительной власти для покрытия убытков от ошибок и просчетов. При реальной возможности формирования профицита Правительству РФ вменялось в обязанность увеличивать расходы бюджета, в том числе социальные, сокращать масштаб приватизации государственного имущества, использование государственных резервов, снижать налоговые ставки, расширять налоговые льготы и даже отменять налоги. Это создавало бы стимулы экономического роста в интересах социального благополучия граждан. Планирование профицита тормозит экономический рост. Следствием трансформации принципов функционирования бюджетной системы России является «связывание» долговременных (инвестиционных) факторов экономического роста, формирование в виде стабилизационного фонда практически второго (теневого) федерального бюджета без социальной доминанты. Эти проблемы могут быть решены путем возложения на стабилизационный фонд инвестиционной нагрузки. 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

      1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФА-М, 2008.
      2. Бюджетная система России: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002.
      3. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие / А.З. Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007.
      4. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации. – М., 2006.
      5. Экономическая теория. Учебник. / под ред. И.П. Николаевой. – М.: «Проспект», 2000.
      6. Бухвальд Е., Трухов А. Налогово – бюджетные проблемы муниципального уровня./ Экономист, 2006, №10.
      7. Гончарова Н.В. Налоговый механизм финансового обеспечения систем поддержки населения: раскрытия социального потенциала./ Налоги, 2006, №2.
      8. Дмитриев В.А. Внешние заимствования государств, теоретический, практический и региональный аспекты./ Деньги и кредит, 2006, №10.
      9. Дмитриева О. Формирование стабилизационных фондов: предпосылки и следствия./ Вопросы экономики, 2006, №8.
      10. Лушин С.И. Об эффективности государственного бюджета./ Финансы, 2004, № 10.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1. 
 

Прогноз доходов федерального бюджета (в числителе  млрд. руб., в знаменателе - % доходов) 
 
 

Показатели  2006 г. 

(оценка)

2007 г.  2008 г.  2009 г.
Всего доходов  6159,1/100,0 6965,3/100,0 6905,6/100,0 7464,0/100,0
Налог на прибыль организаций  444,4/7,2 571,0/8,2 539,0/7,8 560,2/7,5
ЕСН 310,4/5,0 368,8/5,3 422,1/6,1 475,5/6,4
НДС 1534,5/24,9 2071,8/29,7 2346,8/34,0 3019,4/40,5
Акцизы  107,5/1,7 126,7/1,8 140,1/2,0 155,8/2,1
Налог на добычу полезных ископаемых 1127,7 /18,3 1037,7/14,9 905,4/13,1 806,1/10,8
Внешние таможенные пошлины  1935,9/31,4 1998,8/28,7 1681,8/24,4 1494,1/20,0
Ввозные таможенные пошлины  325,6/5,3 395,3/5,7 475,7 /6,9 559,1/7,5
Прочие  доходы 373,1/6,1 395,1/5,7 394,6/5,7 393,7/5,3
 
 
 
 
 
 
 
 
 

источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие

/ А.З.  Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007. С.114.

Приложение 2

  Добыча и экспорт  нефти в 2000-2009 гг. (прогнозные данные)  
 
 

Показа-

тели 

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007* 2008* 2009*
Добыча 

нефти,

млн. т.

324 348 380 421 459 470 482 492 500 507
Темп 

роста, %

106,2 107,4 109,2 110,8 109,0 102,4 102,6 102,1 101,6 101,4
Экспорт

нефти,

млн. т.

145 162 188 228 258 252 255 264 270 274
Темп рос-

та, %

107,4 111,7 116,0 121,3 113,0 97,7 101,2 103,5 102,3 101,5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

источник: Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие

/ А.З.  Селезнев/ под ред. проф. В.Ю. Катасонова. – М.: Магистр, 2007. С.114-115 

    Приложение 3 

      Структура расходов федерального бюджета на 2007-2010 годы

 
    2007
2008 Проект  бюджета
 
    (закон) 
(закон) 2009 2010
Расходы, всего 
Млрд  рублей
    5463,9
6500,3 7361,9 7998,7
% к расходам всего
    100,0
100,0 100,0 100,0
Темп  роста, % к 2007
    100,0
119,0 134,7 146,4
Общегосударственные вопросы 
Млрд  рублей
    808,2
896,4 974,3 1032,4
% к расходам всего
    15,0
13,8 13,2 12,9
Темп  роста, % к 2007
    100,0
110,9 120,6 127,7
Национальная  оборона 
Млрд  рублей
    822,0
957,9 1057,8 1191,2
% к расходам всего
    15,0
14,7 14,4 14,9
Темп  роста, % к 2007
    100,0
116,5 128,7 144,9
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность
Млрд  рублей
    662,9
769,1 923,7 1000,4
% к расходам всего
    12,1
11,8 12,5 12,5
Темп  роста, % к 2007
    100,0
116,0 139,3 150,9
Национальная  экономика 
Млрд  рублей
    497,2
672,8 753,5 508,5
% к расходам всего
    9,1
10,4 10,2 6,4
Темп  роста, % к 2007
    100,0
135,3 151,5 102,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 
Млрд  рублей
    53,0
56,5 79,2 71,0
% к расходам всего
    1,0
0,9 1,1 0,9
Темп  роста, % к 2007
    100,0
106,6 149,4 134,0
Охрана  окружающей среды 
Млрд  рублей
    8,1
9,4 10,3 11,0
% к расходам всего
    0,2
0,1 0,1 0,1
 
    2007
2008 Проект  бюджета
 
    (закон) 
(закон) 2009 2010
Темп  роста, % к 2007
    100,0
116,0 127,2 135,8
Образование
Млрд  рублей
    277,9
310,0 312,3 341,2
% к расходам всего
    5,1
4,8 4,2 4,3
Темп  роста, % к 2007
    100,0
111,6 112,4 122,8
 
 
 

Продолжение приложения 3 на стр. 37 

    (окончание приложения 3).

    Структура расходов федерального бюджета на 2007-2010 годы

 
    2007
2008 Проект  бюджета
 
    (закон) 
(закон) 2009 2010
Кульryра, кинематография и  средства массовой информации
Млрд  рублей
    67,8
78,1 66,9 64,4
% к расходам всего
    1,2
1,2 0,9 0,8
Темп  роста, % к 2007
    100,0
115,2 98,7 95,0
Здравоохранение и спорт 
Млрд  рублей
    206,4
211,8 229,2 269,4
% к расходам всего
    3,8
3,3 3,1 3,4
Темп  роста, % к 2007
    100,0
102,6 111,0 130,5
Социальная  политика
Млрд  рублей
    215,6
275,1 340,0 375,2
% к расходам всего
    3,9
4,2 4,6 4,7
Темп  роста, % к 2007
    100,0
127,6 157,7 174.0
Межбюджетные  трансферты бюджетам других уровней   
Млрд  рублей
    784,0
937,0 926,3 888,1
% к расходам всего
    14,3
14,4 12,6 11,1
Темп  роста, % к 2007
    100,0
119,5 118,2 113,3
Межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам
Млрд  рублей
    1060,4
1326,2 1504,6 1846,1
% к расходам всего
    19,4
20,4 20,4 23,1
Темп  роста, % к 2007
    100,0
125,1 141,9 174,1
Условно утвержденные расходы 
Млрд  рублей     184,0 399,9
% к расходам всего     2,5 2,5

Информация о работе Государственный бюджет: сущность, структура, функции