Государственный бюджет: сущность, принципы формирования, методы компенсации дефицита бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2012 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует, централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Вариант 3 Введение 4 1. Государственный бюджет и его роль в экономике 6
1.1. Понятие государственного бюджета, его структура 6
1.1.1. Доходы бюджета 9
1.1.2. Расходы бюджета 12
1.2. Принципы формирования бюджетной системы России 18
2. Дефицит государственного бюджета,
методы его финансирования 21
2.1. Понятие профицита и дефицита бюджета 21
2.2. Методы финансирования бюджетного дефицита 23
2.3. Государственный долг 25
Заключение 27
Список использованной литературы 31
Расчетная часть 32

Работа содержит 1 файл

+++Курсовая по экономической теории.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

     превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств;

     выпуска государственных ценных бумаг – облигаций, которые представляют обязательства государства выплатить сумму заимствований денег у населения с процентами.             

4. Выплата государственного долга за счёт увеличения предложения денег на основе их

Эмиссии. Это самый опасный путь погашения бюджетного дефицита, ибо ведёт к лавинообразному течению инфляции. К такому способу покрытия бюджетного дефицита государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. По существу это способ отказа от части долга, поскольку его выплата происходит обесцененными деньгами.

Современные концепции экономической теории рассматривают бюджетный дефицит как бомбу замедленного действия, которая рано или поздно взорвётся, ибо со временем будут исчерпаны возможности сокращения государственных расходов, увеличения налоговых поступлений, уменьшения государственного долга. Тогда государственный долг будет покрыт за счёт печатного станка при эмиссии денег, разрушая экономику гиперинфляцией.

В экономической теории различают структурный и циклический бюджетный дефицит.

Структурный дефицит – это разность между федеральными доходами и расходами при определенной фискальной политике (действующий уровень налогообложения и текущих затрат правительства)  и постоянно заданном уровне безработице (базовый уровень безработицы составляет 6%). Если уровень безработицы начинает превышать базовый (когда экономическая система входит в состояние спада), реальный бюджетный дефицит становится больше уровня структурного дефицита бюджета. Это происходит частично за счет сокращения налоговых поступлений. Разность между реально наблюдаемым дефицитом бюджета и структурным дефицитом получила название циклического дефицита (2, с. 437).

Изменение структурного и циклического дефицитов находятся в зависимости от состояния экономики. Так, в природе восстановления экономики после экономического спада сопровождается циклическим дефицитом. В то же время может нарастать структурный дефицит, если налоги, например, остаются на том же уровне, а затраты правительства увеличиваются (в частности, за счет роста расходов на оборону или на проведение различных социальных программ).

 

2.3. Государственный долг

 

Решение проблемы бюджетного дефицита и других социально-экономических проблем путём государственных заимствований порождает государственный долг.

Государственный долг - это долговые обязательства государства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.

Внешний государственный долг – это долг данного государства другим государствам, иностранным банкам и компаниям, международным организациям и отдельным лицам. Внешний государственный долг обусловлен рядом макроэкономических факторов, действие которых обуславливает объективную природу такой задолженности:

                    факторы циклического дисбаланса в экономике, вызванного автоматическим сокращением налоговых поступлений в бюджет и сокращением государственных расходов в условиях циклического спада деловой активности;

                    факторы, обуславливающие структурный дисбаланс, т.е., решение вопросов, связанных с налаживанием новых видов производства в стране, с техническим перевооружением имеющейся структуры основного капитала требует притока дополнительных финансовых ресурсов; одним из каналов получения являются внешние займы и кредиты.

Внешний долг – это совокупная сумма долгов Центробанка, правительства, и отдельных банков и компаний. Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов, находящихся за границей. Бремя внешнего долга является более тяжелым, нежели бремя внутреннего долга. Для покрытия внешнего долга стране требуется иностранная валюта, для получения которой необходимо сокращать импорт и увеличивать экспорт, при этом выручка идёт не на цели развития, а на погашение внешнего долга, что замедляет темп экономического роста и снижает уровень жизни.

Внутренний государственный долг – это долг государства своему населению. В соответствии с законодательством РФ, государственным внутренним долгом РФ являются долговые обязательства правительства РФ, выраженные в национальной валюте, перед юридическими и физическими лицами: кредиты, полученные правительством, государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства, гарантированные государством. Внутренний долг правильно оценивать как средство постоянного финансирования экономики государством. В зависимости от срока погашения и объёма обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам о по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил (2, с. 496).

Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

                    кредитных соглашений и договоров, заключённых от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

                    государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени РФ;

                    договоров о предоставлении государственных гарантий РФ, договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

                    переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг РФ на основе принятых федеральных законов;

                    соглашений и договоров, в том числе международных

                    э заключённых от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Возникновение и рост государственного долга обуславливают управление им. Управление государственным долгом включает следующие меры:

1.                  эффективное использование средств заимствования;

2.                  поиск средств для выплаты долга;

3.                  нейтрализация негативных последствий государственного долга.

Существует несколько путей погашения обязательств по государственному долгу при недостаточности доходов от его размещения:

                    отказ от долга или части его - считается неразумной мерой, т.к. подрывает репутацию государства;

                    использование новых заимствований для выплаты прежних долгов – к этому способу нельзя прибегать бесконечно, поскольку увеличение долга сокращает надежды кредитора вернуть свои долги;

                    пролонгирование долга – предполагает продление срока выплаты; в этом случае увеличатся суммы процентов, ибо процент выплачивается по сумме займа и невыплаченного процента;

                    его конверсия – связана с превращением долга в долгосрочные иностранные инвестиции, когда в счёт долга странам-кредиторам предлагают купить недвижимость, участвовать в акционерном капитале и т. д.;

                    продажа безнадёжных долгов – возможна, если страна в прошлом дала кредит другому государству, такие долги продаются со значительной «уценкой»; страна, продающая долги выигрывает время для получения необходимых средств.

Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную строку (2, с. 469).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Изучив экономический смысл таких понятий как государственный бюджет, бюджетный дефицит и государственный долг подытожим полученную информацию.  Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, необходимый для выполнения функций государства. Эти функции сводятся к перераспределению средств и контролю за их эффективным использованием. В этом смысле функции бюджета сходны с функциями финансов, что понятно, поскольку бюджет лишь часть целого. Вместе с тем, применительно к государственному бюджету принято выделять следующие функции, связанные с государственным устройством:

1.                 вмешательство в экономику;

2.                 поддержание государственного аппарата управления;

3.                 правоохранительные органы и судоустройство;

4.                 медицина, здравоохранение и образование;

5.                 оборона страны.

Бюджет является одновременно и правовой, и экономической категорией. В современных условиях он является основным инструментом государственного регулирования экономики, играет активную роль в обеспечении ее стабильности и развития. Реализация любого направления политики государства в экономической или социальной сфере требует соответствующего ресурсного обеспечения. Именно поэтому бюджет объективно необходим каждому государству для выполнения возложенных на него функций.

Государственный долг - это сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования страны.

Оценка состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета.

В том случае, когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами. Он является следствием несбалансированности государственных финансов. Превышение доходной части государственного бюджета над его расходной частью называется бюджетным профицитом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1.  Экономическая теория: учеб. Для студентов вузов / Под ред. В.Д. Камаева. – 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 592с.: ил. – (Учебник для вузов).

2.  Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. И доп. / под ред. В.В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 634с.

3. Макроэкономика: Учеб. Пособие для вузов / Под ред. проф. И.П. Николаевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 319с.

4. Е.Б. Коровкина «О доходах и расходах Федерального бюджета», журнал «Финансы» № 8 2004 год. (с.27-29)

5. Носова С.С. «Экономическая теория» - М.: Гуманит. Изд. Центр ЛАДОС, 2003г.

6. Под ред. М. И. Ткачук «Государственный бюджет» - Минск,

«Высшая школа», 1995г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ

Таблица 2. Исходные данные для расчета  макроэкономических

показателей системы национальных счетов по вариантам

 

Показатели

Значения показателей в миллиардах рублей

для варианта курсовой работы №10

Личные потребительские расходы

735

Трансфертные платежи

36

Арендная плата

42

Амортизация

81

Единый социальный налог

60

Ссудные проценты

39

Доход от собственности

93

Экспорт

29

Импорт

20

Дивиденды

48

Заработная плата наемных работников

663

Косвенные налоги на бизнес

54

Нераспределенные прибыли корпораций

63

Индивидуальные налоги

78

Подоходные налоги с корпораций

57

Прибыли корпораций

168

Государственные закупки товаров и услуг

216

Чистые частные внутренние инвестиции

99

Совокупная стоимость произведенных товаров и услуг всеми отраслями экономики

1156

Совокупная стоимость промежуточных продуктов

16

Доходы резидентов страны за границей

67

Доходы нерезидентов внутри страны

58

Дефлятор ВВП

3.8

Информация о работе Государственный бюджет: сущность, принципы формирования, методы компенсации дефицита бюджета