Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 07:29, курсовая работа
Прежде всего необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет может быть выделен в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Введение
1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции
1.1 Определение сущности государственного бюджета как экономической категории
1.2 Структура государственного бюджета
1.3 Функции государственного бюджета
2. Источники формирования государственного бюджета
2.1 Налоговые поступления и государственные займы
2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондо в
3. Пути использования государственного бюджета
Заключение
Список использованной литературы
В первую очередь расходы
бюджета подразделяются по их влиянию
на процесс расширенного воспроизводства.
В этом случае выделяются текущие
и капитальные бюджетные
Текущие расходы связаны
с предоставлением бюджетных
средств юридическим лицам на
их содержание и покрытие текущих
потребностей. Эти расходы включают
затраты на государственное потребление
(содержание экономической и социальной
инфраструктуры, государственных отраслей
народного хозяйства, закупки товаров
и услуг гражданского и военного
характера, текущие расходы
Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
Большое значение имеет функциональная классификация расходов бюджета», отражающая сферы общественной деятельности, в которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:
1. Государственное управление и местное самоуправление;
2. Судебная власть;
3. Международная деятельность;
4. Национальная оборона;
5. Правоохранительная
6. Фундаментальные исследования
и содействие научно-
7. Промышленность, энергетика и строительство;
8. Сельское хозяйство и рыболовство;
9. Охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия;
10. Транспорт, дорожное
хозяйство, связь и
11. Жилищно-коммуналыюе хозяйство;
12. Образование;
13. Здравоохранение и физическая культура;
14. Культура, искусство и кинематография;
15. Средства массовой информации;
16. Обслуживание государственного долга;
17. Финансовая помощь бюджетам других уровней;
18. Целевые бюджетные фонды;
19. Пополнение государственных запасов и резервов;
20. Социальная политика;
21. Прочие расходы.
Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как правило, выделяются следующие группы расходов:
1.Финансирование
2.Финансирование социально-
3.Финансирование науки;
4.Финансирование обороны;
5.Содержание
6.Расходы по
7.Создание резервных фондов;
8.Расходы по обслуживанию государственного долга;
9.Прочие расходы и выплаты.
Здесь хорошо видна роль государства
в разных областях общественной жизни.
Дополнительно к указанным
Ведомственный признак позволяет
выделить в каждой группе расходов
соответствующее министерство, другое
государственное учреждение или
юридическое лицо, получающее бюджетные
ассигнования. Этот признак классификации
расходов бюджета отражает наиболее
мобильные изменения в
Целевой признак позволяет
рассмотреть расходы, подразделяющиеся
на конкретные виды затрат. Классификация
расходов по целевому назначению создает
предпосылки для рационального
использования бюджетных
1. Заработная плата;
2. Начисления на заработную плату;
3. Канцелярские и хозяйственные расходы;
4. Командировки и служебные разъезды;
5. Стипендии;
6. Расходы на питание;
7. Приобретение медикаментов и перевязочных средств;
8. Приобретение оборудования и инвентаря;
9. Приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
10. Государственные капитальные вложения;
11. Капитальный ремонт;
12. Содержание сооружений благоустройства;
13. Геологоразведочные работы;
14. Проектирование;
15. Государственная дотация;
16. Операционные расходы;
17. Платежи по ссудам;
18. Возмещение разницы в ценах;
19. Прочие расходы.
Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку.
Важной проблемой
Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членов федерации и расходы местных бюджетов.
Исключительно из федерального
бюджета финансируются
- обеспечение деятельности
Президента Российской
- функционирование федеральной судебной системы;
- национальная оборона
и обеспечение безопасности
- фундаментальные исследования
и содействие научно-
- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- государственная поддержка атомной энергетики;
- ликвидация стихийных
бедствий и чрезвычайных
федерального масштаба;
- содержание учреждений, находящихся в государственной собственности;
- обслуживание и погашение госдолга РФ;
- компенсация государственным
внебюджетным фондам расходов
на выплату государственных
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- финансовая поддержка
субъектов Российской
- официальный статистический учет и др.
Совместно могут финансироваться такие виды расходов, как:
- государственная поддержка отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи;
- обеспечение
- обеспечение социальной защиты населения;
- охрана окружающей среды;
- развитие рыночной
- обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
- финансовая помощь другим бюджетам и прочее.
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.
Важную роль в организации рациональной системы бюджетного финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:
- получение максимального
эффекта при минимуме затрат.
Бюджетные средства должны
- целевой характер
- предоставление бюджетных
средств в меру выполнения
производственных и других
- безвозвратность бюджетных
ассигнований. Предоставление средств
без условия их обязательного
возврата в государственный
Однако помимо безвозвратного
бюджетного финансирования в настоящее
время все шире применяется кредитование
предприятий путем выдачи бюджетных
ссуд. Проценты по таким ссудам либо
не взимаются, либо взимаются по низким
ставкам. Бюджетные ссуды выдаются
по специальным распоряжениям
Основные задачи в области бюджетных расходов:
- сократить число федеральных
целевых программ, обеспечить концентрацию
средств бюджета на наиболее
эффективных и социально
- снизить расходы на
содержание государственного
- продолжить децентрализацию
инвестиционного процесса, расширив
практику государственно-
- повысить эффективность
использования ассигнований на
национальную оборону и
- снизить уровень дотаций отдельным отраслям;
- усилить контроль за
использованием бюджетных
- обеспечить приоритетное
финансирование расходов на
Расходы государственного бюджета
тесно взаимосвязаны с его
доходами. Эта взаимосвязь выражается
в количественном соответствии расходов
доходами, а также в их влиянии
друг на друга. С одной стороны, объем
расходов бюджета лимитируется жесткими
рамками поступающих бюджетных
доходов, причем последние в свою
очередь определяются экономическими
возможностями государства. С другой
стороны, расходы при надлежащем
использовании бюджетных
В целом в области расходов
бюджета до сих пор имеются
существенные недостатки: низкая эффективность
использования бюджетных
Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета – превышении расходов над доходами – должны быть указаны источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства РФ как заёмщика или гаранта погашения займов другими заёмщиками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государственный бюджет, являясь
основным финансовым планом государства,
главным средством
Информация о работе Государственный бюджет: структура, функции, пути формирования и использования