Государственный бюджет: структура, функции, пути формирования и использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 07:29, курсовая работа

Описание работы

Прежде всего необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет может быть выделен в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Содержание

Введение
1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции
1.1 Определение сущности государственного бюджета как экономической категории
1.2 Структура государственного бюджета
1.3 Функции государственного бюджета
2. Источники формирования государственного бюджета
2.1 Налоговые поступления и государственные займы
2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондо в
3. Пути использования государственного бюджета
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая основа.docx

— 44.51 Кб (Скачать)

В первую очередь расходы  бюджета подразделяются по их влиянию  на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяются текущие  и капитальные бюджетные расходы.

Текущие расходы связаны  с предоставлением бюджетных  средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих  потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров  и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных  учреждений), текущие субсидии нижестоящим  органам власти, государственным  и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют  затратам, отраженным в обычном бюджете  или бюджете текущих расходов и доходов.

Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные  с вложением в основной капитал  и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета  в различные отрасли народного  хозяйства, инвестиционные субсидии и  долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.

Большое значение имеет функциональная классификация расходов бюджета», отражающая сферы общественной деятельности, в  которые направляются денежные средства. При этом все расходы подразделяются на следующие крупные разделы:

1. Государственное управление  и местное самоуправление;

2. Судебная власть;

3. Международная деятельность;

4. Национальная оборона;

5. Правоохранительная деятельность  и обеспечение безопасности государства;

6. Фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;

7. Промышленность, энергетика  и строительство;

8. Сельское хозяйство и  рыболовство;

9. Охрана окружающей среды  и природных ресурсов, гидрометеорология,  картография и геодезия;

10. Транспорт, дорожное  хозяйство, связь и информатика;

11. Жилищно-коммуналыюе хозяйство;

12. Образование;

13. Здравоохранение и физическая  культура;

14. Культура, искусство и  кинематография;

15. Средства массовой информации;

16. Обслуживание государственного  долга;

17. Финансовая помощь бюджетам  других уровней;

18. Целевые бюджетные фонды;

19. Пополнение государственных  запасов и резервов;

20. Социальная политика;

21. Прочие расходы.

Важный признак классификации  расходов бюджета - предметный. При  этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп. Как  правило, выделяются следующие группы расходов:

1.Финансирование промышленного  производства;

2.Финансирование социально-культурных  мероприятий;

3.Финансирование науки;

4.Финансирование обороны;

5.Содержание правоохранительных  органов и органов государственной  власти и управления;

6.Расходы по внешнеэкономической  деятельности;

7.Создание резервных фондов;

8.Расходы по обслуживанию  государственного долга;

9.Прочие расходы и выплаты.

Здесь хорошо видна роль государства  в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам  расходов могут выделяться затраты  на выполнение приоритетных общегосударственных  программ. Так, в Российской Федерации  самостоятельно в расходах республиканского бюджета отражаются расходы на целевые  региональные программы по развитию промышленного сектора экономики, расходы по ликвидации последствий  ядерного взрыва в Челябинской области  и ядерных испытаний на Семипалатинском  полигоне, расходы на государственную  программу развития экономики и  культуры малочисленных народов  Севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на Российскую государственную космическую  программу и др. Выделение средств  по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании  по главным направлениям, предусмотренным  органами государственной власти. Каждая из названных групп расходов делится  в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет  выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или  юридическое лицо, получающее бюджетные  ассигнования. Этот признак классификации  расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре  расходов, связанные с изменением системы управления.

Целевой признак позволяет  рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация  расходов по целевому назначению создает  предпосылки для рационального  использования бюджетных средств, является необходимой базой для  осуществления эффективного и действенного контроля за использованием бюджетных  ассигнований. В настоящее время  в Российской Федерации применяется  классификация расходов по 19 целевых  направлениям:

1. Заработная плата;

2. Начисления на заработную  плату;

3. Канцелярские и хозяйственные  расходы;

4. Командировки и служебные  разъезды;

5. Стипендии;

6. Расходы на питание;

7. Приобретение медикаментов  и перевязочных средств;

8. Приобретение оборудования  и инвентаря;

9. Приобретение мягкого  инвентаря и обмундирования;

10. Государственные капитальные  вложения;

11. Капитальный ремонт;

12. Содержание сооружений  благоустройства;

13. Геологоразведочные работы;

14. Проектирование;

15. Государственная дотация;

16. Операционные расходы;

17. Платежи по ссудам;

18. Возмещение разницы  в ценах;

19. Прочие расходы.

Кроме того, по отдельным  группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей по целевому признаку.

Важной проблемой осуществления  целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в  условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики  нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных  статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с  одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований в обеспечении намеченных ими  мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим  совокупный спрос на продукцию и  услуги и в дальнейшем провоцирующим  развитие инфляции издержек производства.

Последним признаком классификации  расходов является территориальный. В  соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации  расходы бюджета подразделяются на расходы республиканского бюджета, расходы бюджетов членов федерации  и расходы местных бюджетов.

Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  виды расходов:

- обеспечение деятельности  Президента Российской Федерации,  Федерального Собрания РФ, Счетной  палаты РФ, федеральных органов  исполнительной власти и их  территориальных органов;

- функционирование федеральной  судебной системы;

- национальная оборона  и обеспечение безопасности государства;

- фундаментальные исследования  и содействие научно-техническому  прогрессу;

- государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;

- государственная поддержка  атомной энергетики;

- ликвидация стихийных  бедствий и чрезвычайных ситуаций

федерального масштаба;

- содержание учреждений, находящихся в государственной  собственности;

- обслуживание и погашение  госдолга РФ;

- компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, подлежащих финансированию  за счет средств федерального  бюджета;

- пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва;

- финансовая поддержка  субъектов Российской Федерации;

- официальный статистический  учет и др.

Совместно могут финансироваться  такие виды расходов, как:

- государственная поддержка  отраслей промышленности, сельского  хозяйства, транспорта, связи;

- обеспечение правоохранительной  деятельности;

- обеспечение социальной  защиты населения;

- охрана окружающей среды;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- обеспечение развития  федеративных и национальных  отношений;

- финансовая помощь другим  бюджетам и прочее.

Осуществление расходов бюджета  достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств  предприятиям, организациям и учреждениям  на проведение мероприятий, предусмотренных  бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами  и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.

Важную роль в организации  рациональной системы бюджетного финансирования играют прежде всего принципы финансирования. К числу этих принципов относятся:

- получение максимального  эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства должны предоставляться  лишь при условии обеспечения  наибольшей результативности от  их использования. Этот эффект  может выражаться, с одной стороны,  в решении различных задач  социально-экономического развития  страны, а с другой - в обратном  притоке в бюджет денежных  средств за счет роста доходов  получателей бюджетных ассигнований;

- целевой характер использования  бюджетных ассигнований. Юридические  лица получают средства из  бюджета только на основе утвержденного  бюджета, причем на заранее  обусловленные цели. Строгое соблюдение  этого принципа препятствует  неэффективному использованию бюджетных  ассигнований;

- предоставление бюджетных  средств в меру выполнения  производственных и других показателей  и с учетом использования ранее  отпущенных ассигнований. Зависимость  бюджетного финансирования от  выполнения показателей позволяет  финансовым органам осуществлять  действенный и эффективный контроль  за деятельностью предприятий,  рганизаций и учреждений;

- безвозвратность бюджетных  ассигнований. Предоставление средств  без условия их обязательного  возврата в государственный бюджет.

Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее  время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных  ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства  РФ на выполнение целевых программ развития.

Основные задачи в области  бюджетных расходов:

- сократить число федеральных  целевых программ, обеспечить концентрацию  средств бюджета на наиболее  эффективных и социально значимых  проектах;

- снизить расходы на  содержание государственного аппарата;

- продолжить децентрализацию  инвестиционного процесса, расширив  практику государственно-коммерческого  финансирования проектов;

- повысить эффективность  использования ассигнований на  национальную оборону и оборонный  комплекс, концентрируя их на  решении социальных проблем, конверсии  и перспективных научно-исследовательских  работах;

- снизить уровень дотаций  отдельным отраслям;

- усилить контроль за  использованием бюджетных средств;

- обеспечить приоритетное  финансирование расходов на науку,  культуру, медицинское обслуживание, образование.

Расходы государственного бюджета  тесно взаимосвязаны с его  доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов доходами, а также в их влиянии  друг на друга. С одной стороны, объем  расходов бюджета лимитируется жесткими рамками поступающих бюджетных  доходов, причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств  могут оказывать обратное влияние  на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию  кадрового потенциала и т.д.

В целом в области расходов бюджета до сих пор имеются  существенные недостатки: низкая эффективность  использования бюджетных средств, широко распространена практика нецелевого расходования средств, непропорционально  финансирование отдельных направлений  расходов в условиях невыполнения плана  по доходам.

Доходы и расходы бюджетов должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета – превышении расходов над  доходами – должны быть указаны  источники финансирования дефицита (они различны в зависимости от уровня бюджетной системы). Основными  источниками покрытия дефицита являются различные кредиты, займы, ссуды, привлекаемые от российских и зарубежных юридических  лиц, международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, по которым возникают долговые обязательства  РФ как заёмщика или гаранта погашения  займов другими заёмщиками.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования  финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления  властных полномочий, дает государству  реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет  довольно утилитарную функцию - фиксирует  избранный государством стиль осуществления  управления страной. Бюджет по отношению  к осуществляемой властью экономической  политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной  роли не играет.

Информация о работе Государственный бюджет: структура, функции, пути формирования и использования