Государственный бюджет: структура, функции, пути формирования и использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 07:29, курсовая работа

Описание работы

Прежде всего необходимо определить, что, собственно, представляет собой бюджет государства. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет может быть выделен в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Содержание

Введение
1. Сущность государственного бюджета, его структура и функции
1.1 Определение сущности государственного бюджета как экономической категории
1.2 Структура государственного бюджета
1.3 Функции государственного бюджета
2. Источники формирования государственного бюджета
2.1 Налоговые поступления и государственные займы
2.2 Неналоговые поступления и доходы целевых бюджетных фондо в
3. Пути использования государственного бюджета
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая основа.docx

— 44.51 Кб (Скачать)

-             налоги на имущество и наследство;

-             налоги с продаж, акцизы (на нефть,  природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, этиловый  спирт) и таможенные пошлины,  налог с добавленной стоимости  (НДС) (доля в бюджете 33%).

К налоговым доходам федерального бюджета относятся федеральные  налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым  законодательством Российской Федерации, а пропорции их распределения  в порядке бюджетного регулирования  между бюджетами разных уровней  бюджетной системы Российской Федерации  утверждаются федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год на срок не менее  трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в  бюджеты нижестоящего уровня на очередной  финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в  налоговое законодательство Российской Федерации. Так же доходы Федерального бюджета формируются за счет:

-             налога на игорный бизнес;

-             налог на покупку иностранных  денежных знаков;

-             лицензионных и регистрационных  сборов;

-             налога на операции с ценными  бумагами;

-             платежей за использование недрами  и земельного налога;

-             прочих налогов, сборов, пошлин  и других платежей.

Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они  составляют 93,5%, а около 34% от них  составляет налог на добавленную  стоимость. Необходимо отметить, что  ряд федеральных налогов поступает  в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты. Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 27 ФЗ «О федеральном бюджете на 2001 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2001 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:

- налога на прибыль  (доход) предприятий и организаций  - по установленным ставкам в  соответствии с действующим законодательством;

- НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые,  оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную  стоимость на драгоценные металлы  и драгоценные камни, отпускаемые  из Государственного фонда драгоценных  металлов и драгоценных камней  РФ;

- акцизов на спирт этиловый  из всех видов сырья, водку  и ликероводочные изделия, спиртосодержащие  растворы, производимые на территории  Российской Федерации, - в размере  50 процентов доходов;

- акцизов на остальные  товары, производимые на территории  РФ, за исключением акцизов на  нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее  перекачке и акцизов на природный  газ, бензин;

- автомобильный и легковые  автомобили, - в размере 100 процентов  доходов;

- лицензионных и регистрационных  сборов - в соответствии с действующим  законодательством;

- подоходного налога с  физических лиц - в размере  100 процентов доходов;

- налога на покупку  иностранных денежных знаков  и платежных документов, выраженных  в иностранной валюте, - в размере  40 процентов доходов;

- платежей за пользование  природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;

- платы за пользование  объектами животного мира и  водными биологическими ресурсами  - в размере 60 процентов доходов;

- лесного налога - в размере  100 процентов доходов;

- платы за пользование  водными объектами - в размере  60 процентов доходов;

- налога с розничных  продаж - в размере 100 процентов  доходов;

- прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих  зачислению в бюджеты субъектов  РФ в соответствии с законодательством.

Доходы местных бюджетов, также как и доходы бюджетов субъектов  федерации, состоят из собственных (закрепленных) и регулирующих доходов.

К ним относятся:

1. Отчисления от федеральных  и региональных налогов;

2. Средства фондов финансовой  поддержки регионов;

3. Дотации, субвенции, субсидии  из вышестоящих бюджетов;

4. Средства, полученные из  вышестоящего бюджета в порядке  взаимных расчетов.

Собственные или закрепленные доходы представляют собой средства, принадлежащие субъекту бюджетного права, то есть они полностью или  в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий  бюджет, минуя вышестоящие.

К регулирующим доходам относится  вся совокупность денежных средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов.

Федеральный закон о федеральном  бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных  налогов и платежей субъектов  РФ.

С 1994 года в России в качестве регулирующих доходов бюджетов субъектов  Российской Федерации стали использовать средства, полученные из Фонда финансовой поддержки регионов. Финансовая помощь из этого Фонда оказывается регионам, поучившим статус «региона, нуждающегося в поддержке», или «региона, особо  нуждающегося в поддержке».

Статус «региона, нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный  доход в планируемом году меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.

Статус «региона, особо  нуждающегося в поддержке», предоставляется  тем регионам, у которых объем  бюджетных доходов меньше объема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов.

С учетом этих двух статусов Фонд делится на две части, из которых  соответственно выделяются средства регионам, нуждающимся в поддержке, и регионам, особо нуждающимся в поддержке. Выделение регионам средств из указанных  частей Федерального фонда финансовой поддержки регионов согласно их статусу  производится на основании установленной  доли каждого региона в общем  объеме средств соответствующей  части этого дохода

Преимущества этого способа  регулирования заключаются в  том, что средства субъектам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей бюджетные  доходы, численность населения, проживающего на соответствующей территории.

Благодаря этому выделение  средств субъектам федерации  осуществляется на объективной основе – общей для всех регионов формуле  расчета выделения средств из общего фонда финансовой поддержки.

Следующим по своему финансовому  значению доходом бюджета являются государственные займы. К этому  методу государство прибегает при  бюджетных дефицитах, которые предусматриваются  при составлении бюджета на предстоящий  год. По мере усиления финансовой напряженности  в странах и увеличения размера  дефицита государство обращается к  государственным займам. Государственные  займы классифицируются:

- по субъектам заемных  отношений: размещаемые центральными  и местными органами управления;

- в зависимости от места  размещения: на внутренние и внешние;

- в зависимости от обращения  на фондовом рынке: рыночные, которые  свободно продаются и покупаются, и нерыночные, которые не подлежат  обращению на рынке ценных  бумаг;

- в зависимости от срока  погашения: краткосрочные (срок  обращения до года), среднесрочные  (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (свыше  5 лет);

- по характеру выплачиваемого  долга: выигрышные (на основе лотереи), процентные и с нулевым купоном.  С нулевым купоном обычно выпускаются  ценные краткосрочные бумаги  государства, они реализуются  с дисконтом, т.е. ниже стоимости,  а погашаются по номиналу.

Существуют два пути получения  государственных займов:

- государственные займы,  полученные у физических и  юридических лиц путем выпуска  ценных бумаг от имени государства;

- кредиты, полученные у  центрального банка и других  кредитных учреждений.

Увеличение объема кредитных  операций государства ведет к  росту государственного долга. Государственный  долг тесно связан с налогами. Его  погашение, выплата по нему процентов  осуществляются в значительной мере за счет налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

При чрезвычайных обстоятельствах, когда получение государственных  займов оказывается затруднительным, государство обращается к эмиссии  бумажных денег - это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного  обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который  имеет тяжелые социально-экономические  последствия.

 

2.3 Неналоговые поступления  и доходы целевых бюджетных  фондов

 

К неналоговым доходам  относятся доходы:

- от использования, продажи  и иного возмездного отчуждение  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

- от платных услуг, оказанных  государственными или муниципальными  органами власти и учреждениями;

- средства, полученные в  результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности (штрафы, конфискации,  компенсации, возмещение ущерба);

- финансовая помощь и  бюджетные ссуды от бюджетов  других уровней;

- доходы от внешнеэкономической  деятельности;

- перечисление прибыли  Центрального банка РФ, дивиденды  по акциям, принадлежащим государству;

- доходы от сдачи в  аренду имущества, находящегося  в государственной собственности;

- консульский сбор;

- доходы от проведения  всероссийских государственных  лотерей.

Понятие “целевые бюджетные  фонды” появилось в 1995 г., когда подобный статус был закреплен за некоторыми ранее внебюджетными фондами, создаваемыми в качестве целевого источника финансирования отдельных государственных расходов.

Анализ существования  некоторых фондов выявил ряд существенных недостатков, и прежде всего таких, как межведомственное распыление государственных  средств и ослабление государственного финансового контроля за их целевым  использованием.

Для преодоления указанных  недостатков отдельные внебюджетные фонды начиная с 1995 г. стали учитываться  в составе бюджетной системы  страны. Это мероприятие несомненно способствует консолидации всех государственных  средств под контролем фискальных органов государства, что имеет  немаловажное значение в условиях современной  бюджетной напряженности.

В 1998 г. в состав бюджетной  системы РФ были включены следующие  целевые бюджетные фонды:

- дорожные фонды;

- Фонд развития таможенной  системы РФ;

- Федеральный фонд государственной  налоговой службы РФ и Федеральной  службы налоговой полиции РФ;

- Государственный фонд  борьбы с преступностью;

- экологические фонды;

- Фонд воспроизводства  минерально-сырьевой базы;

- Фонд развития Федеральной  пограничной службы;

- Фонд Министерства РФ  по атомной энергии.

 

 

3. Пути использования государственного  бюджета

 

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.

Для выяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального  производства, совершенствованием его  отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы. С помощью  бюджетных расходов государство  может регулировать распределение  денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями  общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного  производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики  и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном  регулировании экономики и социальных процессов.

Экономическая группировка  бюджетных расходов по их общественному  назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную  и др.

Многообразие конкретных видов бюджетных расходов обусловлено  целым рядом факторов: природой и  функциями государства, уровнем  социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с  народным хозяйством, административно-территориальным  устройством государства, формами  предоставления бюджетных средств  и т.п. Сочетание этих факторов порождает  ту или иную систему расходов бюджета  любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической  жизни общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и  практике финансов существуют несколько  признаков классификации расходов бюджета.

Информация о работе Государственный бюджет: структура, функции, пути формирования и использования