Государственный бюджет страны и в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Сегодняшний день – день устремляющегося вперед прогресса , новых открытий и исторических событий . Общество шагает по стопам технической революции ,покупая новенький портативный телефон – компьютер – соковыжиматель – тестозамешеватель ,ведет деловые переговоры по «скайпу» и знакомится исключительно в «аське». Большенство людей перестает задумываться над тем ,куда податься на выходные : на ГОА или на Кубу, успешно занимаются благотворительностью и выкидывают, заранее никому не нужный ,но купленный в ближайшем кафетерии завтрак .

Содержание

Введение
Глава 1.Государственный бюджет – главный финансовый план государства.
1.1.Структура государственного бюджета
1.2.Дефицитный бюджет и источники его финансирования
1.3.Сущность, структура и управление государственным долгом
Глава 2. Государственный бюджет и проблема государственного долга в Украине
2.1. Государственный бюджет в независимой Украине
2.2. Государственный долг-- проблема современной Украины.
Заключение
Список использованной литератур

Работа содержит 1 файл

курсовая работа по Экономической теории.doc

— 716.00 Кб (Скачать)

В зависимости  от экономического содержания и направления  воздействия различают активный и пассивный бюджетные дефициты.

Путем нивелирования  и управления ими можно стимулировать  или дестимулировать социально-экономическое  развитие общества или отдельных  территорий.

В мировой практике в условиях стабильного развития экономики уровень пассивного дефицита ограничивается 2-3% к ВВП, 5% —к национальному доходу, 8-10% — к расходной части бюджета. Однако в условиях кризиса в экономике и социальной сфере правительство может пойти на увеличение разрыва между доходами и расходами бюджета (путем повышения расходов и снижения налоговых изъятий) в целях стимулирования экономического роста, сокращения безработицы, расширения налогооблагаемой базы. В этом случае дефицит бюджета принимает активную форму/Если же для его финансирования будут привлекаться инфляционные источники, значительно возрастут расходы бюджета на обслуживание государственного долга, то активная форма дефицита примет пассивную форму и начнет усугублять финансово-экономический и социальный кризис. Поэтому в целях управления дефицитом и использования его стимулирующего, активного потенциала нужно находить приемлемые источники покрытия с учетом анализа конкретного финансово-экономического положения регионов и страны в целом, а также международного фактора (в открытой экономике это имеет существенное значение).                                                                               В зависимости от степени корреляции дефицита бюджета с уровнем безработицы различают структурный и циклический дефициты. Под структурным дефицитом понимается отрицательное сальдо бюджета при данной системе формирования доходов и расходов государства в условиях полной занятости (при постоянно заданном уровне безработицы). В период экономического спада уровень безработицы начинает превышать базовый. Естественно, что при этом реальный дефицит бюджета также будет расти и становиться больше уровня структурного дефицита, который принимается как некая идеальная, оптимальная величина допустимого бюджетного дефицита. Это происходит частично за счет роста выплат пособий по безработице, сокращения налоговых поступлений, а в основном — в результате сужения налогооблагаемой базы из-за спада производства. Разность между реально имеющимся и структурным дефицитом получила название циклического дефицита. Именно экономическое состояние определяет уровни структурного и циклического дефицитов. Сокращение уровня циклического дефицита свидетельствует о тенденции выравнивания уровней реального и структурного дефицитов, что равносильно экономическому росту.

По характеру  возникновения можно выделить случайный (кассовый) и действительный дефициты. Случайный дефицит бюджета, иначе называемый кассовым, возникает из-за кассовых (временных) разрывов в поступлении и расходовании средств. Обычно кассовым дефицитам подвержены те бюджеты, которые в высокой степени зависят от одного источника дохода, или же те, в которых источники поступлений имеют сезонный характер (например, поступления от земельного налога, налога на имущество физических лиц и ряда других налогов и сборов). К таковым обычно относятся местные и региональные (в меньшей степени) бюджеты.

Действительный  дефицит в собственном смысле этого слова возникает не из-за случайной временной задержки поступлений  доходов в бюджет и опережающего график (роспись доходов и расходов) производства расходов, а в связи с постоянным наращиванием расходов из бюджета и реальным отставанием от них доходов. Он обычно закладывается в законе о бюджете на очередной финансовый год в качестве предельной величины, но может быть ниже или выше нее в ходе исполнения бюджета.

По отношению  к плану различают плановый и  внеплановый дефициты бюджета. Внеплановый  дефицит возникает из-за непредвиденного  сокращения объема поступлений доходов (падение цен на нефть и т.д.) и увеличения расходов (войны, землетрясения, аварии, неурожаи, засуха, рост цен и т.п.) в отчетном году. Если же не удастся сбалансировать бюджет за счет использования средств различных резервных фондов и проведения других оперативных мероприятий, внеплановый дефицит может пагубно отразиться на ходе выполнения социально-экономических программ.

С признанием дефицита бюджета и введением в бюджетной  классификации дополнительного  блока, отражающего источники его  финансирования, в России стали устанавливать  предельные размеры дефицитов бюджетов в ежегодно принимаемых законах о бюджете, т.е. стали планировать дефицит в целях его контроля и управления им. Бюджетное законодательство устанавливает предельный размер планируемого дефицита федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета.

По степени  постоянства объема дефицита бюджета можно выделить стабильные и меняющиеся дефициты. Резкие колебания дефицита за относительно короткий промежуток времени свидетельствуют о финансово-экономической нестабильности, отсутствии долгосрочной и единой бюджетной, налоговой и финансово-кредитной политики в стране.

По продолжительности  бюджетный дефицит можно подразделить на хронический (систематический) и  временный. Хронический дефицит  возникает из года в год в течение длительного периода времени и является наиболее «трудноизлечимым». Основными причинами его существования служат длительный цикл экономического кризиса, долгие войны и чрезмерные расходы на военные цели в мирное время, чрезвычайные происшествия, дорогостоящие программы, растянутые на десятилетия без сроков окупаемости.

В отличие от хронического временный дефицит  бюджета, продолжительность которого может быть равна нескольким месяцам, не является столь опасным и трудным  для преодоления, так как в его основе лежат, как правило, не глубокие кризисные явления в экономике, а ряд объективных (стихийные бедствия и пр.) и субъективных (ошибки в планировании и прогнозировании, колебания цен на мировых товарных и фондовых рынках и др.) причин. Задача органов власти заключается в недопущении трансформации временного дефицита в хронический путем принятия оперативных решений по своевременной ликвидации предпосылок, причин и последствий дефицита, финансирования его неинфляционными и «дешевыми» источниками заемных средств. 

1.3.СУЩНОСТЬ,СТРУКТУРА И УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ 

    Государственный долг – это общий размер задолженности правительства страны собственникам государственных ценных бумаг .Он равен сумме прошлых бюджетных дефицитов (профинансированы за счет займов) за  вычитанием бюджетных излишеств .

     В составе государственного долга выделяют внутренний и внешний долги. Внутренний государственный долг - это задолженность государства гражданам , фирмам и предприятиям страны ,которые есть удерживателями ценных бумаг, которые выпустило государство .Внешний государственный долг – это это задолженность государства иностранным субъектам. Долги образуются  в результате стойкого превышения государством своих расходам над доходами .

Механизм образования долга можно представить как передачу накоплений особам , что делают расходы .Если частная задолженность не абсорбирует задолженность ,то это делает государство

С увеличением  задолженности значительной статьей государственных расходов становится обслуживание задолженности ,которая включает выплата процентов и погашение основной суммы долга.

Проблема государственной  задолженности очень остро стоит  в Украине

К должностному финансированию расходов прибегают  правительство многих стран(Табл.)

      Но за абсолютными показателями долга невозможно оценить его груз для определенной экономики .Для сравнительного анализа и степени угрозы задолженности используют относительные показатели :

- отношение суммы  долга к ВНП

- отношение суммы  долга к расходам госбюджета

- сумма обслуживание  долга к ВНП

- сумма обслуживания  к расходам бюджета

- сумма обслуживания  внешнего государственного долга  к экспорту товаров  и услуг

- отношенние  суммы долга к численности  населения

      Проблема задолженности – она из наиболее сложных для большенства стран,которые развиваются.

       Изменения размера госудаственного долга зависят от многих макроэкономических показателей страны .Динамика показателя долг/ВНП зависит от темпов роста ВНП ,реальной процентной ставки ;первичного дефицита бюджета: 
 

BD*  =  (G+TR)  -  T

BD   =  BD* +  N

N = D     R   =   BD*   R                                                                                              де  BD – общий дефицит госбюджета, BD*- первичный дефицит бюджета, G –  государственные расходы на закупку товаров и услуг,N – процент с обслуживания государственного долга ,T – налоговые поступления в бюджет ,TR- трансферты,D –величина долга, R – реальная ставка процента.

      При должностном финансировании первичного дефицита увеличивается и основная сумма долга , и процент по его обслуживанию .Если реальная ставка процента превышает темпы роста ВНП ,тогда увеличение государственного долга становится почти неуправляемым .Весь прирост ВНП идет оплату процентов и обсуживание долга.

      При оценке государственного долга возникает проблема учета инфляции ,состояния местных бюджетов ,скрытого дефицита бюджета. 

           Экономические последствия увеличения государственного долга

    При стойком дефиците государственного бюджета долг увеличивается. В этих условиях возможности правительсва в проведении стабилизационной и стимулирующей политики ограничиваются .Основными причинами стойкости дефицитов и увеличения госдолга есть:

      - увеличение государственных расходов во время социальных конфликтов и военных действий ,при возрастании уровня милитаризации экономики

      - автоматическое сокращение государственных  доходов и возрастание расходов  в время кризиса

      - сокращение налогов и увеличение  государственных расходов с целью  стимулирования экономики

      - проведение популистической политики

Для погашения  госдолга необходимо выплачивать проценты .Статья расходов по обслуживанию долга  становится первоочередной среди статей расходов бюджетов .При зничительном размере государственного долга его обслуживание может стать причиной дефицита государственного бюджета ,породить механизм самовозрождения долга .

При решении задачи по финансированию своих долгов государство имеет дело с выбором между повышением налогов, рефинансированием государственно бюджета и денежной эмиссией .

Увеличение налогов  для погашения госдолга может  привести к снижению частных инвестиций ,задержать экономический рост государства . Если государство идет на рефинансирование долга ,тоесть выпускает новый денежный заем ,доход от которого использует на обслуживание «старого» долга ,повышаются ставки процентов в экономике ,создается эффект вытеснения частных инвестиций .

Долговое поведение государства касается не только современного поколения ,но и будущего.Повышение ставок процентов на финансовых рынках при повышении государственных расходов ведет к снижению современных объемов инвестиций и основных фондов в будущем ,а значит ,сокращает производственный потенциал страны.

При решении  проблем , связанных с государственным  долгом ,применяют разные пути борьбы с долговым кризисом, основным из которых есть выкуп долга ,списание долга , секъюритизация , обмен долга на акции национальных предприятий.

Выкуп долга  опирается на использование золотовалютных резервов страны или быстрое наростание их за счет стимулирования экспортных отраслей . Но во многих случаях возможности стран-должников в использовании золотовалютных резервов ограничены . Ограничены также возможности досрочного выкупа должником своих долгов согласно со стандартными условиями предоставления заема .

На списание дола страны идут при значительном превышении долга  платоспособности должника .Процедура списания сложная  и происходит после многочисленных договоренностей. Списание долга негативно сказывается на репутации государства ,на нее соглашаются кредиторы очень редко ,только при исключительных обстоятельствах ,поэтому рыночные схемы реструктизации долга ,такие ,как секъюритизация ,считаются лучшими, чем списание долга.

Основная идея секъюритизации заключаеся в том ,что  страна-должник имитирует новые долговые обязательства в виде государственных ценных бумаг, которые непосредственно обмениваюся на «старый долг», или опосредовательно , когда полученные от эмиссии деньги направляются на погашение уже существующих долгов. Если новые бумаги продаются с меньшим дисконтом на рынке, то такая операция может привести и к сокращению общего обьема задолженности .Таким образом, возможными результатами секъюритизации будут отсрочки срока погашения долга , снижение ставки процента по долговым обязательствам,смена особ-кредиторов.

Информация о работе Государственный бюджет страны и в Украине