Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:00, курсовая работа
Целью исследования является рассмотрение государственного бюджета и его роли как инструмента государственного регулирования.
В рамках поставленной цели необходимо рассмотреть следующие задачи:
- изучить государственный бюджет, его структуру и основные макроэкономические функции
- показать роль госбюджета как инструмента макроэкономического регулирования и рассмотреть его с точки зрения структуры доходной и расходной части;
- рассмотреть причины порождающие дефицит и профицит;
- объяснить механизм действия мультипликатора сбалансированного бюджета;
4 Доходные и расходные статьи федерального бюджета.
Является ли Россия социальным государством?
Государственный бюджет – составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.
Другими словами, государственный бюджет – это финансовый документ, в котором расписано, какие средства государство получит и куда их направит. В РФ этот план готовится Министерством финансов, после чего утверждается Государственной думой (Вообще говоря, в РФ выделяют 3 уровня бюджетов: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Бюджеты разных уровней не «входят» друг в друга, и в этой статье речь идет о бюджете самого верхнего уровня – федеральном.)
Общими параметрами бюджета называют суммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, – параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов (рисунок 1).
Рис. 1 Основные параметры бюджетов на 2009-2010 г.
Расходование бюджета
Как видим, второй год кряду бюджет РФ будет с большим дефицитом. Куда будут направлены расходы, какие статьи расходов выросли слишком сильно, а какие чересчур урезались мы рассмотрим в таблице 1. Из пояснительной записки к документу о государственном бюджете 2010 года можно «извлечь» структуру расходов (Значения «с учетом инфляции» получены с учетом показателя инфляции на 2010 год на уровне 10%: каждый рубль 2009 года «эквивалентен» в реальном выражении 1,1 рублям 2010 года).
Таблица 1. Структура расходов
Данные позволяют охватить взглядом все расходы федерального бюджета и сформировать первое впечатление. Также можно сравнить структуру расходов по статьям (рисунок 2)
Рис. 2 Структура бюджетов 2009-2010 г
Изменения в 2010 году: лидеры роста и падения
Если анализировать изменения в бюджете на 2010 год по сравнению с бюджетом на текущий год (рисунок 3), то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), нац. оборона (+3,4%), нац. безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты (статья межбюджетных трансфертов включает в себя различные выплаты из федерального бюджета в помощь бюджетам других уровней, а также трем государственным фондам: пенсионному, социального страхования и обязательного медицинского страхования), а вернее их самая крупная составляющая – трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» – с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд. (или -27%).
Кроме динамики объемов крупных статей расходов, интересно также, какие подстатьи расходов изменились значительнее всего.
Рис. 3 Изменение расходов бюджета 2010 г. по сравнению с 2009 г млрд. руб
Межбюджетные трансферты.
Интересно, что статья межбюджетных трансфертов увеличилась на 174 млрд., однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд. руб. Однако остальные составляющие – различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования – были уменьшены более чем на 400 млрд руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.
Национальная экономика
Статья «Национальная экономика» оказалась в самом большом минусе – расходы по ней снизились более чем на 500 млрд. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в следующем году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении (рисунок 4).
Рис. 4 Динамика расходов на национальную экономику за 2008, 2009 и 2010 годы.
Общегосударственные расходы
Статья «Общегосударственные вопросы» увеличивается на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд.), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд.), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы» (+113 млрд.). Согласно пояснительной записке к бюджету, одной из самых весомых подстатей расходов на «другие общегосударственные вопросы» в 2010 году будет значительное увеличение бюджетных субсидий Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта – в сумме 102,0 млрд. руб.( рисунок 5)
Рис. 5 Динамика расходов на общегосударственные вопросы в бюджетах 2008, 2009 и 2010 гг.
Источники финансирования дефицита бюджета 2010 года
Источники покрытия дефицита
Превышение расходов федерального бюджета над доходами в 2010 году составит 2937 млрд. рублей (6,8% ВВП России – 2010). Для покрытия этого дефицита предполагается использовать несколько источников финансирования, которые разделяют на «внутренние» источники (займы внутри страны и расходование резервов) и «внешние» (займы у иностранных государств и финансовых организаций). Для наглядности обратимся к приложениям
Таким образом, 85% дефицита 2010 года будет покрыто за счет внутренних источников и 15% – за счет внешних. Интересна также более подробная структура «внешних» и «внутренних» источников финансирования (рисунок 6).
Рис. 6 Динамика источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2003–2008 годах
Как видно из распределения, основными источниками покрытия дефицита 2010 года являются три статьи:
Средства резервного фонда и
фонда национального
Выпуск государственных
Выпуск государственных
«Отрицательные» источники финансирования
Как видим, общая сумма средств, которую предполагается привлечь с помощью этих источников, на целых 429,8 млрд руб. больше, чем сумма дефицита 2010 года. Это обусловлено тем, что другие статьи, которые формально называются источниками финансирования, – в 2010 году сами потребуют расходов средств в сумме 429,8 млрд. руб. – то есть фактически будут не источниками финансирования, а наоборот – источниками дополнительных расходов, которые формально не попадают в дефицит. Такими «отрицательными» источниками финансирования будут, например, расходы на покупку ценных камней и металлов, выдача кредитов и ссуд другим бюджетам, погашение задолженностей перед иностранными государствами и организациями по взятым ранее кредитам и т.д.
Выпуск государственных обязательств
В то же время если от выпуска государственных обязательств в рублях и иностранной валюте планируется для покрытия дефицита в итоге привлечь в сумме около 1120,8 млрд. руб., то фактически новых обязательств будет выпущено на большую сумму – часть этих средств пойдет на покрытие обязательств, выпущенных в прошлые годы. Так, как видно из графика новых обязательств, в рублях будет выпущено на 844,1 млрд. руб. (из них 275,7 млрд. пойдет на покрытие «старых» обязательств), а новых государственных ценных бумаг в иностранной валюте будет выпущено на сумму 602,9 млрд. руб. (из них 50,4 млрд. пойдет на покрытие обязательств по бумагам, выпущенным в прошлые годы). Общая сумма новых зарубежных кредитов (ценные бумаги в иностранной валюте и новые кредиты у иностранных государств и международных организаций) составит 614 млрд. руб. ($18 млрд.). С учетом этих заимствований государственный внешний долг РФ к концу 2010 года составит до $63,3 млрд., что ~5% от ВВП.
«Социальность» бюджета и
К социальным статьям расходов относятся
расходы на образование, культуру, искусство
и СМИ, здравоохранение и социальную
политику. Кроме того, сюда же можно
отнести финансовую «помощь» федерального
бюджета государственным
Все остальные статьи, которые не
относятся к социальным, мы также
сгруппируем для большей
Таблица 2 Бюджетные ассигнования
федерального бюджета по
Таблица 3 Бюджетные ассигнования
федерального бюджета по
В абсолютном выражении расходы по социальным статьям выросли больше всего – на 486 млрд руб., однако в процентном выражении это уже не такая огромная цифра прироста в 15%. При этом социальные расходы бюджета составят довольно большую долю расходов бюджета – 37,4%, которая по сравнению с 2009 годом выросла на 5,6% (доля социальных расходов в 2009 году составляет 31,7%). Если говорить отдельно о пенсиях, то их объем в 2010 году по сравнению с текущим годом увеличится на 601 млрд руб., или на 28%. Таким образом, в общих расходах бюджета пенсии в 2010 году увеличат свою долю до 28% (в 2009 году – 21,8%).
Не меньшее внимание привлекает сокращение расходов на 500 млрд. руб. по статье «Национальная экономика», что может показаться удивительным в условиях еще не преодоленного финансового кризиса. Однако, как мы уже упоминали в статье с общим анализом бюджета 2010 года, снижение расходов на национальную экономику связано с уменьшением государственного стимулирования, при этом даже несмотря на снижение относительно текущего года – расходы по статье «Национальная экономика» в 2010 году превзойдут уровень «предкризисного» 2008 года.
Является ли Россия социальным государством?
Общая картина ясна: расходы бюджета 2010 года незначительно отличаются от расходов 2009 года. При этом в структуре бюджета 2010 года значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на нац. оборону и нац. безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета 2010 года в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд. или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4–9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т.д.
Стоит отметить, что в номинальном выражении относительно бюджета 2008 года расходы бюджета 2010 года по всем статьям выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной» особенности 2009 года, к эмоциональным суждениям о снижении расходов на те или иные статьи бюджета в сравнении с текущим годом стоит относиться достаточно критично.
Дефицит бюджета в 2010 году составит 2937 млрд. рублей. Более 76% этой суммы предполагается покрыть за счет средств стабилизационного фонда и фонда национального благосостояния. Остальные средства, примерно в равной доле, будут привлечены за счет выпуска государственных ценных бумаг, номинированных в рублях и иностранной валюте.
Выводы о «социальности» или «антиэкономичности» бюджета 2010 года основаны на «окрашивании» цифр в тот или иной «цвет». На мой взгляд, не так уж и однозначен бюджет 2010 года, как о том пишут.
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования