Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:56, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что бюджет - это инструмент государственного регулирования экономики, который напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.
Введение
Глава 1. Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования
1.1 Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
1.2 Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета
1.3 Концепции бюджетной политики
Глава 2. Особенности бюджетной политики РФ
2.1 Бюджетная система России. Межбюджетный федерализм
2.2 Анализ динамики сальдо бюджета РФ (1991-2000гг.).
Проблемы и способы балансирования
2.3 Анализ динамики сальдо бюджета РФ (2000 – 2010).
Проблемы и способы балансирования
Глава 3. Практикум
Заключение
Список нормативных актов литературы
Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.
Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.
Достоинства подобного метода:
Возможность получения крупных сумм
Неинфляционный характер
Недостатки:
Необходимость
возвращения долга и
Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга
Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике
При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны
Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.
Однако, совершенно необоснованно утверждать относительно таких финансовых явление как дефицит и профицит бюджета, что какое-то из них однозначно положительное или, наоборот, отрицательно само по себе.
Возникновение дефицита или профицита является результатом воздействия на процесс формирования и использования бюджетных средств одного или нескольких факторов как экономического так и неэкономического характера.
Рассмотрим особый вариант фискальной политики, при котором происходит расширение сбалансированного бюджета при увеличении налогов и правительственных расходов на одинаковую величину. При этом мы получим эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.
Мультипликатор сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходных и расходных частях бюджета.
Бюджет называется сбалансированным, если государственные закупки и налоги увеличиваются на одну и ту же величину (∆G = ∆Т).
Выведем
мультипликатор сбалансированного
бюджета алгебраически. Сравним
мультипликативный эффект, который дает
изменение автономных расходов государства
и налогов. Изменение величины государственных
закупок приводит к изменению дохода:
(3)
,
где MPC - предельная склонность
к потреблению.
Совокупный
мультипликативный эффект: увеличение
дохода, вызванное ростом государственных
расходов, равно сумме изменений потребления,
вызванных увеличением дохода:
ΔY/ΔG=1/(1-MPC)
(4).
Мультипликатор ΔY/ΔG показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в результате увеличения любых автономных расходов на единицу. Предельная склонность к потреблению является фактором, определяющим величину мультипликатора .
Изменение
автономных налогов приводит к изменению
дохода:
(5)
При
снижении налогов располагаемый
доход растет, увеличиваются совокупные
расходы. Адекватный рост совокупного
дохода порождает увеличение потребления
и т.д. Налоговый мультипликатор принимает
вид:
ΔY/ΔT
= - MPC/(1-MPC) (6)
Чем ниже ставка налогообложения, тем больше мультипликативный эффект. Мощность налогового мультипликатора ниже мощности мультипликатора государственных расходов, так как предельная склонность к потреблению, выражая долю потребления в приросте доходов, всегда меньше единицы. Учет мощностей мультипликаторов позволяет выбрать оптимальное соотношение динамики государственных расходов и налогов.
Общее
изменение Y произойдет под суммарным
воздействием этих двух эффектов, т.е.
(7)
Следовательно
(8)
А
поскольку бюджет сбалансированный,
т.е.
, после замены получим:
.
(9)
т.е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1.
Его экономический смысл: прирост правительственных расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению равновесного объема производства.
При
неизменном данном уровне инвестиций
мультипликатор сбалансированного бюджета
будет равен единице. Финансируемое за
счет налогов увеличение государственных
расходов имеет единичный мультипликативный
эффект:
ΔY/ΔG
- ΔY/ΔT = (1/1-MPC) - (MPC/1 - MPC) = 1 (10)
Равновесный объем производства увеличится ровно на величину прироста государственных расходов.
Когда
идет речь о мультипликаторе
ΔT = ΔG (11)
, где ΔT - все изменения доходов бюджета;
ΔG - все изменения его расходов .
Таким
образом, если государственные закупки
и автономные налоги увеличиваются
(сокращаются) на одну и ту же величину,
то это ведет к росту (сокращению) совокупного
дохода, причем ровно на величину роста
(сокращения) государственных закупок
и налогов.
1.3
Концепции бюджетной политики
Концепция ежегодно сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла и состояния экономики каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. На практике это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса. Следовательно, объема производства. То эта мера вызовет еще более глубокий спад. И наоборот, если в экономике буи и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший «перегрев» экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию.
Таким образом, реализация идеи ежегодно сбалансированного бюджета ведет к усилению циклических колебаний экономики, и исключат возможность проведения правительством политики по стабилизации экономики.
Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе, заключается в том. Что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансированным циклом и в течение экономического цикла: профицит бюджета, увеличивающийся в период бума (высокого уровня делово активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда доходы бюджета резко сокращаются. При этом, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы. Сознательно вызывая дефицит, а в ходе последующего инфляционного подъема оно должно повысить налоги и урезать правительственные расходы, чтобы увеличить профицит бюджета и использовать его на покрытие бюджетного дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, действия правительства должны создать позитивную антициклическую силу.
Существенный недостаток этой концепции состоит в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, спады более продолжительны и глубоки , а бумы относительно ни долги), поэтому суммы профицита бюджета, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают .В результате задача стабилизации вступает в противоречие в задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла.
Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж. М. Кейнсом и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-гг.
Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки, трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум («перегрев»), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Бюджет должен выступать инструментом достижения и поддерживания макроэкономической стабильности. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и снижение налогов , т. е. доходов бюджета), то эта теория получила название политики «дефицитного финансирования».
В результате использования в большинстве развитых и стран в 1950 –1960 годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 1970-х годов превратилась в серьезную макроэкономическую проблему, что послужило одной из причин инфляционных процессов .
Глава
2. Особенности бюджетной политики
РФ
2.1
Бюджетная система России. Межбюджетный
федерализм
Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства. Государственное устройство является элементом формы государства. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие его внутреннюю структуру и территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц. Такого рода организацию территории государства принято называть формой государственного устройства.
По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.
Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных её демократической сущностью:
-
государственная целостность,
-
разграничение предметов
- равноправия и самоопределения народов РФ.
Эти принципы определяют
Конституция РФ определяет, что установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.
Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования