Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что бюджет - это инструмент государственного регулирования экономики, который напрямую влияет на повышение устойчивого экономического роста и благосостояния страны, и как следствие идут такие положительные процессы как снижение уровня инфляции, валютного курса и снижение уровня процентных ставок.

Содержание

Введение
Глава 1. Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования
1.1 Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции
1.2 Сальдо бюджета, его виды. Дефицит бюджета и способы его финансирования. Мультипликатор сбалансированного бюджета
1.3 Концепции бюджетной политики
Глава 2. Особенности бюджетной политики РФ
2.1 Бюджетная система России. Межбюджетный федерализм
2.2 Анализ динамики сальдо бюджета РФ (1991-2000гг.).
Проблемы и способы балансирования
2.3 Анализ динамики сальдо бюджета РФ (2000 – 2010).
Проблемы и способы балансирования
Глава 3. Практикум
Заключение
Список нормативных актов литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 178.50 Кб (Скачать)

     Механизм  внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой  делает ценные бумаги данной страны более  доходными, что увеличивает спрос  на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.

     Финансирование  дефицита государственного бюджета  с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

     Достоинства подобного метода:

     Возможность получения крупных сумм

     Неинфляционный  характер

     Недостатки:

     Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы  долга, так и процентов по долгу)

     Невозможность построения финансовой пирамиды для  выплаты внешнего долга 

     Необходимость отвлечения средств из экономики  страны для выплаты внешнего долга  и его обслуживания, что ведет  к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике

     При дефиците платежного баланса возможность  истощения золотовалютных резервов страны

     Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета  имеют свои достоинства и недостатки.

     Однако, совершенно необоснованно утверждать относительно таких финансовых явление как дефицит и профицит бюджета, что какое-то из них однозначно положительное или, наоборот, отрицательно само по себе.

     Возникновение дефицита или профицита является результатом воздействия на процесс  формирования и использования бюджетных средств одного или нескольких факторов как экономического так и неэкономического характера.

     Рассмотрим  особый вариант фискальной политики, при котором происходит расширение сбалансированного бюджета при  увеличении налогов и правительственных расходов на одинаковую величину. При этом мы получим эффект действия мультипликатора сбалансированного бюджета.

     Мультипликатор  сбалансированного бюджета не предполагает абсолютного устранения любых бюджетных  дефицитов или излишков. Речь идет о сбалансировании изменений в доходных и расходных частях бюджета.

     Бюджет  называется сбалансированным, если государственные  закупки и налоги увеличиваются  на одну и ту же величину (∆G = ∆Т).

     Выведем мультипликатор сбалансированного  бюджета алгебраически. Сравним  мультипликативный эффект, который дает изменение автономных расходов государства и налогов. Изменение величины государственных закупок приводит к изменению дохода:  

       (3)

     , где MPC - предельная склонность  к потреблению.  

     Совокупный  мультипликативный эффект: увеличение дохода, вызванное ростом государственных расходов, равно сумме изменений потребления, вызванных увеличением дохода:  

     ΔY/ΔG=1/(1-MPC) (4).  

     Мультипликатор  ΔY/ΔG показывает, насколько возрастает равновесный уровень дохода в  результате увеличения любых автономных расходов на единицу. Предельная склонность к потреблению является фактором, определяющим величину мультипликатора .

     Изменение автономных налогов приводит к изменению  дохода:  

       (5) 

     При снижении налогов располагаемый  доход растет, увеличиваются совокупные расходы. Адекватный рост совокупного дохода порождает увеличение потребления и т.д. Налоговый мультипликатор принимает вид:  

     ΔY/ΔT = - MPC/(1-MPC)   (6)  

     Чем ниже ставка налогообложения, тем больше мультипликативный эффект. Мощность налогового мультипликатора ниже мощности мультипликатора государственных расходов, так как предельная склонность к потреблению, выражая долю потребления в приросте доходов, всегда меньше единицы. Учет мощностей мультипликаторов позволяет выбрать оптимальное соотношение динамики государственных расходов и налогов.

     Общее изменение Y произойдет под суммарным  воздействием этих двух эффектов, т.е. 

       (7)  

     Следовательно 

         (8) 

     А поскольку бюджет сбалансированный, т.е. , после замены получим:  

       .     (9) 

     т.е. мультипликатор сбалансированного  бюджета равен 1.

     Его экономический смысл: прирост правительственных  расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов, ведет к увеличению равновесного объема производства.

     При неизменном данном уровне инвестиций мультипликатор сбалансированного бюджета будет равен единице. Финансируемое за счет налогов увеличение государственных расходов имеет единичный мультипликативный эффект:  

     ΔY/ΔG - ΔY/ΔT = (1/1-MPC) - (MPC/1 - MPC) = 1   (10) 

     Равновесный объем производства увеличится ровно на величину прироста государственных расходов.

     Когда идет речь о мультипликаторе сбалансированного  бюджета, не предполагается отсутствие бюджетного дефицита или профицита. Имеется в виду сбалансированное изменение в доходной и расходной частях бюджета. Должно сохраняться равенство 

       ΔT = ΔG   (11) 

     , где ΔT - все изменения доходов  бюджета; 

     ΔG - все изменения его расходов .

     Таким образом, если государственные закупки  и автономные налоги увеличиваются (сокращаются) на одну и ту же величину, то это ведет к росту (сокращению) совокупного дохода, причем ровно на величину роста (сокращения) государственных закупок и налогов. 

     1.3 Концепции бюджетной политики 

     Концепция ежегодно сбалансированного бюджета  состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла и состояния экономики каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. На практике это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса. Следовательно, объема производства. То эта мера вызовет еще более глубокий спад. И наоборот, если в экономике буи и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший «перегрев» экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию.

     Таким образом, реализация идеи ежегодно сбалансированного бюджета ведет к усилению циклических колебаний экономики, и исключат возможность проведения правительством политики по стабилизации экономики.

     Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе, заключается в том. Что иметь сбалансированный  бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансированным циклом и в течение экономического цикла: профицит бюджета, увеличивающийся в период бума (высокого уровня делово  активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда доходы бюджета резко сокращаются. При этом, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы. Сознательно вызывая дефицит, а в ходе последующего инфляционного подъема оно должно повысить налоги и урезать правительственные расходы, чтобы увеличить профицит бюджета и использовать его на покрытие бюджетного дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, действия правительства должны создать позитивную антициклическую силу.

     Существенный  недостаток этой концепции состоит  в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, спады более продолжительны и глубоки , а бумы относительно ни долги), поэтому суммы профицита бюджета, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают .В результате задача стабилизации вступает в противоречие в задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла.

     Наибольшее  распространение получила концепция  «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж. М. Кейнсом и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-гг.

     Согласно  воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки, трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, если в экономике бум («перегрев»), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы бюджета), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Бюджет должен выступать инструментом достижения и поддерживания макроэкономической стабильности. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и снижение налогов , т. е. доходов бюджета), то эта теория получила название политики «дефицитного финансирования».

     В результате использования в большинстве  развитых и стран в 1950 –1960 годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 1970-х годов превратилась в серьезную макроэкономическую проблему, что послужило одной из причин инфляционных процессов .

 

     

     Глава 2. Особенности бюджетной политики РФ 

     2.1 Бюджетная система России. Межбюджетный федерализм 

     Бюджетное устройство любой страны определяется формой государственно-правового устройства государства. Государственное устройство является элементом формы государства. Территория каждого государства делится на составные части, определяющие его внутреннюю структуру и территориальное устройство. В рамках территориального устройства государства складывается определенная система территориальных единиц, из которых состоит государство, система государственных связей между государством в целом и этими территориальными единицами, характер которых зависит от правового статуса как государства в целом, так и каждой из его территориальных единиц. Такого рода организацию территории государства принято называть формой государственного устройства.

     По  своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

     Федеративное  устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных её демократической сущностью:

     - государственная целостность, единство  системы государственной власти;

     - разграничение предметов ведения  и полномочий между органами  государственной власти РФ и  органами государственной власти ее субъектов;

     - равноправия и самоопределения  народов РФ.

       Эти принципы определяют характер  территориального устройства не  только самой Федерации, но  и её субъектов, и являются  базовыми для федеративного и  бюджетного устройства государства.

     Конституция РФ определяет, что установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования