Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и его особенности в России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…2
1. Государственный бюджет, его структура и основные макроэкономические функции……………………………………………………………………….…..3
2. Профицит и дефицит бюджета. Мультипликатор сбалансированного бюджета……………………………………………………………………..…….8
3. Балансирование госбюджета и его особенности в России………………....12
Практическое задание …………………………………………………………..21
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………………..…..23

Работа содержит 1 файл

эконом теория.docx

— 173.29 Кб (Скачать)

      Источники финансирования дефицитов бюджета делятся на внутренние и внешние:

     Внутренние источники финансирования:

- кредит  Центрального банка и изменение  остатков средств бюджета;

- государственные  ценные бумаги;

- бюджетные  ссуды, полученные от государственных  внебюджетных фондов;

- бюджетные  ссуды, полученные от бюджетов  других уровней;

- поступления  от продажи имущества, находящегося  в государственной и муниципальной  собственности;

- государственные  запасы драгоценных металлов  и драгоценных камней.

     Внешние источники финансирования:

- кредиты  международных финансовых организаций;

- кредиты  правительств иностранных государств;

- кредиты  иностранных коммерческих банков  и фирм;

- изменение  остатков средств бюджета на  счетах в банках в иностранной  валюте.7

     Таким образом, при наличии бюджетного дефицита во многом государство вынуждено  покрывать его долгом. Государственные  долги России и субъектов РФ делятся  на внутренние и внешние.

В большинстве  развитых стран преобладают неэмиссионные  формы финансирования дефицита государственного бюджета, не приводящие непосредственно  к росту инфляции. Приемлемый уровень  бюджета в краткосрочном периоде  определяется в этом случае прежде всего спросом на государственные  ценные бумаги и готовностью предоставления кредитов, которые в свою очередь  зависят от предлагаемого государством дохода (процентов) и от степени доверия  к нему со стороны потенциальных  кредиторов.

     Бюджетный дефицит не всегда  является негативным явлением. Бюджетная  несбалансированность может быть  и полезной с точки зрения  стабилизации экономики. Планируемое  расхождение между доходами и  расходами государственного бюджета  может использоваться как средство  борьбы с инфляцией и спадом  производства. И наоборот, твердый  курс на сбалансированность бюджета  потребовал бы повышения налогов  и снижения государственных расходов  в период спада экономики и  в результате привел бы к  дальнейшему сокращению совокупного  спроса.

     Экономисты предлагают три основных  подхода к проблеме сбалансированности  бюджета. 

     Первый подход связан с ориентацией на ежегодную сбалансированность бюджета, что означает объявление его сбалансированности основной целью государственных финансов. Ежегодный балансируемый бюджет на самом деле усугубляет колебания экономического цикла, вызывает ускорение инфляции. Это происходит потому, что в условиях депрессии, значительной безработицы имеет место сокращение доходов, которое неизменно вызывает уменьшение налоговых поступлений в государственную казну, и в такой ситуации правительство, стремясь балансировать бюджет, должно либо увеличивать налоги, либо сокращать государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Но эти меры являются сдерживающими по своему характеру: каждая из них еще больше сокращает совокупный спрос, что приводит к дальнейшему снижению общественного производства.

     В противоположном случае, при  профиците государственного бюджета  в условиях инфляционных процессов  и роста доходов, чтобы не  допустить превышения доходов  над расходами, правительство  должно либо снизить налоги, либо  увеличить расходы, либо сделать  и то и другое одновременно. В таком случае сбалансированность  бюджета достигается ценой раскручивания  инфляционной спирали.

Второй  подход предполагает достижение сбалансированности бюджета в течение экономического цикла, при этом он не должен балансироваться ежегодно. В данном случае допускаются годовые дефициты и профициты бюджета, а фискальная политика используется одновременно как инструмент и антициклического регулирования, и балансирования бюджета в долгосрочном периоде. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего подъема и проявления инфляции необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Таким образом, правительство может сбалансировать бюджет не на ежегодной основе, а в период в несколько лет.   Ключевой проблемой такого подхода, несмотря на его внешнюю привлекательность, является его явная упрощенность. Дело в том, что подъемы и спады в экономическом цикле неодинаковы по глубине и длительности. Длительный и глубокий спад может сменяться краткосрочным и небольшим подъемом и наоборот. И в том, и в другом случае будет наблюдаться циклическая разбалансированность государственного бюджета.

     Третий подход к регулированию государственного бюджета связан с концепцией функциональных финансов, суть которой сводится к тому, чтобы фискальная политика рассматривалась лишь в качестве инструмента экономической политики сбалансированного развития народного хозяйства. При этом вопрос о ежегодной или циклической сбалансированности бюджета – второстепенный. Основной целью государственных финансов является макроэкономическая стабильность, а сбалансированность госбюджета рассматривается как один из составляющих элементов такой стабильности. В соответствии с этим подходом, развитие экономики может сопровождаться бюджетными дефицитами или профицитами. Предполагается, что макроэкономическая стабильность и экономический рост автоматически оказывают положительное воздействие на преодоление бюджетного дефицита и сокращение государственного долга.

Мультипликатор  сбалансированного бюджета устанавливает, что прирост правительственных  расходов, сопровождаемый равным по величине приростом налогов – имеет  своим результатом увеличение выпуска  продукции.

     Причина того, почему объем выпуска  продукции увеличивается (вместо  того, чтобы оставаться неизменным), состоит в том, что прирост  государственных расходов приводит  к незамедлительному увеличению  совокупного спроса на величину  этого прироста, в то время  как прирост налогов, сокращает  уровень потребительского спроса  на гораздо меньшую величину.

     Мультипликатор сбалансированного  бюджета редко открыто используется  как инструмент фискальной политики, так как увеличение налогообложения  повсюду является непопулярной  мерой.  

3. Балансирование госбюджета и его особенности в России

     Формирование и использование  государственного бюджета в Российской  Федерации имеет ряд отличительных  черт.

      Новый Бюджетный кодекс Российской  Федерации (БК РФ) определяет бюджет  как «форму образования и расходования  фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления»8. Таким образом, государственный бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

  В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ бюджетная система РФ имеет три уровня:

   · первый уровень – федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

   · второй уровень – бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов, 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

   · третий уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

     Как видно, бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством  – в унитарных государствах бюджетная  система имеет два уровня –  государственный бюджет и местные  бюджеты.

     Бюджетное законодательство РФ  содержит понятие «консолидированный  бюджет» - свод бюджетов всех  уровней бюджетной системы на  соответствующей территории. Консолидированный  бюджет субъекта РФ составляет  бюджет самого субъекта и свод  бюджетов находящихся на его  территории муниципальных образований.  9

     Бюджетным кодексом РФ законодательно  закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

   · единства бюджетной системы  Российской Федерации;

   · разграничения доходов и  расходов между уровнями бюджетной  системы;

   · самостоятельности бюджетов;

   · полноты отражения доходов  и расходов бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов;

   · сбалансированности бюджета;

   · эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

   · общего (совокупного) покрытия  расходов бюджетов;

   · гласности;

   · достоверности бюджета;

   · адресности и целевого характера  бюджетных средств.

     Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

     Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью

или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.

     Принцип самостоятельности бюджетов означает:

   · право законодательных и  исполнительных органов государственной  власти и органов местного  самоуправления на соответствующем  уровне бюджетной системы Российской  Федерации самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс;

   · наличие собственных источников  доходов бюджета каждого уровня  бюджетной системы Российской  Федерации, определяемых в соответствии  с законодательством РФ;

   · недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных в ходе  исполнения законов (решений)  о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам  бюджетов;

     Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

     Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов

уполномоченные  органы и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или  достижения наилучшего результата с  использованием определенного бюджетом объема средств.

Информация о работе Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования