Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:01, курсовая работа
Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.
Введение.
Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях.
Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт.
Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь
Заключение.
Список литературы
Составление бюджета
с профицитом (с превышением доходной
части над расходной) также влечёт
за собой отрицательные
Сбалансированный бюджет
является основой нормального
Для достижения сбалансированности
бюджета в бюджетном
Важным инструментом
в деле обеспечения сбалансированности
бюджета на стадии его исполнения
является процедура санкционирования
бюджетных расходов. Она предусматривает
контроль со стороны казначейских органов за соблюдением бюджетными учреждениями
установленных лимитов бюджетных обязательств. Этим
достигается недопущение расходов, не
предусмотренных бюджетом, а также выдерживание
сроков осуществления расходов. В случае
текущего снижения доходов бюджета относительно
плановых величин, предусмотрен механизм
сокращения и блокировки расходов бюджета.
Необходимо постоянно осуществлять финансовый контроль за целевым, экономным и эффективным хозяйствованием в бюджетных учреждениях, мониторинг динами
Причинами возникновения бюджетного дефицита могут выступать:
Проблема сокращения
бюджетного дефицита весьма серьёзна
по ряду причин. Во-первых, объем необходимых государственных расходов
велик. Эти обязательства накапливаются
десятилетиями, многие из них не подлежат
сокращению, снижение других, является
непопулярной мерой и затрагивает интересы
различных групп населения. Во-вторых, находить новые
источники пополнения бюджета достаточно
сложно. Рост налогов негативно сказывается на деловой активности
в экономике, способствует криминализации эк
Бюджетный дефицит можно классифицировать по ряду критериев.
По характеру возникновения,
бюджетный дефицит может быть с
По продолжительности,
бюджетный дефицит может быть хроническим или временным. Хронический дефицит повторяется в
бюджете из года в год. Чаще всего хронический
дефицит является следствием продолжительного экономическог
По отношению к плану бюджетный дефицит может быть плановым то есть предусмотренным законодательным актом о бюджете или внеплановым, объясняющимся непредвиденным ростом расходов или резким сокращением доходов.
С учетом расходов по обслуживанию государственного долга, бюджетный дефицит может быть первичным либо вторичным. Первичный дефицит это чистое превышение расходов бюджета над доходами. Вторичный бюджетный дефицит не подразумевает превышения расходов над доходами, но объясняется наличием дополнительных расходов на процентное обслуживание уже существующего бюджетного долга.
Различают два вида финансирования бюджетного дефицита — денежное и долговое.
Денежное финансирование означает,
что для покрытия бюджетного дефицита
правительство получает кредиты центрального банка. Фактически
это подразумевает выпуск в обращение
(эмиссию) дополнительных денежных средств.
Такое финансирование используется лишь
в крайних случаях, так как его использование
влечет за собой весьма негативные последствия
для экономики. В результате реализации
такого инструмента, денежная масса национальной валюты увеличивается на
величину не обеспеченную товарами и услуга
Поэтому законодательство многих стран
накладывает жесткие
Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. Так было, например, в 1959—1975 годах в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме. Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление.
Однако существует и другой подход к проблеме вредоносности бюджетного дефицита как такового. Так ряд экономистов даже рекомендуют составлять бюджет с некоторым дефицитом, чтобы смягчить или положить конец экономическому спаду.
Увеличение объемов рынка, вызванное
бюджетным дефицитом, стимулирует
экономику также и постольку, поскольку
увеличение предпринимательской прибыли вызывает оптимизм прои
Бюджеты многих государств являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может усугублять циклические колебания экономики за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и ее долгосрочные приоритеты.
Дефицит торгового баланса - Страна, ведущая торговлю, является импортером и экспортером. Страна может иметь активное и пассивное сальдо торгового баланса в зависимости от соотношения импортируемых и экспортируемых товаров. Дефицит торгового баланса возникает, если стоимость импортируемых товаров превышает стоимость экспортируемых товаров. Активное сальдо появляется, когда стоимость импортируемых товаров меньше стоимости экспорта. Вначале 80-х гг. успешно поддерживалось равновесие во внешней торговле США, но затем появился дефицит торгового баланса.
Дефицит платёжного баланса - макроэкономический показатель, отражающий ситуацию, при которой суммарные чистые поступления в страну иностранной валюты на текущий счет и счет движения капиталов являются отрицательными. Это может произойти в результате продажи центральным банком иностранной валюты из своих резервов для покрытия чистых потребностей отечественных резидентов в иностранной валюте.
Борьба с дефицитом, как правило, предполагает принятия мер или реформирования бюджетного устройства в государственной системе. На примере мы рассмотрим некоторые страны.
Первая страна, которой хотелось бы уделить внимание – это Россия.
Десять основных направлений в реформировании бюджетного процесса:
Первое. Превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования. Этому будут способствовать соблюдение принципа адекватности реальных темпов роста бюджетных расходов темпам роста экономики с учетом планируемого на перспективу снижения налогового бремени, проведение взвешенной политики в сфере использования конъюнктурных сверхдоходов от экспорта углеводородов, регулирование тарифов на продукцию субъектов естественных монополий, а также реализация бюджетных программ, направленных на устранение инфраструктурных ограничений в экономике, провоцирующих дополнительный рост цен.
Второе. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета. На первый план выходит задача обеспечения устойчивости бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен..
Третье. Дальнейшее удлинение горизонта бюджетного планирования. Формирование и утверждение федерального бюджета на 3-летний период целесообразно рассматривать в качестве основы для перехода к долгосрочному финансовому планированию.
В рамках этой работы следует провести оценку объемов публичных обязательств Российской Федерации, прежде всего пенсионных, и основных бюджетных программ на долгосрочную перспективу с учетом влияющих на них устойчивых факторов и тенденций.
Четвертое. Обеспечение исполнения расходных обязательств. В основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств.
Новые бюджетные
программы и законодательные
инициативы могут приниматься только
при наличии твердой
Пятое. Проведение анализа эффективности всех расходов бюджета. Необходимо внедрить в практику деятельности Правительства Российской Федерации современные методы оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов. Надо помнить о том, что задача бюджетной политики - это последовательное повышение качества жизни граждан. Требуется усиление статистического наблюдения за результатами осуществляемых программ, внедрение регулярных специализированных статистических обследований, призванных обеспечить оценку эффективности бюджетных расходов.
Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы