Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:01, курсовая работа

Описание работы

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Содержание

Введение.
Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях.
Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт.
Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь
Заключение.
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 325.00 Кб (Скачать)


УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«Белорусский  торгово-экономический университет 

потребительской кооперации»

 

 

 

 

 

 

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

На тему «Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы».

 

 

 

Выполнил студент

Учетно-финансового факультета

Группы О-24

Козлов Никита Сергеевич

 

Научный руководитель:

Ассистент

Савчук Ирина Алексеевна

 

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2011

Содержание

 

 

Введение.

 

 

  1. Государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях.
  2. Проблема дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт.
  3. Состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь

 

 

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Как известно, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики. Полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан. Действительно, бюджетный дефицит, государственный долг побуждает государство усилить налоговое бремя, увеличить налогообложение, уменьшить финансирование всех секторов экономики, сократить статью расхода на медицину, образование и т.д. С другой стороны достаток бюджетных средств (бюджетный профицит) позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды.

Кроме того, в настоящее  время необходимо больше уделять  внимание бюджетному устройству и бюджетной системе государства, так как сильная устойчивая  система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных  отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан.

Поэтому наша тема курсовой работы актуальна, и мы рассмотрим в этой работе ниже перечисленные задачи.

В соответствии с целью исследования определяются следующие задачи работы:

    1. Проанализировать государственный бюджет: понятие, структура и значение в современных условиях.
    2. Раскрыть сущность проблемы дефицита и борьбы с ним: зарубежный опыт.
    3. Исследовать состояние и основные проблемы государственного бюджета Республики Беларусь.

 

 

 

1.Государственный  бюджет: понятие, структура и значение  в современных условиях.

 

Государственный бюджет составляет основу финансовой деятельности государства. Его состояние может отражать как успехи, так и провалы государственной политики. Сегодня, в условиях активной финансовой деятельности государства, актуальны многие вопросы: как выстроить эффективную бюджетную политику без существенных потрясений для экономики, какая бюджетная политика принесет больше плюсов, чем минусов, что для этого должно сделать государство.

Бюджет — это счетный план государства, позволяющий контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов с одной стороны, и процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи расходов[1; c. 20].

Государственный бюджет представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, аккумулируемый с помощью перераспределения национального дохода и расходуемый государством для осуществления своих функций.

Государственный бюджет является важным инструментом воздействия  на экономику. С его помощью государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйственной деятельности, осуществлять социально ориентированную политику. Манипулируя доходной и расходной частью бюджета, государство осуществляет перераспределение доходов между субъектами экономики.

   Государственный  бюджет является главным, центральным  звеном в финансовой системе  каждого государства. Он представляет  собой экономическую, финансовую  категорию, которая не меняет  своих внутренних свойств независимо  от государственного устройства, уровня экономического развития государства и его типа. Государственный бюджет представляет финансовые (экономические) отношения по перераспределению национального богатства, в процессе которых формируются финансовые ресурсы государства, необходимые ему для выполнения своих функций, и используются в соответствии с проводимой социально – экономической и финансовой политикой, обеспечивая государственное финансирование решаемых страной задач.

Государственный бюджет – годовой финансовый план расходов государства и источников их покрытия.

Особая роль государственного бюджета в жизни общества ведет  к особому вниманию со стороны  правительства страны. Государственный  бюджет как главный финансовый план страны утверждается высшим законодательным  органом – парламентом и является обязательным для исполнения всеми участниками бюджетного процесса по доходам и расходам.

Структура бюджетной  системы  страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства[3;c.36]. В странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система имеет двухъярусное построение – государственный и местный бюджет. В странах с федеральным государственным устройством (США, ФРГ, Российская Федерация) имеются промежуточные звенья – бюджеты штатов, земель, субъектов федерации. Бюджет  любого  уровня  представляет  собой  централизованный  фонд  денежных  ресурсов,  которыми  располагает  и  распоряжается  правительство  страны  или  администрация  конкретной  территории. К  бюджетам  территории  относятся:  бюджеты  крупных  регионов -  штатов,  земель,  департаментов;  бюджеты местных органов управления  -  городов,  графств,  районов и так далее.

   Структура государственного  бюджета составляют доходы и  расходы – это две взаимосвязанные  и взаимозависимые части.

В государственном бюджете  сосредотачиваются самые крупные доходы. Расходы отражают использование аккумулированных в бюджете ресурсов по наиболее важным общегосударственным политическим и социально – экономическим направлениям[13;c.198]. В зависимости от ориентации государственного регулирования структура расходной части может меняться. Так, в странах, ориентирующихся на применение кейнсианских программ, большой удельный вес имеют затраты государства на социальные и хозяйственные нужды.  Государства, правительства которых стабилизируют экономику на основе монетаристских методов, могут позволить себе экономию затрат по этим статьям бюджета.

Самым важным источником государственных доходов являются различные виды налогов, которые  могут быть подразделены на три большие  категории:

1. Налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы;

2. Налоги на доходы частных  лиц и корпораций, в том числе  отчисления из заработной платы  на социальное страхование;

3. Налоги на собственность, включает  разнообразные налоги на дома  и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также налог на наследство.

Государственные расходы  также могут быть разделены на четыре категории:

1. Потребление в государственном  секторе;

2. Государственные инвестиции, включающие  разнообразные капитальные расходы, такие, как затраты на дорожное строительство или строительство портов;

3. Трансферты частному сектору  включающие пенсию за выслугу  лет, страхование по безработице,  льготы ветеранам и другие  платежи;

4. Проценты по государственным  долгам .

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований.

Структура бюджетных  расходов и доходов и удельный вес отдельных статей в государственном  бюджете страны с рыночной экономикой выглядит приблизительно следующим  образом:

Расходы:

  • затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия;
  • затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии с/х, расходы на осуществление государственных программ;
  • расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам;
  • административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и прочих;
  • платежи по государственному долгу.

Доходы:

  • налоги, в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор;
  • налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли;
  • взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы.

В разных странах структура  расходов бюджета отвечает их национальным целям, приоритетам и решаемым государством задачам.

   В современных  условиях в многих странах  государственные бюджеты имеют  хронический дефицит, поскольку расходы бюджета превышают его доходы. При этом в промышленно развитых странах он постоянно увеличивается. Это ведёт к росту государственного долга и к росту его доли в ВВП. В некоторых странах она составляет 40-70%. В отдельных промышленно развитых странах имеется бюджетный профицит[16;c.24].

Бюджет, будучи экономической формой существования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Эта категория, являясь частью финансов характеризуется теми же чертами, которые присущи финансам в целом, но одновременно имеет особенности, отличающие ее от других сфер и звеньев финансовых отношений. К числу таких особенностей относятся следующие:

• государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений, связанных с обособлением части  ВВП в руках государства и ее использованием с целью удовлетворения потребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальных формирований;

• с помощью бюджета  происходит перераспределение национального  дохода, реже - национального богатства  между отраслями народного хозяйства, территориями страны, сферами общественной деятельности;

• пропорции бюджетного перераспределения стоимости в  большей мере, чем у других звеньев, определяются потребностями расширенного воспроизводства в целом и  задачами, стоящими перед обществом на каждом историческом этапе его развития;

• область бюджетного распределения занимает центральное  место в составе государственных  финансов, что обусловлено ключевым положением бюджета по сравнению  с другими звеньями.

Государственный бюджет с позиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории, а с позиций законодательного установления финансовой базы государства - как его финансовый план.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции.

Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в  руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются[7;c.70].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Проблема  дефицита и борьба с ним: зарубежный опыт

 

Дефицит - термин, означающий недостачу, недостаточность.

         Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный профицит. В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Принцип сбалансированности бюджета является одним из наиболее важных принципов бюджетной системы любого государства. Он заключается в том, что общий объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму поступлений в бюджет. При этом под поступлениями в бюджет подразумеваются не только доходы бюджета, но и другие источники, например заимствования. Таким образом, само по себе наличие дефицита бюджета не означает несбалансированности в том случае, если достигнуто равенство между расходами и суммарной величиной бюджетных поступлений. Несбалансированный бюджет (то есть такой, где объём расходов превышает поступления) фактически нельзя назвать бюджетом, так как он заведомо нереален для исполнения[6;c.8].

Информация о работе Государственный бюджет: источники формирования, состояние, основные проблемы