Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2011 в 13:54, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является изучение государственного бюджета, а также проблем его сбалансированности.
В первой главе моей работы рассмотрены понятие, сущность, роль и функции государственного бюджета, его доходы и расходы, также внимание уделено бюджетной политике. Вторая глава посвящена бюджетному устройству Российской Федерации, она включает в себя структуру бюджетной системы, ее принципы и бюджетный процесс. В третьей главе мной рассмотрены вопросы профицита и дефицита бюджета, государственного долга и иностранного долга перед Российской Федерацией, а также формирование Стабилизационного фонда, его разделение на два фонда и система бюджетного федерализма.
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Государственный бюджет Российской Федерации
1.1. Экономическая сущность и роль государственного бюджета…………….. 5
1.2. Бюджетная политика…………………………………………………………. 8
1.3. Доходы и расходы государственного бюджета…………………………….. 9
Глава 2. Бюджетное устройство Российской Федерации
2.1. Бюджетная система Российской Федерации ……………………………… 14
2.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации ………………… 16
2.3. Бюджетный процесс и его участники………………………………………. 18
Глава 3. Проблема сбалансированности государственного бюджета
3.1. Профицит и дефицит бюджета……………………………………………… 21
3.2. Государственный долг Российской Федерации …………………………… 22
3.3. Иностранный долг перед Российской Федерацией…………………...…… 27
3.4. Стабилизационный фонд, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния……………………………………………………………………. 30
3.5. Бюджетный федерализм…………………………………………………….. 34
Заключение……………………………………………………………………….. 38
Список использованной литературы……………………………………………. 41
-
предельный объем
-
программа предоставления
Договоры
о реструктуризации или списании
задолженности иностранных
Структура государственного внешнего долга России.
По данным Минфина России, государственный внешний долг нашей страны по состоянию на 01 ноября 2010 года составлял 40,88 млрд. долл. США (см. Рис.1). Основная часть долга приходится на еврооблигационные займы (30,46 млрд. долл. США).
Источник: http://info.minfin.ru/debt.php
Рис.1
Долг иностранных государств перед Россией.
Россия занимает девятое место в рейтинге держателей государственного долга США, по данным Министерства финансов США. В июле 2010 года США были должны РФ 3,2 % всего своего госдолга, или 130,9 млрд. долл. США.
В Докладе о результатах и основных направлениях деятельности на 2011-2013 годы, опубликованном 8 ноября 2010 года Министерством финансов РФ говорится о том, что количество стран-дебиторов, имеющих перед РФ неурегулированные долговые обязательства по кредитам, предоставленным СССР, к 2013г. должно сократиться.
По состоянию на 1 января 2010г. задолженность 11 стран-должников, образовавшаяся в период кредитно-финансового сотрудничества с СССР, не урегулирована. В то же время, согласно опубликованному документу, с тремя из них достигнуты принципиальные (рамочные) договоренности о порядке и условиях урегулирования задолженности, в том числе на многостороннем уровне - в рамках Парижского клуба кредиторов, полноправным членом которого Россия является с 1997г. В настоящее время указанные договоренности оформляются на двустороннем уровне.
В
ряде случаев наличие
В этой связи Минфину России в рамках исполнения административных функций необходимо продолжить работу по нахождению взаимоприемлемых решений по урегулированию задолженности таких стран в соответствии с международной практикой и заключению соответствующих межправительственных соглашений, говорится в Докладе. Минфин намерен подготовить проекты нормативных правовых актов, определяющих порядок и условия урегулирования задолженности иностранных государств перед РФ.11
3.4. Стабилизационный фонд, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния
С экономической точки зрения стабилизационный фонд представляет собой часть доходов бюджета, полученные в текущем финансовом году и не использованных на расходы. Предполагается, что средства стабилизационного фонда государство размещает от своего имени и получает инвестиционный доход. Это означает, что средства, изъятые у налогоплательщика, либо доходы, государство использует как портфельный инвестор. Создание такого стабилизационного фонда не соответствует мировой бюджетной практике.
Мировая бюджетная практика свидетельствует о том, что если государство несколько лет подряд оказывается в ситуации превышения доходов над расходами, то оно должно принять одно из следующих решений: либо снизить налоги, тем самым сократив доходы и приведя их в соответствие с расходами, либо увеличить бюджетные расходы до уровня получаемых доходов.
Стабилизационный
фонд рассматривается и как
Формирование Стабилизационного фонда в Российской Федерации.
Стабилизационный фонд Российской Федерации, основанный 1 января 2004 года, является частью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1 января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).
Фонд способствует стабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.
Стабилизационный фонд формируется из двух источников: доходов, образуемых за счет превышения фактических цен на нефть над базовой и остатков средств федерального бюджета на начало соответствующего года. Это означает, что в Стабилизационный фонд поступают не только нефтяные, но и все остальные доходы, связанные с недоучетом инфляции и темпов экономического роста при планировании бюджета.
На 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд составлял 3 852 млрд. рублей или 157,38 млрд. долл. США.13
Формирование Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
С 1 февраля 2008 года Стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд (3 057,85 млрд. руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд. руб.).
Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.
Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.
Резервный
фонд фактически заменил собой Стабилизационный
фонд Российской Федерации. В отличие
от Стабилизационного фонда
Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:
-
налога на добычу полезных
ископаемых в виде
- вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;
- вывозных таможенных пошлин на газ природный;
- вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.
Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.
Нормативная
величина Резервного фонда утверждается
федеральным законом о
С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г.
нормативная величина
Другим источником формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются доходы от управления средствами фондов.
С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2014 г. доходы от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонды, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.
Совокупный объем средств Резервного фонда на 01 ноября 2010 года составил 1286,99 млрд. руб. или 41,81 млрд. долл. США.14
Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния на 01 ноября 2010 года составил 2772,80 млрд. руб. или 90,08 млрд. долл. США.15
3.5. Бюджетный федерализм
Бюджетный федерализм — это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе специально организованных бюджетно-налоговых связей.
Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:
• единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;
•
сочетание централизма и
•
высокая степень
• активное участие членов Федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.
Когда говорят о бюджетном федерализме, то речь, в первую очередь, идет о распределении и перераспределении расходов и доходов на основе сочетания централизма и децентрализации. В идеале такая модель предполагает самостоятельность региональных и местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения деятельности государства.
Бюджетный
федерализм может эффективно претворяться
только при законодательном
Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий членов Федерации должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв. В результате возникает «вертикальный дисбаланс», или «вертикальный финансовый разрыв». Существует также и «горизонтальный финансовый дисбаланс», обусловленный неравномерным распределением доходной базы по различным регионам. Поэтому бюджетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.
Информация о работе Государственный бюджет и проблема его сбалансированности