Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

Государство, несомненно, играет большую роль во всех сферах жизни самого общества, а также в регулировании всех процессов, которые связаны с его жизнедеятельностью, будь то – поддержание порядка, регулирование социальных отношений, предотвращение и разрешение конфликтов, разрешение экологических проблем и т.д. И естественно государство играет не последнюю роль в функционировании современной экономической системы. Ни сегодня, ни в будущем невозможно себе представить независимую от государства рыночную экономику.

Содержание

Введение 3
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы 4
2. Основные направления и методы регулирования государством
рыночных экономик 8
3. Главные отличия государственного регулирования в России
от развитых рыночных экономик 13
Заключение 18
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

курсэконом теория.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

 

ГЛАВНЫЕ ОТЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ ОТ РАЗВИТЫХ РЫНОЧНЫХ ЭКОНОМИК 

     Экономика каждой страны имеет свои особенности, определяющие ее характер, структуру, динамику, место в мировом экономическом  пространстве.

     Особенности экономики в России:

     Крупномасштабная  экономика. Крупномасштабность экономики определяется ее территорией (первое место в мире), численностью населения (шестое место в мире), значительным трудовым, природным, научно-техническим, социокультурным и производственным потенциалом. Правда, что касается доли в мировом валовом национальном продукте, то Россия была отброшена назад кризисом 90-х годов.

     Природные ресурсы. Большое количество и разнообразие природных ресурсов – земельных, минеральных, лесных, водных. По площади  сельскохозяйственных угодий, лесов, водных ресурсов, разведанных запасов нефти и газа, угля, руд черных металлов, некоторых цветных металлов, горнохимического сырья Россия занимает первое место или одно из первых мест в мире. К сожалению, эффективному использованию этих богатств мешают неблагоприятные климатические условия: около 70% территории занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Это требует дополнительных затрат на их освоение, жизнеобеспечение населения, на перевозки грузов и пассажиров.

     Социокультурное разнообразие. Россия отличается значительным социокультурным разнообразием, накладывающим отпечаток на социально-экономические отношения. На ее территории проживают представители более 100 национальностей и народностей, множество этносов, имеется ряд концессий (христианско-православная, мусульманская, буддийская и др.) Это разнообразие необходимо учитывать в социально ориентированной экономической политике.

     Многоукладный характер. В результате реформ 90-х гг. экономика России приобрела ярко выраженный многоукладный характер. Имеется несколько основных укладов: капиталистический, мелкотоварный (мелкие частные предприятия, фермеры, «челноки»), государственный, государственно-частный (смешанный). Особенностью России является значительный удельный вес натурально-патриархального уклада, представленного в основном личными хозяйствами населения, которые ежегодно производят более 50% сельскохозяйственной продукции, в основном для собственного потребления. Важная задача государственного регулирования экономики при таких обстоятельствах состоит в создании условий, чтобы каждый экономический уклад функционировал наиболее эффективно в присущей ему нише.

     Дифференциация  региональных показателей. Экономика характеризуется резкой, усилившейся в 90-х гг. дифференциацией региональных показателей хозяйственного и социального развития субъектов РФ. При таком разнообразии условий развития и экономических потенциалов субъектов Федерации первостепенное значение приобретает региональная политика, направленная на постепенное сближение уровней социально-экономического развития в различных регионах страны.

     Включение России в мировую  экономику. Смена модели экономического развития, переход к открытой экономике привели к включению России в мировую экономику. Теперь покупатели свободны в выборе российских или импортных товаров. К тому же товарные потоки между бывшими республиками Советского Союза пробрели характер внешней торговли. В результате поток импортных товаров устремился на российский рынок, вытесняя отечественных товаропроизводителей и углубляя кризис.

     Перечисленные особенности российской экономики  свидетельствуют о необходимости  высочайшего профессионализма, об огромной ответственности государственных  служащих при выборе и осуществлении  модели государственного регулирования экономики, при решении сложных задач ее трансформации.

     В 80-х гг XX века появилось множество противоречий, с которыми столкнулось общество Советского Союза, наиболее крупной составной частью которого была Россия. Резко упали темпы экономического роста. Предприятия и структура управления закостенели и оказали неприспособленными к требованиям научно-технического прогресса. Большая часть продукции была неконкурентоспособной  по внешнеэкономическим меркам. До предела обострилась проблема дефицита почти по всем товарным группам. Начал снижаться жизненный уровень населения. Последовала неудачная попытка «перестройки» общество с приданием экономике «ускорения» на прежней (социалистической) основе. Поэтому после разрушения СССР и превращения России и входивших в нее союзных республик в независимые государства в общественном мнении возобладала идея радикального отхода от прежней базы развития экономики и общества. Отказались от централизованного планового управления, от господства общенародной социалистической собственности и т.д.

     Россия  избрала путь трансформации экономической  и политической систем. Они ориентировались  на модель, отработанную многовековой практикой частнокапиталистического хозяйствования в наиболее развитых странах мира. Общее стремление 0 создание полноценной рыночной экономики, соответствующей опыту основных стран мира.

     Государственное регулирование экономики в России должно опираться на понимание и  умелое использование закономерностей  ее функционирования и динамики. Но при осуществлении экономических реформ никак нельзя ориентироваться на прямое копирование моделей, сложившихся в других странах (это Россия поняла на собственном опыте). Цели экономической трансформации должны нести в себе компоненты результативности преобразуемой экономической системы в аспекте ее способностей эффективно отвечать на потребности общества. Поэтому критерии трансформации экономики должны совпадать с критериями социально-экономического развития страны. В странах с развитой рыночной экономикой правительства в своей экономической политике стремятся к достижению в том или ином сочетании следующего набора целей:

  • экономический рост;
  • полная занятость;
  • экономическая эффективность;
  • стабильный уровень цен;
  • экономическая свобода;
  • справедливое распределение доходов;
  • экономическая обеспеченность;
  • торговый баланс.

   Применительно к современной России можно выделить три крупные обобщенные задачи, решаемые в ходе государственного регулирования  экономики.

Во-первых, обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации.

     Во-вторых, осуществление эффективного преобразования экономической системы страны с  целью повышения результативности и гибкости ее институтов.

     В-третьих, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.

     В Основных направлениях развития Российской Федерации стоит модернизация экономики. Среди мер запроектированной модернизации упоминаются создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, проведение макроэкономической политики, стимулирующей рост и развитие, осуществление структурной перестройки экономики и др. Структурная перестройка подразумевает также: переход от политики поддержки неэффективных предприятий к развитию инфраструктуры; поддержку «новых» секторов; стимулирование реструктуризации и реформирования предприятий, естественных монополий; нацеленность дальнейшей приватизации на структурную перестройку экономики; стимулирование экспорта с постепенным увеличением продукции обрабатывающих отраслей, особенно высокотехнологичной.

     Набор мер экономического регулирования  выглядит довольно насыщенным и представляется разумным. Но его результативность будет зависеть от ТОО, насколько  в действительности он выразит содержание модернизации экономики как наполнения ее инновационными процессами, нацеленными на эффективный экономический рост и повышение благосостояния народа в целом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данной работе были разобраны такие  проблемы, как: необходимость регулирования  государством экономических процессов, направления и методы регулирования, а также отличия воздействия  государства на экономику в России от других стран.

     Вмешательство государства в рыночную экономику просто необходимо в тех областях, где сам рынок не сможет устранить последствия каких-либо факторов, на него влияющих, либо несправедливость, порожденную самой рыночной системой. Так что ныне о государственном влиянии на экономику требуется говорить не в количественных оценках («больше – меньше»), а с точки зрения качественной эффективности государственного регулирования. Встает вопрос о квалифицированности органов власти, занимающихся регулированием экономических систем, а не о том, позволено ли им это делать. Особенно сложными, по существу комплексными, становятся экономические функции государства в странах, которые подобно России взялись в исторически короткие сроки трансформировать свою экономическую систему, освоить методы современного рыночного хозяйствования. Россия к началу XXI века оказалась в крайне неблагоприятном положении для развития экономической системы. В итоге небывало глубокого для мирного времени затяжного кризиса экономика отброшена далеко назад по объемам производства, по уровню жизни, по качеству жизни, по конкурентоспособности с другими странами, по эффективности государственного управления. При этом причины сочетались с крупными стратегическими ошибками власти, просчетами и недочетами государства. И, тем не менее, российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития даже сейчас, в условиях нового мирового кризиса.

 

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. «Государственное  регулирование рыночной экономики» под редакцией профессора Кушлина В.И., издательство РАГС, 2005г.
  2. "История экономики России" Рифат Гусейнов, 1999г.
  3. "Курс экономической теории", под редакцией Плотницкого М.И., Интерпрессервис 2003г.
  4. " Общая экономическая теория", Добрынин А. И., Журавлев Г. М., 2000г.
  5. "Экономическая теория" под редакцией профессора И. П. Николаевой,

      Финстатинформ 1997г.

  1. "Экономическая теория", Амосова В. В., Гукасьян Г. М., 2003г.
  2. "Экономическая энциклопедия", 1999г.

Информация о работе Государственное регулирование