Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:40, контрольная работа
Государство, несомненно, играет большую роль во всех сферах жизни самого общества, а также в регулировании всех процессов, которые связаны с его жизнедеятельностью, будь то – поддержание порядка, регулирование социальных отношений, предотвращение и разрешение конфликтов, разрешение экологических проблем и т.д. И естественно государство играет не последнюю роль в функционировании современной экономической системы. Ни сегодня, ни в будущем невозможно себе представить независимую от государства рыночную экономику.
Введение 3
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы 4
2. Основные направления и методы регулирования государством
рыночных экономик 8
3. Главные отличия государственного регулирования в России
от развитых рыночных экономик 13
Заключение 18
Список использованной литературы 21
ГЛАВНЫЕ
ОТЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ
ОТ РАЗВИТЫХ РЫНОЧНЫХ
ЭКОНОМИК
Экономика каждой страны имеет свои особенности, определяющие ее характер, структуру, динамику, место в мировом экономическом пространстве.
Особенности экономики в России:
Крупномасштабная экономика. Крупномасштабность экономики определяется ее территорией (первое место в мире), численностью населения (шестое место в мире), значительным трудовым, природным, научно-техническим, социокультурным и производственным потенциалом. Правда, что касается доли в мировом валовом национальном продукте, то Россия была отброшена назад кризисом 90-х годов.
Природные ресурсы. Большое количество и разнообразие природных ресурсов – земельных, минеральных, лесных, водных. По площади сельскохозяйственных угодий, лесов, водных ресурсов, разведанных запасов нефти и газа, угля, руд черных металлов, некоторых цветных металлов, горнохимического сырья Россия занимает первое место или одно из первых мест в мире. К сожалению, эффективному использованию этих богатств мешают неблагоприятные климатические условия: около 70% территории занимают районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Это требует дополнительных затрат на их освоение, жизнеобеспечение населения, на перевозки грузов и пассажиров.
Социокультурное разнообразие. Россия отличается значительным социокультурным разнообразием, накладывающим отпечаток на социально-экономические отношения. На ее территории проживают представители более 100 национальностей и народностей, множество этносов, имеется ряд концессий (христианско-православная, мусульманская, буддийская и др.) Это разнообразие необходимо учитывать в социально ориентированной экономической политике.
Многоукладный характер. В результате реформ 90-х гг. экономика России приобрела ярко выраженный многоукладный характер. Имеется несколько основных укладов: капиталистический, мелкотоварный (мелкие частные предприятия, фермеры, «челноки»), государственный, государственно-частный (смешанный). Особенностью России является значительный удельный вес натурально-патриархального уклада, представленного в основном личными хозяйствами населения, которые ежегодно производят более 50% сельскохозяйственной продукции, в основном для собственного потребления. Важная задача государственного регулирования экономики при таких обстоятельствах состоит в создании условий, чтобы каждый экономический уклад функционировал наиболее эффективно в присущей ему нише.
Дифференциация региональных показателей. Экономика характеризуется резкой, усилившейся в 90-х гг. дифференциацией региональных показателей хозяйственного и социального развития субъектов РФ. При таком разнообразии условий развития и экономических потенциалов субъектов Федерации первостепенное значение приобретает региональная политика, направленная на постепенное сближение уровней социально-экономического развития в различных регионах страны.
Включение России в мировую экономику. Смена модели экономического развития, переход к открытой экономике привели к включению России в мировую экономику. Теперь покупатели свободны в выборе российских или импортных товаров. К тому же товарные потоки между бывшими республиками Советского Союза пробрели характер внешней торговли. В результате поток импортных товаров устремился на российский рынок, вытесняя отечественных товаропроизводителей и углубляя кризис.
Перечисленные
особенности российской экономики
свидетельствуют о
В 80-х гг XX века появилось множество противоречий, с которыми столкнулось общество Советского Союза, наиболее крупной составной частью которого была Россия. Резко упали темпы экономического роста. Предприятия и структура управления закостенели и оказали неприспособленными к требованиям научно-технического прогресса. Большая часть продукции была неконкурентоспособной по внешнеэкономическим меркам. До предела обострилась проблема дефицита почти по всем товарным группам. Начал снижаться жизненный уровень населения. Последовала неудачная попытка «перестройки» общество с приданием экономике «ускорения» на прежней (социалистической) основе. Поэтому после разрушения СССР и превращения России и входивших в нее союзных республик в независимые государства в общественном мнении возобладала идея радикального отхода от прежней базы развития экономики и общества. Отказались от централизованного планового управления, от господства общенародной социалистической собственности и т.д.
Россия
избрала путь трансформации экономической
и политической систем. Они ориентировались
на модель, отработанную многовековой
практикой
Государственное
регулирование экономики в
Применительно к современной России можно выделить три крупные обобщенные задачи, решаемые в ходе государственного регулирования экономики.
Во-первых, обеспечение устойчивости экономического роста, служащего повышению благосостояния и социальному развитию нации.
Во-вторых,
осуществление эффективного преобразования
экономической системы страны с
целью повышения
В-третьих, защита национальных интересов во внешнеэкономических отношениях.
В Основных направлениях развития Российской Федерации стоит модернизация экономики. Среди мер запроектированной модернизации упоминаются создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, проведение макроэкономической политики, стимулирующей рост и развитие, осуществление структурной перестройки экономики и др. Структурная перестройка подразумевает также: переход от политики поддержки неэффективных предприятий к развитию инфраструктуры; поддержку «новых» секторов; стимулирование реструктуризации и реформирования предприятий, естественных монополий; нацеленность дальнейшей приватизации на структурную перестройку экономики; стимулирование экспорта с постепенным увеличением продукции обрабатывающих отраслей, особенно высокотехнологичной.
Набор мер экономического регулирования выглядит довольно насыщенным и представляется разумным. Но его результативность будет зависеть от ТОО, насколько в действительности он выразит содержание модернизации экономики как наполнения ее инновационными процессами, нацеленными на эффективный экономический рост и повышение благосостояния народа в целом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе были разобраны такие проблемы, как: необходимость регулирования государством экономических процессов, направления и методы регулирования, а также отличия воздействия государства на экономику в России от других стран.
Вмешательство государства в рыночную экономику просто необходимо в тех областях, где сам рынок не сможет устранить последствия каких-либо факторов, на него влияющих, либо несправедливость, порожденную самой рыночной системой. Так что ныне о государственном влиянии на экономику требуется говорить не в количественных оценках («больше – меньше»), а с точки зрения качественной эффективности государственного регулирования. Встает вопрос о квалифицированности органов власти, занимающихся регулированием экономических систем, а не о том, позволено ли им это делать. Особенно сложными, по существу комплексными, становятся экономические функции государства в странах, которые подобно России взялись в исторически короткие сроки трансформировать свою экономическую систему, освоить методы современного рыночного хозяйствования. Россия к началу XXI века оказалась в крайне неблагоприятном положении для развития экономической системы. В итоге небывало глубокого для мирного времени затяжного кризиса экономика отброшена далеко назад по объемам производства, по уровню жизни, по качеству жизни, по конкурентоспособности с другими странами, по эффективности государственного управления. При этом причины сочетались с крупными стратегическими ошибками власти, просчетами и недочетами государства. И, тем не менее, российская экономика не утратила свою жизнеспособность, потенциальную возможность возрождения, развития и перехода к постиндустриальной стадии развития даже сейчас, в условиях нового мирового кризиса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Финстатинформ 1997г.