Государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 14:40, контрольная работа

Описание работы

Государство, несомненно, играет большую роль во всех сферах жизни самого общества, а также в регулировании всех процессов, которые связаны с его жизнедеятельностью, будь то – поддержание порядка, регулирование социальных отношений, предотвращение и разрешение конфликтов, разрешение экологических проблем и т.д. И естественно государство играет не последнюю роль в функционировании современной экономической системы. Ни сегодня, ни в будущем невозможно себе представить независимую от государства рыночную экономику.

Содержание

Введение 3
1. Необходимость вмешательства государства в макроэкономические процессы 4
2. Основные направления и методы регулирования государством
рыночных экономик 8
3. Главные отличия государственного регулирования в России
от развитых рыночных экономик 13
Заключение 18
Список использованной литературы 21

Работа содержит 1 файл

курсэконом теория.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Экономическая теория

Государственное регулирование

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  3

1. Необходимость  вмешательства государства в макроэкономические процессы  4

2. Основные направления  и методы регулирования государством 
рыночных экономик  8

3. Главные отличия  государственного регулирования в России 
от развитых рыночных экономик  13

Заключение  18

КТЗ  19

Список использованной литературы  22 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Государство, несомненно, играет большую роль во всех сферах жизни самого общества, а также в регулировании всех процессов, которые связаны с его жизнедеятельностью, будь то – поддержание порядка, регулирование социальных отношений, предотвращение и разрешение конфликтов, разрешение экологических проблем и т.д. И естественно государство играет не последнюю роль в функционировании современной экономической системы. Ни сегодня, ни в будущем невозможно себе представить независимую от государства рыночную экономику.

     Современная экономика, как свидетельствует  практика всех без исключения стран  мира, предполагает активное участие в ней государства как субъекта рыночных экономических отношений, а также как регулирующего и управляющего органа. В разных странах мира неодинаковым образом, сообразно традициям, накопленному опыту строятся отношения между правительством и основными экономическими субъектами (предпринимательствами, домохозяйствами). В разной мере реализуется и государственное вмешательство в экономический процесс. Но общая линия такова, что роль государств в экономике становится с ходом времени все более сложной и требует от правительственных органов все большей квалификации.

     Цель  работы – исследовать процесс  государственного влияния на рыночную экономику, разобраться в направлениях и методах регулирования государством экономической системы, а также выявить отличия регулирования экономики в России от других стран мира. 

 

      НЕОБХОДИМОСТЬ ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА 
В МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
 

     Успешное  развитие страны, в том числе и  экономическое, зависит от многих факторов, но нужно понимать, что не последнюю  роль в этом играет государство и организация им управления экономическими процессами. Было бы глупо полностью отказываться от опеки государства в сфере экономики, это доказывает мировой опыт, но важно разобраться, какую именно долю влияния на современную экономику должно оказывать государство, а где необходимо идти на уступки, ограничивая свое влияние.

     Итак, нужно  выделить области, которые  требуют вмешательство государства:

  1. Обеспечение конкуренции, борьба с монополизмом. Конкуренция должна обеспечиваться, чтобы давать возможность фирмам развиваться. Конкурентность рынка определяется возможностью отдельной фирмы влиять на цены на этом рынке. И чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние, тем более конкурентным считается рынок. Главной задачей государственного регулирования рыночных процессов с позиции конкурентности является ограничение монополизма на рынке. Нормальной рыночная конкурентность считается, когда на рынке данного товара складывается конъюнктура, при которой на нем:
      • функционирует 10 и более фирм;
      • 1 фирма не занимает более 31% рынка;
      • 2 фирмы не занимают более 44% рынка;
      • 3 фирмы не занимают более 54% рынка;
      • 4 фирмы не занимают более 63% рынка.
  2. Регулирование денежного обращения. Денежно-кредитная (монетарная) политика государства состоит в изменении предложения денег с целью борьбы с инфляцией, сокращения безработицы среди населения, стимулирования экономического роста.

     Политика  «дорогих денег» проводится для обуздания  инфляции. Сокращение денежного предложения  вызывает рост процентной ставки за кредит. Это может привести к уменьшению темпов инфляции, но одновременно сократит инвестиции и обострит проблему занятости.

     При проведении политики «дешевых денег» целью является стимулирование экономического роста. Для этого увеличивается  денежное предложение, снижается процентная ставка за кредит. Становится более доступным кредит, возрастают инвестиции и занятость. Однако эта политика чревата увеличением темпов инфляции.

     Главную роль в регулировании денежного  обращения играет Центральный банк страны. ЦБ регулирует поток инвестиций, уровень инфляции, курс национальной валюты, а также рост валового внутреннего продукта и уровень занятости населения.

  1. Удовлетворение потребностей населения. Многие потребности населения выражаются через спрос, но есть другие потребности: национальная оборона, энергетическая система, система коммуникаций, охрана общественного порядка. В таких случаях для удовлетворения потребностей граждан вмешательство государства в экономическую систему просто необходимо.
  2. Исправление дефектов рынка. Государственное вмешательство в экономику может быть оправдано в случае несостоятельности, несовершенства рынка, возникновения каких-либо эффектов извне, которые нарушают распределение ресурсов, равновесие на рынке и т.п.
  3. Перераспределение доходов. В каждом обществе существуют неимущие, нетрудоспособные люди, люди, являющиеся трудоспособными, но не способные найти работу. Рыночное распределение доходов, т.е. полученных в результате свободной конкуренции на рынке, не может быть применимо к ним, поэтому такая обязанность ложиться на «плечи» государства – инвестиции в товары для малоимущих, создание специальных фондов и т.п.
  4. Регулирование отношений на рынке. Государство берет на себя ответственность за регулировку отношений между предприятиями и потребителями. В данном случае имеются ввиду следующие меры: милицейское вмешательство для установления общественного порядка, введение стандартов на качество услуг и товаров, создание денежной системы, которая бы облегчало обмен товарами и услугами.
  5. Поддержание уровня занятости населения. Поскольку развитость рынка не означает автоматическое обеспечение рабочими местами всех желающих, государство берет на себя обязанность по поддержанию уровня занятости, поддержки безработных и малоимущих.
  6. Борьба с инфляцией. Инфляция – результат макроэкономической нестабильности, когда совокупный спрос превышает совокупное предложение. Неравномерный рост цен порождает неравенство прибылей, стимулирует отток ресурсов из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства в торговлю и финансово-банковский сектор). Именно государство следит за уровнем инфляции и темпами ее роста и старается с ними бороться.
  7. Исследовательская деятельность. Государство вкладывает средства в развитие науки и техники и это особенно касается длительных исследований, потому как условия рынка предполагают быстрое получение прибыли. Т.е. государство выступает в роли стимулятора технического и научного прогресса.
  8. Ведение особой политики по отношению к определенным отраслям и регионам страны. Государство обеспечивает капиталовложения в те отрасли или регионы, которые находятся в застое, чтобы обеспечить прогресс в этих областях и соответственно в развитии страны в целом. Иногда применяются и меры по притормаживанию определенных областей.
  9. Регулирование внешних экономических связей. Государство выполняет контроль над валютными курсами, миграцией товаров, капиталов и рабочей силы.

       Такое влияние государства на экономику  вполне оправдано, так как контроль нужен абсолютно всему. Но более  активное вмешательство в эту область со стороны государства может привести ко многим проблемам, таким как: увеличение отставания от развитых стран, понижение уровня жизни, низкое качество продукции, появление отставания в некоторых областях народного хозяйства или слабое развитие тех областей, которые могли бы эффективнее развиваться и т.д.

       Конечно, также необходимо помнить, что во многом степень влияния государства  определяется конкретной страной, ее особенностями (изначальный уровень развития, географическое положение, наличие природных ресурсов, климат и т.п.).

 

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ И  МЕТОДЫ 
РЕГУЛИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВОМ РЫНОЧНЫХ ЭКОНОМИК
 

     Направлением  регулирования можно назвать  сферы деятельности, отрасли, регионы, явления социально-экономической  жизни государства, где уже появились или могут появиться проблемы, трудности, которые не могут разрешиться автоматически и которые требуют вмешательства извне, так как решение подобных проблем необходимо для функционирования экономики, поддержания стабильности.

  1. Создание инфраструктуры и среды экономической деятельности. Инфраструктура рынка является сферой финансовых афер, манипуляций, грабежа бюджета самого государства и граждан. Методом регулирования данной сферы можно назвать создание системы лицензирования учреждений и структур рыночной инфраструктуры, а также административной регламентации различных направлений деятельности этих учреждений.
  2. Создание благоприятной социальной среды. В данной среде осуществляется производство субъектов экономической деятельности в совокупности с установками, ценностями, различными нормами и т.п.
  3. Разрабатывает, а также осуществляет экономическую политику. Политика определяет направления для развития экономики, а также способы для этого развития.
  4. Создание институциональной структуры. Она обеспечивает правила и нормы экономической деятельности.
  5. Осуществление собственной экономической деятельности.
  6. Государственный заказ и государственные закупки. Государство можно считать самым крупным потребителем и покупателем, а во многих отраслях зачастую и единственным. В качестве примера можно взять освоение космоса, аэрокосмическую и военную сферу промышленности.
 

     Воздействие на рынок государство оказывает  через свои расходы: государственные  закупки, трансфертные платежи; государственное  предпринимательство, налогообложение.

Государственные закупки - произведенные в стране или за рубежом товары и услуги, закупаемые правительством за счет средств государственного бюджета. Эти закупки государство осуществляет для собственных нужд (закупки вооружений, необходимого оборудования) и в целях обеспечения своего населения (государственные закупки зерна, продовольствия).

Трансфертные  платежи - передаточные платежи, одна из форм перераспределения бюджетных средств. Делятся на выплаты процентов по государственному долгу, на социальные нужды (пенсии, пособия и другие виды финансовой помощи нетрудоспособным, безработным и т.п.), субсидии частным предпринимателям (активное финансирование фундаментальных разработок, внедрение в производство новой конкурентоспособной техники, технологии, новых систем управления и т.п.).

     Государственные закупки позволяют внести вклад  в национальный доход, в отличие  от трасфертных платежей (которые  ресурсы не используют и никак  не связаны с самим производством) используют ресурсы. Государственные закупки позволяют перераспределить ресурсы от частного к общественному потреблению товаров. Т.е. они дают гражданам пользоваться товарами общественного потребления. А трансфертные платежи изменяют структуру производства товаров для индивидуального потребления. Налоги, изъятые у одной части населения, выплачиваются другой его части. А те, кому предназначены данные платежи в свою очередь тратят полученные средства на какие-либо общественные товары, тем самым достигается изменение структуры потребления.

     Кредитно-денежная политика. Многие современные экономисты ценят монетарную (т.е. кредитно-денежную) политику как наиболее приемлимый вариант для регулирования экономики. Цель монетарной политики - обеспечение стабильности цен, полной занятости населения, рост объема ВНП (Валовой национальный продукт). Эта политика заключается в фиксировании количества денег в обращении, поддержании определенного уровня резервов банка, норм процентов и т.п. Осуществляется данная политика прежде всего через центральный банк страны.

     В мировой практике известны такие элементы регулирования денег в обращении:

  • операции на открытом рынке(на вторичном вторичном рынке казначейских ценных бумаг, ЦБ в случае излишка денежной массы представляет для продажи, в случае недостатка денег в обращении, скупает государственные ценные бумаги, тем самым регулируя предложение денег на рынке.);
  • политика учетной ставки (регулирования процента по займам у центрального банка со стороны коммерческих банков; учетная ставка - это процент, под который ЦБ выдает кредиты банкам коммерческим, выступая как кредитор в последней инстанции. Учетную ставку устанавливает ЦБ. Уменьшение ставки делает займы дешевыми, а следовательно привлекательными для коммерческих банков. При этом избыточные резервы коммерческих банков возрастают и соответственно увеличивается количество денежной массы в обращении. И наоборот, увеличение ставки делает кредиты невыгодными, коммерческие банки перестают пользоваться кредитами, сокращаются банковские резервы и сокращается денежная масса в обращении);
  • изменение обязательных резервов (при увеличении ЦБ нормы обязательных резервовсокращаются избыточные резервы банков и это сокращает денежное предложение, при уменьшении же этой нормы количество денежной массы расширяется).

     Система налогообложения. Налоги неотъемлемая часть экономических отношений в любом обществе с начала становления государства. В современном обществе налоги – основная часть доходов любого государства. Но кроме финансовой функции налоги также используются для экономического воздействия производство, его развитие, на уровень научно-технического прогресса.

     Налоги делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся: подоходный налог, налог на прибыль, на имущество, на владение, ресурсные платежи. Косвенные налоги складываются из различных хозяйственных операций (налог на операции, связанные с ценными бумагами, таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость и др.).

     Функции налогов:

      • фискальная функция (формирование финансовых ресурсов государства, которые для осуществления собственных функций государства);
      • контрольная функция (появляется возможность отразить налоговые поступления, сопоставить с потребностями государства, связанными с финансовыми ресурсами, можно оценить эффективность налогового механизма, выявляется необходимость в изменении налоговой системы и бюджетной политики. Контрольная функция проявляется при действии функции распределительной);
      • регулирующая функция (способствует разрешению социально-экономическим проблем среди населения путем ввода или отмены разных видов налогов, применения систему налоговых ставок, штрафов, льгот);
      • перераспределительная функция (государство перераспределяет национальный доход в пользу определенных групп населения. Происходит это за счет прогрессивных ставок налогообложения, льгот и наоборот вычетов для граждан, которым необходима социальная защита).

     Регулирование рынка рабочей  силы. В условиях рыночной экономики многие почти не получают помощи от государства, а получившим остается довольствоваться малым. Предприятия тоже предлагают работникам некий соцпакет, но все-таки большая часть ответственности за обеспечение социальной защиты граждан ложиться на государство. Людям важно знать, что могут рассчитывать на поддержку, знать, что даже потеряв работу смогут жить достойно. Если удасться обеспечить такую поддержку, то экономика станет более гибкой.

     Государственное предпринимательство характерно для тех областей, где нет возможности развития для частных фирм, необходимо вложение больших средств, или где предпринимательство становится слишком рискованным. В таких областях целью является не получение дохода, а разрешение социально-экономических проблем, например, прогресс в научно-техническом развитии, увеличение темпов роста, обеспечение рабочими местами население и т.п. Такая форма регулирования рыночных экономик позволяет обеспечить поддержкой слаборазвитых предприятий и траслей производства, которые развивать необходимо, это особенно касается таких областей, как энергетика, связь, транстпорт, обороны, космической деятельности.

Информация о работе Государственное регулирование