Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 14:15, курсовая работа
Тема заработной платы в наши дни далеко не самая популярная среди обсуждаемых в Госдуме и правительстве. Между тем она остается острейшей для миллионов работающих россиян, которых никак не успокаивают официальные цифры о росте средней заработной платы. Куда понятнее размеры окладов, которые привел Президент РФ, анонсируя национальные проекты в области медицины и образования. Но в связи с этим у специалистов возникают вопросы: каким образом определены именно эти размеры, почему только для ограниченной категории работников? Как объяснить, что, скажем, в рамках одной поликлиники врачи-специалисты одинаковой или даже более высокой квалификации будут получать в 3 раза меньше, чем так называемые участковые?
Подобные вопросы требуют обоснованных ответов профессионалов, и прежде всего ученых. Но этого мало. В связи с кардинальными изменениями, которые за 20 лет произошли в экономике и социально-трудовых отношениях, нужны не только и не столько ответы на отдельные частные вопросы, нужна концепция заработной платы и ее организации в новых - рыночных - условиях.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность заработной платы. 4
2.Приоритетные направления государственного регулирования на 2006г. 10
3.Практика регулирования заработной платы через систему отраслевых согла-шению…………………………………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..22
ЛИТЕРАТУРА: .25
- доплаты, повышения ставок
- доплаты за работу в ночное время;
- доплаты за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
- доплаты за возмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы;
- другие доплаты.
Третья часть заработной платы – стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), которые в совокупности составляют – стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты), которые в совокупности составляют механизм стимулирования индивидуальных и коллективных результатов труда.
Стимулирующий характер носят надбавки:
- за стаж непрерывной работы (за выслугу лет);
-
к окладам по должности «
-
за сложность или
- за выполнение особо важных заданий;
- за высокое профессиональное мастерство.
Системой оплаты труда могут быть установлены иные надбавки.
Наряду с компенсационными и стимулирующими выплатами Закон №90-ФЗ: упоминает социальные выплаты, которые не включаются в величину минимального размера оплаты труда (ч.2 ст.129 ТК РФ) и, соответственно, в состав заработной платы.
В современных условиях государственные гарантии по оплате труда работников, в соответствии со статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации, включают в себя лишь некоторые аспекты установления и регулирования заработной платы:
- величина минимального размера оплаты труда;
- величина минимального размера тарифной ставки (оклада) работников организаций бюджетной сферы;
- меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;
-
ограничение перечня оснований
и размеров удержаний из
- ограничение оплаты труда в натуральной форме;
-
обеспечение получения
- государственный надзор и контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
- ответственность работодателей за нарушение требований, установленных Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями;
- сроки и очередность выплаты заработной платы.
Очевидно, что круг государственных гарантий по оплате труда ограничен и не может в полной мере защитить интересы работника. Например, минимальный размер оплаты труда, устанавливаемый федеральным законом, в настоящее время составляет менее 30% прожиточного минимума трудоспособного человека.
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации, «системы заработной платы, размеры тарифных ставок, окладов, различного вида выплат устанавливаются:
- работникам организаций, финансируемых из бюджета, - соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами;
-
работникам организаций со
- работникам других организаций – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами организаций, трудовыми договорами».
Таким образом, большинство вопросов, относящихся к установлению и регулированию заработной платы в организациях, законодательство предписывает решать с использованием механизмов социального партнерства – путем коллективных переговоров по подготовке проектов соглашений и их заключению.
В Трудовом кодексе Российской Федерации под соглашением понимается – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемых между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. По договоренности сторон, соглашения могут заключаться как на двусторонней, так и на трехсторонней основе.
Согласно статье 135 Трудового кодекса РФ, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными Трудовым кодексом, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, а условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами организации – не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными законодательством.
Особое
место в регулировании
- рекомендовать при заключении отраслевых и региональных соглашений устанавливать минимальные тарифные ставки (оклады) в организациях внебюджетного сектора экономики на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения соответствующего субъекта Российской Федерации;
- рассмотреть целесообразность перехода на определение минимальной заработной платы в соответствии с принципами Европейской социальной хартии;
-
при определении минимальной
тарифной ставки (оклада) работников
организаций ориентироваться
- ежегодно, до внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта закона о федеральном бюджете на очередной год, разрабатывать в Российской трехсторонней комиссии Единые рекомендации по системе оплаты труда работников организаций бюджетной сферы;
-
определить меры, в том числе
связанные с принятием
-
разработать предложения по
-
определить порядок
-
подготовить и внести
В статьях Трудового кодекса в соглашении рекомендуется (или допускается) решать следующие вопросы:
-
порядок индексации заработной
платы во внебюджетных
-
установление системы
-
определение тарифной системы
оплаты труда внебюджетных
-
компенсационные выплаты
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение сделаем основные выводы.
Усиление мировых интеграционных процессов вызывает необходимость адаптации российского законодательства к условиям и нормам Евросоюза и МОТ. Многие из этих норм уже включены в Трудовой кодекс РФ, другие рассматриваются в правительстве и парламенте. По оценкам российских и зарубежных экспертов, социальное законодательство РФ в принципе соответствует стандартам Европейской социальной хартии и Европейского социального кодекса. Но это не касается размеров заработной платы, пенсий и пособий, которые очевидно занижены.
Благоприятная экономическая и политическая ситуация в Российской Федерации за последние годы создает хорошие условия для повышения заработной платы и других доходов населения. Тем не менее, несмотря на принимаемые правительством меры, сколько-нибудь существенного изменения в данной области не происходит. Абсолютное большинство трудоспособного населения оценивают свои доходы как крайне низкие (на уровне ПМ или ниже). Соответственно, особую актуальность приобретает тема, связанная с участием государства в регулировании заработной платы. При этом, прежде всего, необходимо найти ответы на следующие вопросы.
Каковы пределы государственного регулирования заработной платы?
Должно ли такое регулирование в равной степени охватывать государственный и частный секторы экономики?
Каким образом определять и перераспределять финансовые обязательства по заработной плате бюджетников между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Где это должно быть зафиксировано?
Как практически повысить эффективность социального партнерства на всех уровнях? Каковы социально-экономические последствия реализации Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. и других решений по разграничению ответственности в сфере заработной платы между федеральным центром и субъектами РФ?
Означает ли такой порядок переход к децентрализованной системе регулирования социально-трудовых отношений?
Для аргументированных ответов на такие вопросы требуются их тщательная научная проработка, проведение экспериментов. Многие ошибки, которые сегодня приходится исправлять в процессе реализации принятых законодательных актов, можно было бы предвидеть и устранить, если бы исполнительные и законодательные органы власти полнее использовали научный потенциал отраслевых институтов и других специализированных исследовательских учреждений.
С учетом принятых в 2005 г. изменений социально-трудового законодательства ФГУП "НИИ ТСС" Росздрава выполнил по контрактам с государственными и частными организациями субъектов Федерации ряд научно-исследовательских работ, цель которых - совершенствование систем заработной платы. На основе анализа и обобщения этих материалов подготовлен доклад "О принципах регулирования заработной платы в Российской Федерации", содержание основных положений которого приведено в работе.
Информация о работе Государственное регулирование заработной платы в условиях рынка