Государственное регулирование рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:00, реферат

Описание работы

Исходя из целей, государственное регулирование выполняет важные функции в рыночной экономике. Рыночная экономика, основанная на частной собственности, не может функционировать без необходимой законодательной базы. Должна быть обеспечена неприкосновенность частной собственности, гарантированы соблюдение заключенных частных контрактов и защита граждан от произвола бюрократии. Поэтому важнейшей функцией государства является создание правовой основы функционирования и развития экономической системы. Это реализуется через законодательство о собственности, налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической деятельности, антимонопольные законы и др. Государство должно создать такой экономический “фон”, который обеспечил бы благоприятные условия для субъектов рыночной экономики.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 125.00 Кб (Скачать)

Размеры этих расходов существенно воздействуют на масштабы спроса и величину инвестиций. В периоды кризисов и депрессии расходы государственного бюджета на хозяйственные цели, как правило, растут, а во время перегрева конъюнктуры - сокращаются.

Расходы на кредитование экспорта, страхование экспортных кредитов и вывозимого капитала, финансируемые из бюджета, стимулируют экспорт и в долгосрочном плане улучшают платежный баланс, открывают для экономики страны новые зарубежные рынки, способствуют укреплению национальной валюты, обеспечению поставок на внутренний рынок необходимых товаров из - за рубежа. Это внешнеэкономический аспект политики бюджетных расходов.

Главным инструментом мобильности финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Они также широко используются для воздействия на деятельность субъектов хозяйства. Это фискальная роль налогов. Но главная роль налогов - регулирующая.

Государственное регулирование при помощи налогов  зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, а также от видов и размеров налоговых льгот.

Налоги  в государственном регулировании  экономики играют двоякую роль: с  одной стороны, это главный источник финансирования государственных расходов, материальная основа бюджетной политики, с другой стороны, это инструмент регулирования.

Задача  государственных бюджетных органов - не просто обложить налогами те или  иные источники поступления средств, а создать тонко настраиваемый  механизм воздействия на хозяйственное  поведение юридических и физических лиц. Для этого используются временно или селективно предоставляемые налоговые скидки, льготы, отсрочка уплаты налогов.

Особое  место среди средств государственного регулирования экономики, осуществляемого  при помощи налогов, играет ускоренное амортизационное списание основного капитала и связанные с ним образование и реализация скрытых резервов, осуществляемые в рамках разрешений министерств финансов. Ускоренное амортизационное списание основного капитала в современных условиях является главным средством стимулирования накопления, структурных изменений в экономике и важным инструментом воздействия на хозяйственный цикл, занятость и НИОКР. Суть его в отрыве физического процесса снашивания машин, оборудования, зданий и сооружений от калькулируемого в издержках производства путем переноса стоимости вещественных носителей основного капитала на производимые товары и услуги. Изменяя ставки и порядок амортизационного списания, государственные регулирующие органы определяют ту часть чистой прибыли, которая может быть освобождена от налогов путем включения в издержки производства и затем перечислена в амортизационный фонд для финансирования в дальнейшем новых капиталовложений.

При проверке правильности уплаты налога с прибыли налоговые инспекторы соглашаются с калькуляцией издержек производства или услуг, только если амортизационные отчисления были произведены в соответствие с нормами, разрешенными министерством финансов. От этого зависит величина балансовой прибыли, ставка и размер налога, а также выплачиваемые дивиденды.

Варьирование  норм ускоренного амортизационного списания основного капитала широко используется во всех развитых странах как средство государственной конъюнктурной и структурной политики, а также для стимулирования научных исследований и внедрения их результатов, для финансирования природоохранных мероприятий. Эффект варьирования норм амортизационных отчислений заметен в годы благоприятной конъюнктуры, т.е. в периоды спадов и кризисов действенность амортизационной политики ослабевает. Чем хуже конъюнктура, тем труднее реализовать прибыль, меньше возможностей для самофинансирования, а амортизационные льготы, предоставляемые государством, становятся менее привлекательными стимулами для частных инвестиций. Льготы по ускоренному амортизационному списанию равнозначны сокращению поступлений от налогов с прибылей в государственный бюджет. Результатом может быть повышение других налогов или рост государственной задолженности.

Государственные капиталовложения осуществляются в  значительной степени в государственном  секторе экономики, играющем важнейшую  роль в государственном регулировании  экономики. Он является одновременно объектом и инструментом воздействия на частное хозяйство.

Государственный сектор представляет собой комплекс хозяйственных объектов, целиком  или частично принадлежащих центральным  и местным государственным органам. Значительная часть государственного сектора - это объекты инфраструктуры, в большинстве своем нерентабельные. Другая часть - государственные предприятия в сырьевых и энергетических отраслях, где требуются большие инвестиции, а оборачиваемость капитала медленная. Рентабельность государственных фирм, как правило, ниже, чем частных. Часть государственного сектора - это пакеты акций смешанных частно - государственных компаний.

Активно используется государственный сектор как средство государственного регулирования  экономики. Так, в условиях ухудшения  конъюнктуры, депрессии или кризиса, когда частные капиталовложения сокращаются, инвестиции в государственный сектор, как правило, растут.

Таким образом, правительственные органы стремятся противодействовать спаду  производства и росту безработицы. Государственный сектор играет заметную роль в государственной структурной политике. Государство создает новые объекты или расширяет и реконструирует старые в тех сферах деятельности, отраслях или регионах, куда частный капитал притекает недостаточно. Так, государственный сектор играет огромную роль в НИОКР, подготовке и переподготовке кадров.

  Наряду с перечисленными инструментами государственного регулирования экономики, имеющими внутриэкономическую направленность, существует арсенал средств внешнеэкономического регулирования.

Практически все рычаги воздействия на процесс  воспроизводства внутри страны оказывают  существенное влияние на внешнеэкономические  связи: изменение учетной ставки, налогообложения, новые льготы и  субсидии на инвестиции в основной капитал и др.

Однако  имеются и специальные инструменты  непосредственного воздействия  на хозяйственные связи с заграницей. Это, в первую очередь, меры стимулирования экспорта товаров, услуг, капиталов, научно-технического и административного опыта: кредитование экспорта, гарантирование экспортных кредитов и инвестиций за рубежом, введение или отмена количественных ограничений, изменение пошлины во внешней торговле; меры по привлечению или ограничению доступа иностранного капитала в экономику страны, изменение условий его функционирования, качественная селекция (с точки зрения отраслевой направленности и технического уровня) поступающего из-за границы капитала, привлечение в страну иностранной рабочей силы, участие в международных экономических организациях, интеграционных государственных объединениях.

Отдельные инструменты государственной экономической  политики могут употребляться в  различных целях, в различных  сочетаниях и с разной интенсивностью. В зависимости от характера целей  будет меняться место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период 

Теоретические взгляды на государственное  регулирование.

Отношение к государственному вмешательству  в рыночную экономику было различным  на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII и XVIII вв. господствовавшая тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности.

  С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Не удивительно, что пришедшие в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство в экономику, сразу нашли огромное число горячих поклонников.

 Вне зависимости от господствующих экономических доктрин никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того,что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства.

Кейнсианская  революция.

 Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж.М Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе "кейнсианской революции", совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

Влияние кейнсианских идей на экономическую мысль и экономическую практику трудно переоценить. В теоретическом аспекте идеи Кейнса способствовали появлению нового крупного раздела экономической теории макроэкономики.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса,когда через соответствующий денежно-кредитный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран.

Фиаско  рынка и государственное вмешательство.

Классики  исходили из тезиса о необходимости  выполнения государством традиционных функций, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма.

Это прежде всего касается так называемых общественных товаров (public goods), т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.

К числу  проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты (externalities). Когда  производство какой-либо продукции  приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, производство которого повлекло за собой подобные побочные эффекты, это может и не сказаться. Механизм рынка зачастую не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества.

Внешние, или побочные эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства. Государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила  в XX в. что существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Иначе говоря, ответы на вопросы: что? как? и для кого? производить, которые дает саморегулирующаяся рыночная система, отнюдь не всегда отвечает  действительным потребностям общества.

 Следует также отметить, что рыночный выбор "слеп" к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищенности. Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательство государства требует и другая рыночная проблема - безработица. Необходимы усилия по ее сокращению или смягчению ее последствий, если она все же неизбежна.

Негативные  последствия действия вышеперечисленных  и других фактогров привели к  осознанию того, что надежды только на рыночную самонастройку могут поставить под вопрос само существование системы. Особенно  отчетливо это выявилось в период "великой депрессии" 1929 - 1933 гг.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики