Государственное регулирование Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 17:25, курсовая работа

Описание работы

В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации национальной обороны, выполняло определенные функции в сфере экономики.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 49.41 Кб (Скачать)

 В неоклассической  теории, в свою очередь, широкое  развитие получили два направления:  теория экономики предложения  и монетаризм.  

 Теория экономики  предложения предусматривает снижение  налогов и предоставление налоговых  льгот корпорациям, так как,  по мнению сторонников этого  направления, высокие налоги сдерживают  предпринимательскую инициативу  и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории - обязательное сокращение государственных  расходов. Ведь главный постулат  теории - утверждение, что лучший  регулятор рынка - сам рынок,  а государственное регулирование  и высокие налоги лишь мешают  его нормальному функционированию.  

 Общий закон  формирования уровня налоговых  ставок гласит: широкая налоговая  база позволяет иметь относительно  небольшие ставки налогообложения  и, наоборот, достаточно узкая  налоговая база отдельных видов  налогов обязательно предполагает  их высокие ставки. Очевидно, что  высокие и низкие ставки налогов  оказывают разное влияние на  хозяйственные процессы и деловую  активность предпринимателей, вызывают  различную реакцию по отношению  к инвестиционным процессам.  

 Действительно,  объективно существует оптимальная  доля изъятия прибыли в бюджет. Но, чтобы ее найти, необходимо  провести исследование активности  предприятий в случае применения  тех или иных процентных ставок. Их уровень, однако, не должен  быть минимален, иначе не будут  соблюдены требования бюджета  и поставлено под угрозу нормальное  функционирование общественного хозяйства, а сами налоги перестанут выполнять функции экономического регулятора.  

 Теория монетаризма,  разработанная американским экономистом,  профессором Чикагского университета  М. Фридманом, приверженцем идеи  свободного рынка, предлагает  ограничить роль государства  только той деятельностью, которую  кроме него никто не может  осуществить: регулирование денег  в обращении. Делается также  ставка и на снижение налогов.  В то же время по теории  монетаризма одним из основных  средств регулирования экономики  является изменение денежной  массы и процентных банковских  ставок. Так как государство с  каждым годом увеличивает свои  расходы, влекущие дополнительный  рост инфляции, его нельзя допускать  к созданию богатства общества, регулированию объемов производства, занятости и цен. Однако оно  может помочь в регулировании  денежной массы - изъяв лишнее  количество денег из обращения,  если не с помощью займов, так  с помощью налогов. Таким образом сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия.  

 Основная идея  неоклассических теорий заключается  в поисках методов снижения  инфляции и предоставлении большего  количества налоговых льгот корпорациям  и той части населения, которая  формирует потребительский спрос  на рынке. Несмотря на популярность  и практическое использование  приемов неоклассического направления,  полной замены кейнсианских методов  регулирования экономики не произошло.  

Государственный бюджет  

 Государственный  бюджет - это подлежащая перераспределению  часть национального дохода. Бюджет  организован в виде баланса  доходов и расходов за отчетный  период. Ведущую роль во всех  странах играет, конечно, общенациональный или федеральный бюджет, наряду с которым существуют областные и местные бюджеты.  

 Ряд статей  государственных бюджетов имеет  общепринятый характер и их  можно встретить практически  повсеместно. К ним относятся  в расходной части - социальная  поддержка и национальная безопасность, субсидии отдельным отраслям, штатам  или регионам, расходы по управлению  и обслуживанию государственного  долга. В доходной части непременно  присутствуют налоги на население  и корпорации, акцизы, всякого рода  другие сборы и государственные  займы. Дефицит бюджета и величина  государственного долга - это  важнейшие показатели состояния  экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. В теории различают активный и пассивный дефициты. Первый возникает в результате превышения бюджетных расходов, второй - в связи со снижением налоговых и прочих поступлений (из-за замедления экономического роста или иных причин).  

 Причин бюджетного  дефицита может быть много:  

 спад общественного  производства;  

 рост предельных  издержек общественного производства;  

 массовый выпуск  “пустых” денег;  

 неоправданно  “раздутые” социальные программы;  

 возросшие затраты  на финансирование ВПК;  

 крупномасштабный  оборот “теневого” капитала;  

 огромные непроизводительные  расходы, приписки, хищения, потери  произведенной продукции и многое  другое, пока не поддающееся общественному  учету.  

 В экономических  системах с фиксированным количеством  денег в обращении правительство  располагает двумя традиционными  способами покрытия дефицита  бюджета - это государственные  займы и ужесточение налогообложения.  

 Бюджетный дефицит  относится к так называемым  отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы,  банкротства, которые, однако, являются  неотъемлемыми элементами экономической  системы. Более того, без них  экономическая система утрачивает  способность к самодвижению и  поступательному развитию.  

 Бездефицитность бюджета еще не означает “здоровья” экономики, надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражают дефицит бюджета.  

 Существует несколько  концепций бюджетной политики. Первая  концепция базируется на том,  что бюджет должен быть ежегодно  сбалансирован. До недавнего времени  ежегодно сбалансированный бюджет  считался целью финансовой политики. Однако при более тщательном  рассмотрении этой проблемы становится очевидно, что такое состояние бюджета исключает или в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей антициклическую, стабилизирующую направленность.  

 Вторая концепция  базируется на том, что бюджет  должен быть сбалансирован в  ходе экономического цикла, а  не за каждый год. Данная  концепция предполагает, что правительство  осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Логическое обоснование этой концепции бюджетной политики просто, разумно и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит бюджета. В ходе последующего инфляционного подъема правительство повышает налоги и снижает правительственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, правительство проводит позитивную антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет, но не обязательно ежегодно, а, возможно за период в несколько лет.  

 Третья концепция  связана с идеей так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, сбалансированность бюджета в данной концепции является второстепенной проблемой.  

 Вторая и третья  концепции лежат в основе финансовой  политики, ориентированной на бюджетный  дефицит и опирающейся на потенциал  денежного хозяйства страны. Такая  политика предполагает наличие  четкой программы финансовых  мероприятий в рамках денежного  потенциала страны, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект.  

 Однако при  всей привлекательности политики  бюджетного дефицита крупные  дефициты приводят к значительным  отрицательным последствиям даже  для “богатых” в экономическом  отношении стран. В конечном  счете нарастание бюджетного дефицита приводит в экономике к появлению и росту государственного долга.  

 Государственный  долг - это сумма накопленного  за определенный период времени  бюджетных дефицитов за вычетом  имевшихся за это время положительных  сальдо бюджета. Бюджетный дефицит  и государственный долг тесно  связаны, так как, во первых, государственный займ - важнейший источник покрытия бюджетного дефицита, во-вторых, определить, насколько опасен тот или иной размер дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. С другой стороны, для оценки государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.  

 Рост государственного  долга влечет за собой реальные  негативные экономические последствия.  Во-первых, выплата процентов по  государственному долгу увеличивает  неравенство в доходах, поскольку  значительная часть государственных  обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Во-вторых, повышение ставок налогов (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения) может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. В-третьих, когда правительство берет займ на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу, это неизбежно влечет за собой сокращение частных капиталовложений.  

Кредитно-денежная политика государства  

 Большинство современных  экономистов рассматривают монетарную (кредитно-денежную) политику как  наиболее приемлемый для демократического общества инструмент государственного регулирования национальной экономики, не приводящий к чрезмерному диктату правительства и уменьшению хозяйственной самостоятельности отдельных субъектов.  

 Высшая конечная  цель монетарной политики заключается  в обеспечении стабильности цен,  полной занятости и росте реального  объема ВНП.  

 Эта цель достигается  с помощью мероприятий в рамках  кредитно-денежной политики, которые  осуществляются довольно медленно, рассчитаны на годы и не  являются быстрой реакцией на  изменение конъюнктуры. В связи  с этим текущая монетарная  политика ориентируется на более  конкретные и доступные цели, чем указанная выше глобальная  задача, например на фиксацию  количества денег в обращении,  определенного уровня банковских  резервов или нормы процента  и т.д.  

 В том или  ином случае проводником монетарной  политики является центральный  банк страны, а объектами являются  предложение и спрос на денежном  рынке. Под предложением денег  понимается общее количество  денег, находящихся в обращении.  

 Спрос на деньги  формируется из спроса на деньги  как средство обращения (иначе,  деловой, операционный или спрос  на деньги для совершения сделок) и как средство сохранения  стоимости (иначе, спрос на  деньги как на активы, спрос  на запасную стоимость или  спекулятивный спрос).  

Инструментарий кредитно-денежной политики  

 В мировой экономической  практике используются следующие  инструменты регулирования денежной  массы в обращении:  

 операции на  открытом рынке, т.е. на вторичном  рынке казначейских ценных бумаг;  

 политика учетной  ставки, т.е. регулирования процента  по займам коммерческих банков  у центрального банка;  

 изменение норматива  обязательных резервов.  

 В настоящее  время в мировой экономической  практике основным инструментом  регулирования денежной массы  являются операции на открытом  рынке. Путем покупки или продажи  на открытом рынке казначейских  ценных бумаг центральный банк  может осуществить либо вливание  резервов в кредитную систему  государства, либо изъять их  оттуда.  

 Операции на  открытом рынке проводятся центральным  банком обычно совместно с  группой крупных банков и других  финансово-кредитных учреждений. Суть  их заключается в том, что  центральный банк размещает (в  ситуации излишка денежной массы  в обращении) или скупает (в  ситуации недостатка денежной  массы) государственные ценные  бумаги и, таким образом, регулирует  предложение денег на денежном  рынке.  

Информация о работе Государственное регулирование Республики Казахстан