Основным рычагом
фискальной политики государства
является изменение налоговых
ставок в соответствии с целями
правительства. Проведение фискальной
политики - прерогатива законодательных
органов власти страны, поскольку
именно они контролируют налогообложение
и расходование этих средств.
Фискальная политика
складывается из так называемой
дискреционной фискальной политики
и автоматической. Под дискреционной
фискальной политикой понимается сознательное
регулирование государством налогообложения
и государственных расходов с целью воздействовать
на реальный объем национального производства,
занятость, инфляцию и экономический рост.
Рассмотрим вкратце
дискреционную фискальную политику.
В период спада
стимулирующая дискреционная фискальная
политика складывается из:
увеличения государственных
расходов;
снижения налогов;
сочетания роста
государственных расходов со
снижением налогов.
Такая фискальная
политика приводит фактически
к дефицитному финансированию, но
обеспечивает сокращение падения
производства.
В условиях
инфляции, вызванной избыточным
спросом (инфляционный рост), сдерживающая
дискреционная фискальная политика
складывается из:
уменьшения государственных
расходов;
увеличения налогов;
сочетания сокращения
государственных расходов с растущим
налогообложением.
Такая фискальная
политика ориентируется на положительное
сальдо бюджета.
В общей фискальной
политике есть вторая составляющая
- автоматическая фискальная политика,
или политика автоматических (встроенных)
стабилизаторов. Под автоматическим,
или встроенным, стабилизатором
понимается экономический механизм,
который автоматически реагирует на изменение
экономического положения без необходимости
принятия каких-либо шагов со стороны
правительства.
К основным
встроенным стабилизаторам относится,
во-первых, изменение налоговых поступлений.
Сумма налогов зависит от величины
доходов, поэтому в период экономического
подъема налоговые поступления
возрастают, и наоборот, в период спада
налоговые поступления сокращаются. Иными
словами, прогрессивная налоговая система
в период инфляционного роста приводит
к потере потенциальной покупательной
способности, а в период замедления экономического
роста она обеспечивает минимальную потерю
покупательной способности.
К встроенным
стабилизаторам относится и система
пособий по безработице и различных
социальных выплат, программы по
поддержанию малоимущих слоев
населения, препятствующие резкому
сокращению совокупного спроса
даже в период экономического
спада. В период подъема и
сокращения безработицы выплата
различных пособий или прекращается,
или уменьшается, что сдерживает
совокупный спрос.
Налоги и их функции
Налоги являются
необходимым звеном экономических
отношений в обществе с момента
возникновения государства и
играют одну из важнейших ролей
в государственном регулировании
экономики. Развитие и изменение
форм государственного устройства
всегда сопровождается преобразованием
налоговой системы. В современном
цивилизованном обществе налоги
- основная форма доходов государства.
Помимо этой сугубо финансовой
функции налоговый механизм используется
для экономического воздействия
государства на общественное
производство, его динамику и
структуру, на состояние научно-технического
прогресса.
Налоги возникли
вместе с товарным производством,
разделением общества на классы
и появлением государства. “В
налогах воплощено экономически
выраженное существование государства”,
- подчеркивал К. Маркс. В эпоху
становления и развития капиталистических
отношений значение налогов стало
усиливаться. Изъятие государством
в пользу общества определенной
части валового внутреннего продукта
в виде обязательного взноса
и составляет сущность налога.
Взносы осуществляют основные
участники производства валового
внутреннего продукта:
работники, своим
трудом создающие материальные и нематериальные
блага и получающие определенный доход;
хозяйствующие
субъекты, владельцы капитала, действующие
в сфере предпринимательства.
А. Смит в
своем “Исследовании о природе
и причинах богатства народов”
считал основными принципами
налогообложения всеобщность, справедливость,
определенность и удобность. Со
временем этот перечень был
дополнен принципами обеспечения
достаточности и подвижности
налогов (налог может быть увеличен
или сокращен в соответствии
с объективными нуждами и возможностями
государства), выбора надлежащего
источника и объекта налогообложения,
однократности обложения.
По методу установления
налоги подразделяются на прямые
и косвенные. К числу прямых относятся:
подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные
платежи, налоги на имущество, владение
и пользование которыми служат основанием
для обложения. Косвенные налоги вытекают
из хозяйственных операций (налог на добавленную
стоимость, таможенная пошлина, налог
на операции с ценными бумагами и др.).
Функция налога
- это проявление его сущности
в действии, способ выражения
его свойств. Функция показывает,
каким образом реализуется общественное
назначение данной экономической
категории как инструмента стоимостного
распределения и перераспределения
доходов. Отсюда возникает главная
распределительная функция налогов,
выражающая их сущность как
особого централизованного (фискального)
инструмента распределительных
отношений.
Посредством фискальной
функции реализуется главное
общественное назначение налогов
- формирование финансовых ресурсов
государства, аккумулируемых в
бюджетной системе и внебюджетных
фондах и необходимых для осуществления
собственных функций государства.
Формирование доходов государственного
бюджета на основе стабильного
и централизованного взимания
налогов превращает само государство
в крупнейшего экономического субъекта.
Другая функция
налогов как экономической категории
состоит в том, что появляется
возможность количественного отражения
налоговых поступлений и их
сопоставления с потребностями
государства в финансовых ресурсах.
Благодаря контрольной функции
оценивается эффективность налогового
механизма, обеспечивается контроль
за движением финансовых ресурсов, выявляется
необходимость внесения изменений в налоговую
систему и бюджетную политику. Контрольная
функция налогово-финансовых отношений
проявляется в условиях действия распределительной
функции. Таким образом, обе функции в
органическом единстве определяют эффективность
налогово-финансовых отношений и бюджетной
политики.
Регулирующая
функция налогов состоит в
том, что государство, изменяя
условия налогообложения, вводя
одни налоги и отменяя другие,
применяя систему налоговых ставок,
льгот, штрафов, способствует
решению важнейших социально-экономических
проблем.
Перераспределительная
функция налогов проявляется в том, что
с помощью налоговой системы государство
перераспределяет национальный доход
(аккумулированный в госбюджете) в пользу
тех или иных групп населения. Это достигается
установлением прогрессивных ставок налогообложения,
различных льгот и налоговых вычетов для
граждан, нуждающихся в социальной защите.
Основные налоговые
теории и их современные интерпретации
Эволюция различных
налоговых теорий происходила
одновременно с развитием различных
направлений экономической мысли.
Концептуальные модели налоговых
систем менялись в зависимости
от экономической политики государства.
Формирование
налоговой системы происходит
на достаточно высоком уровне
развития государства. Долгое
время господствующим было только
классическое представление о
роли налогов в экономике. Более
200 лет назад А. Смитом впервые
было создано учение об эволюции
государственных финансов и налоговой
системе. Он определил ее как
более или менее упорядоченное
и систематическое изъятие части
доходов самостоятельно хозяйствующих
субъектов и выдвинул четыре
принципа налогообложения: равномерность,
определенность, удобство уплаты
и дешевизна. Налоги играли
роль источников дохода бюджета
государства, и полемика велась
вокруг принципов справедливости
их взимания (равномерного или прогрессивного)
и части изъятия, обусловленного фискальной
потребностью. Но с усложнением экономических
отношений в обществе, действий объективных
циклических процессов возникла потребность
в корректировке классического учения,
выделении роли государства, влияния его
на экономические процессы, а также регулировании
социально-экономических границ налогообложения.
Появились новые налоговые теории. В настоящее
время можно выделить два основных направления
экономической мысли - кейнсианское и
неоклассическое.
Кейнсианская теория
отражает элементы анализа общего функционирования
экономики, обосновывает важные макроэкономические
направления государственного регулирования.
Данная теория доказывает необходимость
создания “эффективного спроса”
как условия для обеспечения
реализации произведенной продукции
посредством воздействия различных
методов государственного регулирования.
Немалую роль в обеспечении притока
инвестиций должно сыграть государство
с его не только кредитно-денежной,
но и бюджетной политикой, осуществляющее
свое руководящее влияние на склонность
к потреблению путем соответствующей
системы налогов, не исключая всякого
рода компромиссов и способов сотрудничества
государственной власти с частной
инициативой.
Дж. М. Кейнс был
сторонником прогрессивности в налогообложении,
поскольку считал, что прогрессивная налоговая
система стимулирует принятие риска производителем
относительно капитальных вложений. Одним
из важных условий его теории является
зависимость экономического роста от
достаточных денежных сбережений только
в условиях полной занятости. Если этого
нет, то большие сбережения мешают экономическому
росту, так как представляют собой пассивный
источник доходов, не вкладываются в производство,
поэтому излишние сбережения надо изымать
с помощью налогов.
В условиях
научно-технического подъема, все
более частого проявления кризисных
явлений кейнсианская теория
вмешательства государства по
линии достижения “эффективного спроса”
перестала отвечать требованиям экономического
развития. Кейнсианская система регулирования
была подорвана по следующим причинам.
Во-первых, когда
инфляция стала приобретать хронический
характер ввиду изменений в
условиях производства, а не реализации,
стало необходимым такое вмешательство,
которое улучшило бы предложение
ресурсов, а не спрос на них.
Во-вторых, с развитием
экономической интеграции произошло
повышение зависимости каждой
страны от внешних рынков. Стимулирование
же спроса государством зачастую
оказывало положительное воздействие
на иностранные инвестиции. Поэтому
на смену кейнсианской концепции
“эффективного спроса” пришла
неоклассическая теория “эффективного
предложения”.
Неоклассическая
теория основывается на преимуществе
свободной конкуренции и естественности,
устойчивости экономических, в
частности производственных, процессов.
Различие в этих основных концепциях
заключается в неодинаковом подходе
к методам государственного регулирования.
Согласно неоклассическому направлению
внешние корректирующие меры
должны быть направлены лишь
на то, чтобы устранить препятствия,
мешающие действию законов свободной
конкуренции, поэтому государственное
вмешательство не должно ограничивать
рынок с его естественными
саморегулирующими законами, способными
без какой-либо помощи извне
достигнуть экономического равновесия.
В этом заключается отличие
неоклассической теории от кейнсианской
концепции, утверждающей, что динамическое
равновесие неустойчиво, и делающей
выводы о необходимости прямого
вмешательства государства в
экономические процессы.
Дж. Мид, построивший
неоклассичекую модель, отводил государству
лишь косвенную роль в регулировании экономических
процессов, считая государство дестабилизирующим
фактором с безграничным ростом его расходов.
Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной
политике Центрального банка, не учитывая
бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты
полагают, что таким образом будет создан
эффективный механизм перераспределения
дохода, обеспечивающий полную занятость
и устойчивый рост национального богатства.