Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:01, реферат
Совершенствование государственного регулирования – стержневой вопрос экономической истории государства. Встроенность государства в экономическую структуру страны столь велика, что изменение функций государственного механизма напрямую влияет на жизнеспособность всей хозяйственной системы.
Целью данной работы является рассмотрение опыта государственного регулирования в Китае.
Введение 3
1. Национальные особенности китайской цивилизации 4
2. Экономическое реформирование в Китае 6
3. Китайская модель переходной экономики 10
Заключение 12
Список использованных источников 13
Вместе с тем многочисленные противоречия и трудности, существующие сейчас в экономике, вызваны нерациональностью структур, что наиболее заметно отражается в несоответствии выпускаемой продукции рыночному спросу. Поэтому совершенствованию производственных структур уделяется особое внимание.
Валютная и финансовая политика наряду с линией ограничения предусматривает поддержку таких слабых отраслей, как сельское хозяйство, транспорт и связь, ускоренное развитие базовых отраслей и новейших технологий, рост предприятий, занимающих устойчивые позиции на рынке и имеющих высокую экономическую отдачу.
В инвестиционной политике особое внимание уделяется поддержанию соответствующего коэффициента капиталовложений, улучшению структуры инвестиций и повышению их эффективности.
Во внешнеэкономической политике вместе с поддержанием основного баланса предусматривается увеличение экспорта конкурентоспособными отраслями, улучшение структуры внешней торговли и повышение эффективности использования иностранных инвестиций.
Региональная
политика должна постепенно разрешить
проблему несбалансированности развития
районов страны путем увеличения
капиталовложений и трансфертных платежей
в центральные и западные районы
и создать условия для
3.
Преобладание экономических
В
целом необходимо признать, что хотя
в ходе перестройки экономической
структуры Китай уже овладел основными
средствами политики государственного
регулирования и даже достиг определенных
успехов в ее проведении, тем не менее,
накопленный опыт еще недостаточен. В
этой области существует множество проблем,
решать которые придется на следующем
этапе развития.
Китайская модель отличается очень большим своеобразием. Это самая крупная коммунистическая страна и все рыночные реформы проходят под контролем Коммунистической партии.
Китай — это индустриально-аграрная страна. Ее энергетика базируется на гигантских запасах угля - 90% мировых запасов, большие запасы железной руды, цветных металлов. Страна дает более 15% мировых поставок текстиля, это общепризнанный лидер производства и поставок натурального шелка.
Основные черты китайской модели переходной экономики следующие:
1)
наличие мощного
2) наличие большого частного и очень эффективного сектора в экономике. Это важная составная часть социалистической экономики Китая;
3) наличие мощной контрольной ветви власти. Ежегодно в стране проводится массовая широкомасштабная налоговая проверка и ревизия по уровню собираемости налогов, финансовых дел, соответствия товарных цен;
4) наличие огромного внутреннего рынка и неуклонного роста сбыта в среднем не менее 9-10% в год. Это говорит о сохранении социальной стабильности и о росте материального благополучия в стране;
5) непрерывное улучшение экспортной структуры страны. Повышается доля экспорта в США, ЕС, страны Азии, Латинской Америки;
6) наличие большого числа свободных экономических зон, которые являются, по сути, настоящим «окном в Европу», поскольку служат магнитом для привлечения иностранных инвестиций, а, следовательно, играют большую роль в развитии инноваций, интеллектуальной собственности в стране, механизмом освоения и производства новых и новейших технологий;
7) высокая открытость национальной экономики. Китай серьезно интегрирован в мировое экономическое сообщество, он занимает девятое место среди экспортеров и одиннадцатое место среди импортеров в мире;
8) огромная роль китайской мировой диаспоры. За пределами Китая проживают более 80 млн. китайцев в 140 странах мира. Все они образуют весьма замкнутые, изолированные сообщества со своими обычаями и традициями, а потому имеют тесную связь с родиной.
9) наличие оригинальной финансово-валютной системы, все рычаги которой оказались в руках государства. Китай поощряет конвертацию доллара в юань, но обратные операции весьма затруднительны. Население страны может свободно получать доллары из-за рубежа, хранить валюту в банках, покупать на нее юани. А купить доллары нельзя.
10)
наличие ярко выраженной социальной направленности
модели: забота о малоимущих, молодых семьях,
борьба с безработицей, наркоманией, гарантированное
жилье, медицина, здравоохранение,
социальное обеспечение, и т.д.
Таким образом, цель государственного регулирования в Китае заключается, прежде всего, в поддержании экономической стабильности, с тем, чтобы сбалансировать валовое предложение и спрос, а также способствовать совершенствованию структуры хозяйства. Основное содержание макроэкономического регулирования при этом можно представить следующим образом: рациональные темпы роста; разумные коэффициенты накопления (капиталовложений) и масштабы строительства; разумное предложение валюты и обеспечение приемлемого уровня цен; финансовые поступления и расходы;
В целях создания эффективной системы государственного регулирования белорусской экономики в условиях переходного периода необходимо использовать как опыт, накопленный в предыдущий (советский) период развития страны (особенно в сфере прогнозирования и программирования экономики), так и положительный зарубежный опыт в части индикативного планирования и прогнозирования развития рыночной экономики, создания и разработки комплексных целевых программ в разных сферах (например, экологических), по управлению НТП и пр. Поэтому большой интерес может представлять китайский опыт использования государственных рычагов и механизмов в формировании отраслевых пропорций. Причем, важно подчеркнуть, что государственное регулирование должно осуществляться на разных иерархических уровнях: на народнохозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия. При этом в разных отраслях и сферах национальной экономики, в различных регионах система и методы регулирования и роль отдельных регуляторов могут существенно изменяться.
Учет
в экономической политике переходного
периода объективных принципов
государственного регулирования позволит
создать условия для наиболее
эффективного и безболезненного развития
рыночных отношений, ибо эти принципы
в своей совокупности являются концентрированным
выражением мирового положительного опыта
формирования развитой рыночной инфраструктуры.
1. Камаев В.Д. Экономическая теория – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 – 480 с.
2. Козловский В.В., Лутохина Э.А. Мировая экономика: социально ориентированный подход – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г. – 352 с.
3. Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций – Калининград: Калинингр. ун-т., 1997. – 63 с.
4.
Олехнович Г.И. Мировая экономика: учебно-методический
комплекс – Мн.: Амалфея, 2007 г. – 340 с.
Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики Китая