Государственное регулирование национальной экономики Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:01, реферат

Описание работы

Совершенствование государственного регулирования – стержневой вопрос экономической истории государства. Встроенность государства в экономическую структуру страны столь велика, что изменение функций государственного механизма напрямую влияет на жизнеспособность всей хозяйственной системы.
Целью данной работы является рассмотрение опыта государственного регулирования в Китае.

Содержание

Введение 3
1. Национальные особенности китайской цивилизации 4
2. Экономическое реформирование в Китае 6
3. Китайская модель переходной экономики 10
Заключение 12
Список использованных источников 13

Работа содержит 1 файл

Реферат госрегул. Китай.doc

— 78.50 Кб (Скачать)

       Вместе  с тем многочисленные противоречия и трудности, существующие сейчас в  экономике, вызваны нерациональностью  структур, что наиболее заметно отражается в несоответствии выпускаемой продукции  рыночному спросу. Поэтому совершенствованию производственных структур уделяется особое внимание.

       Валютная  и финансовая политика наряду с линией ограничения предусматривает поддержку таких слабых отраслей, как сельское хозяйство, транспорт и связь, ускоренное развитие базовых отраслей и новейших технологий, рост предприятий, занимающих устойчивые позиции на рынке и имеющих высокую экономическую отдачу.

       В инвестиционной политике особое внимание уделяется поддержанию соответствующего коэффициента капиталовложений, улучшению структуры инвестиций и повышению их эффективности.

       Во  внешнеэкономической политике вместе с поддержанием основного баланса предусматривается увеличение экспорта конкурентоспособными отраслями, улучшение структуры внешней торговли и повышение эффективности использования иностранных инвестиций.

       Региональная  политика должна постепенно разрешить  проблему несбалансированности развития районов страны путем увеличения капиталовложений и трансфертных платежей в центральные и западные районы и создать условия для всеобщего  благосостояния.

       3. Преобладание экономических методов  государственного регулирования.  Среди них особая роль отводится финансовой политике, налогам, прибыли, трансфертам и их сочетанию.

       В целом необходимо признать, что хотя в ходе перестройки экономической структуры Китай уже овладел основными средствами политики государственного регулирования и даже достиг определенных успехов в ее проведении, тем не менее, накопленный опыт еще недостаточен. В этой области существует множество проблем, решать которые придется на следующем этапе развития. 
 
 

3. Китайская модель  переходной экономики

 

       Китайская модель отличается очень большим своеобразием. Это самая крупная коммунистическая страна и все рыночные реформы проходят под контролем Коммунистической партии.

       Китай — это индустриально-аграрная страна. Ее энергетика базируется на гигантских запасах угля - 90% мировых запасов, большие запасы железной руды, цветных металлов. Страна дает более 15% мировых поставок текстиля, это общепризнанный лидер производства и поставок натурального шелка.

       Основные  черты китайской модели переходной экономики следующие:

       1) наличие мощного государственного  сектора – более 60% всей экономики. Особенно сильны позиции государства в нефтеотрасли, энергетике, металлургии. Многие государственные предприятия стали акционерными компаниями со 100% -ым государственным участием;

       2) наличие большого частного и  очень эффективного сектора в экономике. Это важная составная часть социалистической экономики Китая;

       3) наличие мощной контрольной ветви власти. Ежегодно в стране проводится массовая широкомасштабная налоговая проверка и ревизия по уровню собираемости налогов, финансовых дел, соответствия товарных цен;

       4) наличие огромного внутреннего рынка и неуклонного роста сбыта в среднем не менее 9-10% в год. Это говорит о сохранении социальной стабильности и о росте материального благополучия в стране;

       5) непрерывное улучшение экспортной структуры страны. Повышается доля экспорта в США, ЕС, страны Азии, Латинской Америки;

       6) наличие большого числа свободных экономических зон, которые являются, по сути, настоящим «окном в Европу», поскольку служат магнитом для привлечения иностранных инвестиций, а, следовательно, играют большую роль в развитии инноваций, интеллектуальной собственности в стране, механизмом освоения и производства новых и новейших технологий;

       7) высокая открытость национальной экономики. Китай серьезно интегрирован в мировое экономическое сообщество, он занимает девятое место среди экспортеров и одиннадцатое место среди импортеров в мире;

       8) огромная роль китайской мировой диаспоры. За пределами Китая проживают более 80 млн. китайцев в 140 странах мира. Все они образуют весьма замкнутые, изолированные сообщества со своими обычаями и традициями, а потому имеют тесную связь с родиной.

       9) наличие оригинальной финансово-валютной системы, все рычаги которой оказались в руках государства. Китай поощряет конвертацию доллара в юань, но обратные операции весьма затруднительны. Население страны может свободно получать доллары из-за рубежа, хранить валюту в банках, покупать на нее юани. А купить доллары нельзя.

       10) наличие ярко выраженной социальной направленности модели: забота о малоимущих, молодых семьях, борьба с безработицей, наркоманией, гарантированное жилье, медицина, здравоохранение, социальное обеспечение, и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

       Таким образом, цель государственного регулирования в Китае заключается, прежде всего, в поддержании экономической стабильности, с тем, чтобы сбалансировать валовое предложение и спрос, а также способствовать совершенствованию структуры хозяйства. Основное содержание макроэкономического регулирования при этом можно представить следующим образом: рациональные темпы роста; разумные коэффициенты накопления (капиталовложений) и масштабы строительства; разумное предложение валюты и обеспечение приемлемого уровня цен; финансовые поступления и расходы;

       В целях создания эффективной системы  государственного регулирования белорусской экономики в условиях переходного периода необходимо использовать как опыт, накопленный в предыдущий (советский) период развития страны (особенно в сфере прогнозирования и программирования экономики), так и положительный зарубежный опыт в части индикативного планирования и прогнозирования развития рыночной экономики, создания и разработки комплексных целевых программ в разных сферах (например, экологических), по управлению НТП и пр. Поэтому большой интерес может представлять китайский опыт использования государственных рычагов и механизмов в формировании отраслевых пропорций. Причем, важно подчеркнуть, что государственное регулирование должно осуществляться на разных иерархических уровнях: на народнохозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия. При этом в разных отраслях и сферах национальной экономики, в различных регионах система и методы регулирования и роль отдельных регуляторов могут существенно изменяться.

       Учет  в экономической политике переходного  периода объективных принципов  государственного регулирования позволит создать условия для наиболее эффективного и безболезненного развития рыночных отношений, ибо эти принципы в своей совокупности являются концентрированным выражением мирового положительного опыта формирования развитой рыночной инфраструктуры. 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников

 

       1. Камаев В.Д. Экономическая теория – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000 – 480 с.

       2. Козловский В.В., Лутохина Э.А.  Мировая экономика: социально  ориентированный подход – Мн.: ИВЦ Минфина, 2005 г. – 352 с.

       3. Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций – Калининград: Калинингр. ун-т., 1997. – 63 с.

       4. Олехнович Г.И. Мировая экономика: учебно-методический комплекс – Мн.: Амалфея, 2007 г. – 340 с. 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики Китая