Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 12:01, реферат
Совершенствование государственного регулирования – стержневой вопрос экономической истории государства. Встроенность государства в экономическую структуру страны столь велика, что изменение функций государственного механизма напрямую влияет на жизнеспособность всей хозяйственной системы.
Целью данной работы является рассмотрение опыта государственного регулирования в Китае.
Введение 3
1. Национальные особенности китайской цивилизации 4
2. Экономическое реформирование в Китае 6
3. Китайская модель переходной экономики 10
Заключение 12
Список использованных источников 13
Современная
экономика представляет синтез рыночного
механизма и элементов
Существуют различные взгляды на экономическую роль государства. Но при всей их противоречивости и несовпадении можно определенно отметить: различия касаются форм и доли государственного вмешательства в экономику. Также объединяющей идеей является вера в саморегулирующую возможность рыночной экономики. Но современный рынок невозможен без вмешательства государства. Рынку присущи антисоциальные действия и тенденции, приводящие к нарушению не только микро-, но и макропропорций, а следовательно, к финансовым, экономическим, энергетическим и другим кризисным явлениям и процессам. Опыт показал, что их ограничивают только государственные регуляторы.
Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей.
С каждым годом потребность разработки теории и методологии государственного регулирования, их практического применения становится все острее и острее в белорусском обществе. Во всех развитых странах рыночный механизм дополняется инструментами государственного регулирования. Их соотношение зависит от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач.
Совершенствование государственного регулирования – стержневой вопрос экономической истории государства. Встроенность государства в экономическую структуру страны столь велика, что изменение функций государственного механизма напрямую влияет на жизнеспособность всей хозяйственной системы.
Целью
данной работы является рассмотрение
опыта государственного регулирования
в Китае.
Экономика Китая, несмотря на коммунистическую идеологию, постоянно в своем развитии опиралась на древнейшую китайскую цивилизацию и подходила к выбору институциональных инструментов реформирования прагматично, как учил великий Конфуций: что выгодно и эффективно, то и правильно. Китай располагает воистину гигантскими демографическими, природными, цивилизационными ресурсами. Эти условия потенциально уже дают ему право стать лидером мировой экономики, по всем прогнозам к 2020-2030 гг.
Китай – третье по величине государство после России и Канады. Площадь Китая составляет 9,572 млн. кв. км., население - 1,205 млрд. человек. Это самая густонаселенная страна в мире. Каждый пятый человек на земле - китаец. Чтобы прокормить такое количество людей, приходиться возделывать буквально каждый клочок земли. Природно-климатические ресурсы этой страны чрезвычайно разнообразны: густые леса, плодородные долины перемежаются с высокими плоскогорьями, засушливыми равнинами.
Китайская цивилизация - одна из самых древних в мире. Она носит ярко выраженный буддистско-конфунцианский характер. Многие ее черты созвучны Японии. Но китайская цивилизация имеет и национальные особенности:
1. Гибкость, способность к реинтерпретации традиционных устоев к современным веяниям, к непрерывному самообновлению, к творческому восприятию иностранных культур и адаптации их к национальным традициям;
2. Государство всегда находится в центре экономической системы Китая, поскольку конфуцианство предписывает большое уважение и предпочтение государству и выступает против пассивного ухода верующих от мирских дел. Отсюда понятны мощные ресурсы для проведения всякого рода государственных реформ;
3.Большое внимание уделяется древним постулатами принципам уважения к личности, к здоровой конкуренции;
4. Китайцы просто используют формы социализма для ускорения модернизации своей страны, и только. Сохранение жизнестойкости своей древней цивилизации - вот их глубинный интерес;
5. Законодательная, исполнительная, судебная власть всегда дополнялась и дополняется до сих пор двумя специфическими китайскими ветвями – экзаменационной и контрольной, существующими со времен Конфуция. Они выражаются в практике обязательной аттестации всех служащих и в деятельности комиссий государственного контроля, имеющей широкие полномочия ревизии деятельности руководства страны на всех уровнях без исключения;
6.
Много внимания уделяется окружающей
среде и экологии. Эта традиция также восходит
к учению Конфуция.
Началом реформы специалисты считают 1978 г., когда состоялся ноябрьский 3-й пленум ЦК КПК. Однако тогда еще не было четкого представления о сути предстоящих преобразований, гораздо острее было понимание их необходимости. С этой противоречивостью связано то, что обновления начинаются осторожно. Основным принципом реформирования в Китае стало: «Переходить реку, нащупывая на дне камни». Осторожность, постепенность, настойчивость и составляют основные особенности реформы по-китайски.
На первом этапе (1978-1984) реформы коснулись в основном аграрного сектора, в котором произошел массовый переход на систему семейного подряда. В это же время в городах на основе уравнения в правах коллективной и государственной собственности начинается развитие коллективного уклада.
Результат первого этапа — на основе общего экономического роста ВВП на душу населения увеличился в 2 раза: с 339 до 692 юаней.
На втором этапе (1984-1992) начался интенсивный переход к рыночным преобразованиям. В это время был взят курс на развитие многообразных форм экономики при главенстве общественной собственности на средства производства, курс на «построение социализма с китайской спецификой». Его реализация проходила путем создания «хозяйственных объединений» на селе, а также аренды государственных и коллективных предприятий в городах. Начинается и привлечение иностранных инвестиций. Хотя ВВП на душу населения к 1992 г. вырос еще в 3 раза (до 2287 юаней) и темпы прироста в промышленности составили 20 %, структура экономики Китая все еще была отсталой.
На третьем этапе (1992-1997) была поставлена задача — форсировать преобразования. Большими темпами пошло акционирование и создание в связи с этим рынка акций. Массовый характер получило преобразование мелких государственных предприятий в частные.
Проведение политики государственного регулирования экономики в Китае началось во второй половине 1993 г.
В качестве основного средства государственного управления экономикой в Китае выбрано косвенное регулирование. Это означает регулирование и контроль правительством народнохозяйственных показателей и их динамики экономическими методами и рычагами, обеспечение с помощью правовых и административных средств здоровой конкуренции и противодействие монополизму, поддержание развития экономики в заданных правительством рамках.
ЦК КПК во второй половине 1993 г. принял ряд мер, направленных на усиление политики государственного регулирования экономики и ограничение инфляции. Уже к началу 1996 г. эти меры дали положительные результаты.
1.
Произошла постепенная
2. Снижены темпы инфляции, а индекс роста цен вошел в норматив, определяемый политикой государственного регулирования, и даже оказался благоприятнее его.
3.
Сохранены высокие темпы роста
в условиях проведения
4. Постепенно улучшилась финансовая ситуация в стране. С 1994 г. принят ряд мер по проведению реформ налоговой и финансовой систем. На основе стабильного роста экономики и новой налоговой политики темпы роста финансовых поступлений в 1995 и 1996 гг. впервые за много лет превысили темпы роста расходов, в то же время уровень финансового дефицита поддерживался в ожидаемых пределах. С другой стороны, улучшилась ситуация с денежным обращением.
5.
Стабилизировался рынок, и на
этой основе сохранилась
6. Продолжился рост доходов населения.
В
целом к концу третьего этапа
доля государственной собственности
в валовой продукции
На следующем, четвертом этапе (1998-2000) в числе главных задач углубляющегося реформирования было создание системы современных предприятий. Это касалось, прежде всего, крупных предприятий государственного сектора, поставляющих основную массу определенного продукта. Были разработаны специальные меры по их акционированию, персонификации имущественной ответственности, инвестированию, созданы правовая и социальная основы таких преобразований.
Оказалось, что именно этот этап реформ — введение государственного сектора экономики в сферу рыночных отношений — наиболее сложный, трудный и ответственный, поскольку в промышленных районах страны около 80 % населения было занято на государственных предприятиях и их закрытие грозило массовой безработицей и нищетой. Здесь подтвердилась правильность китайской ориентации на постепенность и осторожность. Она нашла воплощение и в линии на «поэтапное обогащение», выдвинутой Ден Сяо Пином: «Пусть сначала обогатится часть людей, часть районов, чтобы провести весь народ к всеобщему изобилию». В связи с такими преобразованиями (развитием многоукладности) обострилась проблема расслоения на богатых и бедных и безработицы. Одной из мер против произвола в оплате труда стало введение минимума заработной платы, выделение пособия по безработице.
Однако в целом следует отметить высокие темпы прироста в экономике Китая на этом этапе реформирования. В целом ВВП Китая за период с 1989 до 2001 г. вырос в 3 раза, а в результате его экономика, по оценкам специалистов, вышла на 6-е место в мире.
На пятом этапе реформ (2002 — настоящее время), осуществляя модернизацию «в три шага» и стремясь к созданию «цивилизованного социалистического государства с китайской спецификой», страна собирается сохранить ежегодный экономический прирост ВВП на 7-8 %. Будут продолжаться процессы реформирования государственных предприятий, повышения их эффективности с учетом того, что государственный сектор — гарант поддержания экономической безопасности страны и опора для развития высоких технологий.
Политика государственного регулирования на данном этапе характеризуется следующими чертами.
1.
Поддержание долгосрочной
В последующий период в политике регулирования особое внимание будет уделяться линии на стабилизацию с целью минимизации циклических колебаний, обеспечение плавности перехода от высоких темпов роста к более низким и наоборот, способствование быстрому и здоровому развитию экономики.
2.
Соответствие государственного
регулирования экономическому
Информация о работе Государственное регулирование национальной экономики Китая