Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:00, реферат
Целью моей работы является раскрытие сущности и особенностей государственного регулирования на рынке ценных бумаг в условиях современного кризиса, а также создание картины развития фондового рынка[3] и роли государственных органов в его регулировании в период финансовой нестабильности.
В работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность рыночного и государственного регулирования в условиях «смешанной экономики»;
- рассмотреть ситуацию на на рынке ценных бумаг в период современного кризиса (с середины 2008 г. по настоящее время);
- рассказать о формах и методах государственного регулирования на рынке ценных бумаг с 2008 г. по настоящее время и на основании вышесказанного сделать соответствующие выводы.
Введение-------------------------------------------------------------------------------------2
I глава. Сущность рыночного и государственного регулирования в условиях смешанной экономики--------------------------------------------------------------------4
II глава. Ситуация на рынке ценных бумаг в период современного кризиса (с середины 2008 г. по настоящее время)------------------------------------------------8
III глава. Формы и методы государственного регулирования на рынке ценных бумаг -----------------------------------------------------------------------------------------18
Заключение----------------------------------------------------------------------------------27
Глоссарий------------------------------------------------------------------------------------29
Список литературы------------------------------------------------------------------------33
По
мнению аналитиков, рынок ценных бумаг
России в 2011 году будет активно развиваться,
привлекая различных
Современное состояние рынка ценных бумаг позволяет сделать долгосрочный положительный прогноз в развитии как российского, так и международного рынка. Несмотря на финансовый кризис, рынок ценных бумаг вновь начал показывать уверенный рост объемов сделок, которые заключаются с различными видами ценных бумаг.
В настоящее время существует множество способов оценки состояния рынка ценных бумаг, особой популярностью среди которых пользуются различные индексы биржевой активности.
Современное состояние рынка ценных бумаг отмечается увеличением глобализации и интернационализации бизнеса. Национальный капитал все чаще переходит границы государства, так как многие инвесторы предпочитают работать на зарубежных рынках, а крупные мировые корпорации постоянно ищут выход на новые мировые рынки.
Еще одной особенностью современного состояния рынка ценных бумаг является концентрация и централизация капиталов, которая связана с вовлечением новых компаний, работающих на рынке ценных бумаг, и упрочнение позиций опытных игроков рынка, которые постоянно увеличивают свой доход.
Кроме
того, современное состояние рынка
ценных бумаг характеризуется
Также стоит отметить постоянное совершенствование программного обеспечения, которое используется при работе на рынке ценных бумаг. В настоящее время инвесторы могут проводить сделки, находясь практически в любой точке мира и используя различные устройства, которые имеют доступ в Интернет.
Компьютеризация современного рынка ценных бумаг приводит к разработке более надежных методов передачи и шифрования информации, а также защиты хранения финансовых данных. Современное состояние рынка ценных бумаг также характеризуется появлением новых инструментов и новой системы торговли, а также созданием новой инфраструктурой рынка.
Современное состояние российского рынка ценных бумаг характеризуется постоянным ростом объема сделок и появлением новых форм работы. Кроме того, российское законодательство постоянно модернизируется, что позволяет обеспечить безопасность проведения сделок. В настоящее время многие российские компании, работающие в различных секторах экономики, стараются выйти на рынок ценных бумаг для привлечения заемных денежных средств и создания благоприятного имиджа компании.
Следовательно, по второй главе можно сделать соответствующие выводы:
III глава.
Формы
и методы государственного
регулирования на
рынке ценных бумаг.
На рынке ценных бумаг встречаются весьма противоречивые интересы множества участников. Сама его природа достаточно сложна, рынок ценных бумаг нуждается в особом регулировании. В то же время специфика рынка такова, что многие решения могут квалифицированно принять только непосредственные участники рынка. Они лучше других знают конкретные проблемы и пути их решения, обнаруживают махинации, которые просто невозможно заранее предусмотреть в нормативных документах, в состоянии оценить поведении участников. Поскольку проверка инвесторами потребительских качеств такого товара до момента покупки крайне затруднена, очевидно, что возможности злоупотреблений на рынке финансовых актинон, в частности на рынке ценных бумаг, существенно выше, чем на других рынках. Отсюда необходимость особого регулирования отношений на этом рынке вызвана повышенной опасностью нарушения законных интересов инвесторов — граждан и юридических лиц, что, в конечном счете, должно быть предметом заботы государства. Но прежде всего необходимо дать определение системы регулирования рынка ценных бумаг или так называемую регулятивную инфраструктуру рынка, обеспечивающую функционирование рынка ценных бумаг.
Система регулирования рынка ценных бумаг - единая система соподчиненности определенных методов и приемов, позволяющих упорядочить совершение сделок, подчинить их определенным требованиям и правилам.
Регулирование - это механизм поддержания равновесия взаимных интересов всех участников по правилам честной и доверительной игры. Ключевым моментом в процессе управления любой системой является определение цели. Цель системы управления рынком ценных бумаг для регулирования этого рынка состоит в обеспечении устойчивости, сбалансированности и эффективности рынка.
В период кризиса особенно актуальны вопросы, связанные с проведением антикризисных программ. В этой связи особый интерес представляют действия органов регулирования и контроля в период наиболее значительного падения рынка ценных бумаг России - осенью 2008 года. Действия органов власти носили отчасти хаотичный, отчасти парадоксальный характер. В то же время работа исключительно в режиме скорой помощи усиливает риск структурной иммобилизации[13], схлопывания потенциала назревших структурных сдвигов.
Так, осенью 2008 года на российском рынке наблюдалась многократная
остановка торгов всеми ценными бумагами, как правило, до особого распоряжения ФСФР, с сентября по ноябрь торги приостанавливались или не проводились совсем 29 раз. В результате более других пострадали участники рынка, использовавшие кредитные ресурсы для совершения маржинальных сделок. ФСФР ввела в связи с этим запрет на короткие продажи, который действовал о 2009 года. Одновременно с этим проводилась достаточно рискованная политика по плавной девальвации рубля. Затягивание процесса коррекции обменного курса привело к усилению девальвационных ожиданий и, соответственно, усилению тенденции оттока капитала из страны.
Наиболее спорным вопросом регулирования фондового рынка осенью
2008 года стали меры прямого финансирования в размере 500 млрд. руб. для
поддержки фондового рынка. Мнения экономистов оказались практически едиными относительно данной меры - фондовый рынок не нуждается в финансовых вливаниях, а при их проведении эффективность бюджетных средств стремится к нулю. В краткосрочном периоде меры прямых бюджетных вливаний способны дать эффект путем стабилизации фондовых индексов. Но в долгосрочном периоде данные меры, не подкреплённые другими действиями, обречены на провал в связи с тем, что вмешательство государства ничего, кроме повышения волатильности[14] не добавило.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что усилия государства в кризисных ситуациях должны быть направлены не на ликвидацию последствий обвала котировок и удовлетворение потребностей спекулятивно настроенных игроков, а на формирование стабильного и прозрачного рынка, ориентированного на обслуживание реального сектора экономики. Утвержденная Правительством РФ Стратегия развития финансового рынка России определяет увеличение числа производных инструментов в качестве одного из приоритетов, создавая тем самым предпосылки для повышения спекулятивной направленности и увеличения числа спекулятивных атак на фондовом рынке РФ. Но увеличение числа производных инструментов делает рынок слабее и менее защищенным от спекулятивных атак иностранных игроков и, следовательно, от развития кризисных ситуаций на рынке.
В стратегии отсутствует постановка важнейшего приоритета для фондового рынка - превращения его в эффективный инструмент привлечения инвестиций, зато присутствует задача превращения его в международный финансовый центр спекулятивных операций[15]. По данному поводу есть мнение А.Абрамова, который утверждает, что при модели фондового рынка, ориентированной на крупных, преимущественно спекулятивно настроенных игроков, будет продолжаться углубление его отрыва от реальной экономики и инвестиций, а в стране никогда не возникнет системы накопления для граждан .
Если исходить из теоретического постулата, согласно которому фондовый рынок тесно связан с реальным сектором экономики, а рост (падение) стоимости акций связан с ожиданием инвесторов роста (падения) будущих доходов конкретной компании, то состояние фондового рынка является своего рода опережающим индикатором тех тенденций, которые ещё только ожидают экономику в будущем, что как раз и позволяет судить о ее перспективах. Такое утверждение нашло подтверждение в прошлом году. Отечественный фондовый рынок продемонстрировал впечатляющую динамику: в период с 23.01.2009 по 02.06.2009 г. индекс РТС вырос до 1180,56 пункта (на 137%) после того, как состоянию на 23.01.2009 года индекс РТС упал в 5 раз (79,98%) по отношению к максимуму в мае месяце. Если следовать такой логике, то бурный рост российского фондового рынка должен свидетельствовать о достаточно скором выходе отечественной экономики из кризиса .
Однако применительно к ситуации, имевшей место в первом полугодии
2009 года, рассмотренный теоретический постулат не может быть использован. Дело в том, что каких-либо фундаментальных факторов, которые могли бы обеспечить рост российского фондового рынка на сегодняшний день нет. За первый квартал 2009г. ВВП России снизился на 9,8% по отношению к первому кварталу 2008г., российская промышленность в апреле 2009г. снизилась на 16,9% по сравнению с апрелем 2008 г., нефтегазовые доходы бюджета в мае 2009 г. по сравнение с апрелем 2008 г. снизились на 24%. Дальнейшие перспективы развития экономической ситуации в стране также не слишком оптимистичны. В частности, свидетельством тому является последний прогноз развития макроэкономической ситуации в стране на период до 2012 г., разработанный Минэкономразвития .
Таким образом, бурный рост российского фондового рынка в первом полугодии 2009г. не является свидетельством того, что российская экономика близка к выходу из кризиса. Природа роста российского фондового рынка иная и не связана с объективным поступательным развитием экономики. Эта природа имеет исключительно спекулятивный характер. При этом движущими силами роста фондового рынка в России является следующая группа факторов: избыточная ликвидность, которая оказалась в распоряжении крупнейших американских банков; избыточная ликвидность, оказавшаяся в распоряжении российских банков; спекулятивный рост цен на нефть; поддержка российского фондового рынка Внешэкономбанком. Фактически благодаря действию данных факторов на российском фондовом рынке надувается очередной мыльный пузырь, который лопнет, по мнению некоторых экономистов, как только ослабнет их влияние.
Для скорейшего выхода из создавшейся кризисной ситуации была разработана целая система антикризисных мер на государственном уровне. Меры, предпринятые правительством России с целью смягчения негативных последствий финансового кризиса в конце 2008 - начале 2009 г. можно оценить как положительные. При президенте России создан Совет по развитию финансовых рынков призванный осуществлять оперативную работу, связанную с координацией деятельности участников финансового рынка и модернизацией финансовой системы.
Также на протяжении 2009 года завершена работа над проектами изменений и дополнений в Федеральный закон О рынке ценных бумаг, направленных на развитие системы пруденциального надзора за профессиональными участниками рынка ценных бумаг, которая позволит оперативно выявлять и пресекать нарушения на рынке ценных бумаг. Кроме этого были внесены поправки в Уголовный кодекс, вводящие уголовную ответственность на фондовом рынке, поправки в Налоговый кодекс, меняющие налогообложение[16] срочных сделок, и закон, снимающий ограничения на выпуск ценных бумаг.
С 1 июля 2010 года вступил в силу приказ ФСФР, который предусматривает повышение нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих дилерскую[17] или брокерскую[18] деятельность (норматив установлен 35 млн. руб., а с 1 июля 2011 года - 50 млн. руб.). Кроме того, ФСФР ужесточила требования к управляющим компаниям, депозитариям[19], фондовым биржам и организациям, осуществляющим клиринговую деятельность[20] и работу по ведению реестра ценных бумаг. В зависимости от вида деятельности для отдельных игроков требования повышены минимум в три раза. Данное решение ФСФР оценивается экспертами неоднозначно, так как данный приказ заставит уйти с рынка небольших игроков, тогда как основные риски сосредоточены в крупных участниках рынка.
В дальнейшем на протяжении 2010-2011 гг. планируется принять меры
по гармонизации методов и правил за российскими профессиональными участниками рынка ценных бумаг с требованиями банковского надзора, что соответствует общемировой практике. Так, например, Директива 2004/39/ЕС предполагает, что подходы к определению собственных средств кредитных институтов должны являться базисом для определения собственных средств всех иных категорий финансовых институтов.
На современном этапе РФ следует ввести систему, которую можно на-
Информация о работе Государственное регулирование на рынке ценных бумаг