Государственное регулирование на рынке ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 13:00, реферат

Описание работы

Целью моей работы является раскрытие сущности и особенностей государственного регулирования на рынке ценных бумаг в условиях современного кризиса, а также создание картины развития фондового рынка[3] и роли государственных органов в его регулировании в период финансовой нестабильности.
В работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность рыночного и государственного регулирования в условиях «смешанной экономики»;
- рассмотреть ситуацию на на рынке ценных бумаг в период современного кризиса (с середины 2008 г. по настоящее время);
- рассказать о формах и методах государственного регулирования на рынке ценных бумаг с 2008 г. по настоящее время и на основании вышесказанного сделать соответствующие выводы.

Содержание

Введение-------------------------------------------------------------------------------------2
I глава. Сущность рыночного и государственного регулирования в условиях смешанной экономики--------------------------------------------------------------------4
II глава. Ситуация на рынке ценных бумаг в период современного кризиса (с середины 2008 г. по настоящее время)------------------------------------------------8
III глава. Формы и методы государственного регулирования на рынке ценных бумаг -----------------------------------------------------------------------------------------18
Заключение----------------------------------------------------------------------------------27
Глоссарий------------------------------------------------------------------------------------29
Список литературы------------------------------------------------------------------------33

Работа содержит 1 файл

реферат по эк теории.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Содержание: 
 

Введение-------------------------------------------------------------------------------------2 

I глава. Сущность рыночного и государственного регулирования в условиях смешанной экономики--------------------------------------------------------------------4 

II глава. Ситуация на рынке ценных бумаг в период современного кризиса (с середины 2008 г. по настоящее время)------------------------------------------------8 

III глава. Формы и методы государственного регулирования  на рынке  ценных бумаг -----------------------------------------------------------------------------------------18 

Заключение----------------------------------------------------------------------------------27 

Глоссарий------------------------------------------------------------------------------------29 

Список  литературы------------------------------------------------------------------------33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

   Ценные  бумаги[1] занимают важное место в экономической системе. В мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в качестве инструмента государственного регулирования экономики: как рычаг воздействия на денежное обращение и управления объемом денежной массы; а также как средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.

   Несмотря  на то, что рынок государственных  ценных бумаг существует сравнительно давно и отличается детально проработанным  правовым регулированием, на практике вопросы, связанные с их обращением, остаются весьма актуальными, особенно для предприятий и организаций - непрофессиональных участников рынка ценных бумаг.  Так же рынок ценных бумаг является своеобразным зеркалом, которое отражает основные черты современной экономики, особенно во времена экономической нестабильности и финансового кризиса[2].

     Целью моей работы является раскрытие сущности и особенностей государственного регулирования на рынке ценных бумаг в условиях современного кризиса, а также создание картины развития фондового рынка[3] и роли государственных органов в его регулировании в период финансовой нестабильности.

   В работе поставлены следующие задачи:

   - раскрыть сущность рыночного и государственного регулирования в условиях «смешанной экономики»;

   - рассмотреть ситуацию на на рынке ценных бумаг в период современного кризиса (с середины 2008 г. по настоящее время);

   - рассказать о формах и методах  государственного регулирования   на рынке  ценных бумаг с  2008 г. по настоящее время и  на основании вышесказанного сделать соответствующие выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                      I глава.

Сущность  рыночного и государственного

регулирования в условиях смешанной экономики. 

Современная экономика представляет синтез рыночного  механизма и элементов государственного регулирования. В смешанной экономике правительство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический механизм. Все реально функционирующие экономические системы — это системы «смешанные»; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на центральные вопросы экономики:

·        Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую часть

имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

·        Как эту продукцию следует  производить? Как должно быть организовано

производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию?

·        Кто должен получать эту продукцию, как она должна распределяться

между индивидуальными потребителями?

     Разные  экономические системы мира и  отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Но во всех случаях, экономические функции правительства в развитии экономики играют очень существенную роль.

     Некоторые экономические задачи правительства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:

·        обеспечение правовой базы регулирующей функционирование инфраструтуры рынка, способствующей эффективному функционированию рыночной экономики;

·        защита экономической самостоятельности, конкуренции и обеспечения

равноправия всех форм собственности;

·        перераспределение общественного  продукта в интересах социально

незащищенного и экономически не самостоятельного населения;

·        корректирование распределения  ресурсов с целью изменения структуры и

сбалансированности  национального продукта и национальной экономики;

·        стабилизация экономических процессов, контроль за уровнем занятости

и инфляции, стимулирование экономического роста

·  содействие и поддержание рыночного механизма демонополизации экономики. Рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается положение, при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого каждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта.

     Монополия по своей природе порождает нерациональное распределение

экономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий  есть

ограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавец

данного товара будет только один, то у потребителя не окажется выбора. Тогда

он будет  искать альтернативы, т.е. заменители данного  товара. Спрос на товары-заменители возрастет, что влечет за собой увеличение предложения. В итоге у этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты. В тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования даже косвенных конкурентных рынков, правительство регулирует цены, и устанавливает стандарты на оказываемые услуги. Транспорт, связь, производство и сбыт электроэнергии, и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени в большинстве государств подвергаются правительственному регулированию, а во многих странах национализированы и являются собственностью государства.

     Одна  из экономических функций правительства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. Занимаясь перераспределением доходов, государство параллельно решает другую не менее важную задачу, которая заключается в создании общественных институтов оправдывающих социальное неравенство.

     В то же самое время, в государствах с длительной историей рыночных отношений правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения.

     Таким образом, правительства регулируют распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению некоторая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным. Функция, связанная с корректированием распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, призвана сгладить диспропорции в развитии национального рынка. Утверждение, что одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения.

     Между тем, при производстве и потреблении  товаров и услуг могут возникать побочные эффекты, а выгоды или издержки таких эффектов перемещаться к третьим сторонам, которые не имеют прямого отношения ни к производству, ни к потреблению данного товара или услуг. Чаще всего такой третьей стороной выступает само население. Когда химическое предприятие или металлургический комбинат загрязняют своими отходами водоемы и атмосферу, то часть издержек по поддержанию собственного здоровья и окружающей среды перекладывается на население, которому они ни как не компенсируются. В целях предотвращения или уменьшения вредного воздействия на окружающую среду правительства принимают законодательства, обязывающие потенциальных загрязнителей нести расходы по обезвреживанию промышленных отходов. Правительство может ввести особый налог, который равен или очень близок к издержкам перераспределения на единицу продукции. Корректировка может производиться в сторону увеличения спроса или предложения. Так, в США программа продовольственных талонов предназначена для улучшения рациона питания семей с низкими доходами. Смысл этой программы сводится к тому, что улучшение питания поможет детям из бедных семей лучше учиться в школах, а низкооплачиваемым взрослым лучше выполнять свою работу.

     Более производительный труд участников экономического процесса несет за собой выгоды для всего общества. Противоположный подход реализуется на стороне рыночного предложения, когда правительство субсидирует производителей (безвозмездные кредиты, субсидии на образование, здравоохранение и т.д.). Действие правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны.

     Функция правительства по стабилизации экономики  связана с помощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен.

     Следовательно, по первой главе можно сделать соответствующие выводы:

    1. Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования;
    2. Эффективное государственное регулирование способствует в целом успешному развитию экономики;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II глава.

Ситуация  на рынке ценных бумаг

в период современного кризиса. 

     По  оценке Всемирного банка, российский кризис 2008 года «начался как кризис частного сектора, спровоцированный чрезмерными  заимствованиями частного сектора в условиях глубокого тройного шока: со стороны условий внешней торговли, оттока капитала и ужесточения условий внешних заимствований».

   Обозреватель  журнала Research Алексей Байер в  «Ведомостях» от 10 октября 2008 года писал, что удар глобального кризиса по России был сильнее, чем по экономикам иных стран вследствие 3-х причин: «американской финансовой катастрофы», негативно отразившейся на всех рынках и финансовых системах развивающихся стран; падения цен на нефть при значительной зависимости России от её экспорта; политических ошибок российского руководства. Автор высказал предположение, что если все три фактора сравнимы, то «с середины года рынок потерял около 600 пунктов только из-за ухудшения инвестиционного климата в России — из-за конфликта с Грузией и из-за ссоры акционеров ТНК-BP, атаки на „Мечел“».

   Экономист, бывший советник президента России (2000—2005) А. Н. Илларионов в октябре 2008 года полагал, что российский фондовый кризис следует отсчитывать от 19 мая 2008 года — дня, когда российские фондовые индексы перестали расти, и началось падение.

Информация о работе Государственное регулирование на рынке ценных бумаг