Автор: Денис Прокопчук, 10 Июня 2010 в 18:03, курсовая работа
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретическая часть
Глава 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 7
1.1 Теоретические взгляды на государственное регулирование 7
1.2 Генеральная цель и дерево целей 11
Глава 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 12
2.1 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики 12
2.2 Антимонопольное регулирование 14
2.3 Политика макроэкономической стабилизации 16
2.4 Воздействие на размещение ресурсов и доходов 17
Аналитическая часть
3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 20
3.1 Фискальная политика 21
3.2 Налоги их функции 23
3.3 Государственный бюджет 34
Заключение 40
Список использованной литературы 46
. сочетания роста
Такая фискальная политика приводит фактически к дефицитному
финансированию, но обеспечивает сокращение падения производства.
В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:
. уменьшения государственных
. увеличения налогов;
. сочетания сокращения государственных расходов с растущим
налогообложением.
Такая фискальная политика ориентируется на положительное сальдо
бюджета.
В общей фискальной политике есть вторая составляющая - автоматическая
фискальная политика, или политика автоматических (встроенных)
стабилизаторов. Под автоматическим, или встроенным, стабилизатором
понимается экономический механизм, который автоматически реагирует на изменение экономического положения без необходимости принятия каких-либо шагов со стороны правительства.
К основным встроенным
К встроенным стабилизаторам относится и система пособий по
безработице
и различных социальных выплат,
программы по поддержанию
малоимущих слоев населения, препятствующие
резкому сокращению совокупного
спроса даже в период экономического спада.
В период подъема и сокращения безработицы
выплата различных пособий или
прекращается, или уменьшается,
что сдерживает совокупный спрос [1, с.689-714].
3.2
Налоги их функции
Другим важным инструментом
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.
В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие
функции они выполняют в хозяйственном механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место, по моему мнению, следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись.
Эта функция налогов - р е г у л и р у ю щ а я.
Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика.
Споры по этому поводу, которым отдала дань наша печать, беспредметны. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как говорят, возможны варианты. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место, несомненно, в самой системе регулирования принадлежит налогам.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных
направлениях:
> регулирование рыночных;
> регулирование товарно-денежных отношений.
Оно состоит главным образом в определении "правил игры", то есть
разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;
Регулирование развития
В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного
подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие "вышестоящей организации", имеющей право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их личных интересов с общественным, не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно?
Адекватной рыночным
Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги [6, с.301].
Маневрируя налоговыми
Приведенные положения могут служить примером использования
государством возможностей налоговой системы для воздействия на развитие экономики в необходимом обществу направлении.
Можно рассмотреть и другой пример.
Хорошо известно, что эффективно функционирующую рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса. Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных отношений экономическую среду. Наши крупные и сверхкрупные предприятия, "мастодонты" промышленности, кооперирующиеся, как правило, с такими же "мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены к конкуренции, не обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью.
Государство должно
поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.
Другая функция налогов, которую необходимо рассмотреть в
рамках моей работы – с т и м у л и р у ю щ а я.
С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует
технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные
вложения в расширение производства и др.. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
Эта льгота, конечно, очень существенная. В прежнем Законе о налогах
этой льготы не было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, но
непоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются от
налогообложения затраты на научно-исследовательские и опытно-
конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германии указанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Аналогичная норма была предусмотрена и у нас, в прежнем законодательстве: облагаемая прибыль уменьшалась на сумму, составлявшую 30% затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Было бы целесообразно и сейчас установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога, полностью
или частично (например, 50%) входят расходы на НИИ и ОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.
Идея всемерной поддержки
Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке,
например, 18% можно предоставлять ссуды сельскохозяйственным предприятиям и фермерам под 15% годовых и при этом кредитор (банк) не только не теряет часть прибыли, но даже выигрывает за счет льготного налогообложения.
Следующая функция налогов – р а с п р е д е л и т е л ь н а я, или, если быть более точным, перераспределительная.
Посредством налогов в
С помощью налогов, государство перераспределяет часть прибыли
предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных условиях, значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.