Государственное регулирование экономики

Автор: Денис Прокопчук, 10 Июня 2010 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретическая часть
Глава 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 7
1.1 Теоретические взгляды на государственное регулирование 7
1.2 Генеральная цель и дерево целей 11
Глава 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 12
2.1 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики 12
2.2 Антимонопольное регулирование 14
2.3 Политика макроэкономической стабилизации 16
2.4 Воздействие на размещение ресурсов и доходов 17
Аналитическая часть
3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 20
3.1 Фискальная политика 21
3.2 Налоги их функции 23
3.3 Государственный бюджет 34
Заключение 40
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

гОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

        . сочетания роста государственных  расходов со снижением налогов.

       Такая  фискальная  политика  приводит   фактически   к   дефицитному

финансированию, но обеспечивает сокращение падения  производства.

      В  условиях  инфляции,  вызванной   избыточным  спросом  (инфляционный рост), сдерживающая дискреционная фискальная политика складывается из:

        . уменьшения государственных расходов;

        . увеличения налогов;

        .  сочетания  сокращения   государственных   расходов   с   растущим

          налогообложением.

      Такая  фискальная  политика  ориентируется  на  положительное  сальдо

бюджета.

      В общей фискальной политике  есть вторая составляющая - автоматическая

фискальная    политика,    или    политика    автоматических    (встроенных)

стабилизаторов.   Под   автоматическим,   или   встроенным,   стабилизатором

понимается  экономический  механизм,  который  автоматически  реагирует   на изменение экономического положения  без  необходимости  принятия  каких-либо шагов со стороны правительства.

      К основным встроенным стабилизаторам относится, во-первых,  изменение налоговых поступлений. Сумма налогов зависит от величины доходов, поэтому  в период  экономического  подъема   налоговые   поступления   возрастают,   и, наоборот, в период спада налоговые поступления сокращаются.  Иными словами, прогрессивная налоговая система в  период  инфляционного  роста  приводит  к потере  потенциальной  покупательной  способности,  а  в  период  замедления экономического  роста  она  обеспечивает  минимальную  потерю  покупательной способности.

       К  встроенным  стабилизаторам  относится  и   система   пособий   по

безработице  и  различных  социальных  выплат,  программы   по   поддержанию малоимущих слоев населения, препятствующие  резкому  сокращению  совокупного спроса даже в период экономического спада. В период  подъема и сокращения безработицы выплата различных пособий  или  прекращается,  или  уменьшается, что сдерживает совокупный спрос [1, с.689-714]. 

3.2 Налоги их функции 

    Другим важным инструментом государственной  бюджетной политики,  который я хотел бы рассмотреть, является налогообложение.

     В рыночной экономике налоги  выполняют столь важную роль,  что можно  с уверенностью сказать: без хорошо  налаженной,  четко  действующей  налоговой системы,   отвечающей   условиям   развития   общественного    производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

    В чем же конкретно состоит  роль налогов  в  рыночной  экономике,  какие

функции они выполняют в хозяйственном  механизме?  Отвечая  на  эти  вопросы, обычно  начинают  с  того,   что  налогам  принадлежит  решающая   роль в формировании  доходной   части  государственного  бюджета.   Это,   конечно, так.  Но не это главное для  характеристики  роли  налогов:  государственный бюджет можно сформировать  и  без  них.  Хотя  бы  с  помощью  экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет,  применявшихся  в   нашей  стране ряд лет. На первое место, по моему мнению, следует  поставить  функцию,  без которой в экономике,  базирующейся на  товарно-денежных  отношениях,  нельзя обойтись.

    Эта функция налогов - р е  г у л и р у ю щ а  я.

    Рыночная экономика в развитых  странах  -  это  регулируемая  экономика.

Споры по этому поводу,   которым  отдала  дань  наша  печать,  беспредметны. Представить   себе   эффективно   функционирующую   рыночную   экономику   в современном мире,  не регулируемую государством,  невозможно.  Иное  дело - как она регулируется,  какими способами,  в каких формах и т.д.  Здесь,  как говорят, возможны варианты. Но  каковы  бы  ни  были эти формы и методы, центральное место, несомненно, в  самой  системе  регулирования  принадлежит налогам.

    Государственное   регулирование   осуществляется   в   двух    основных

направлениях:

        > регулирование рыночных;

        > регулирование товарно-денежных отношений.

    Оно состоит главным образом   в  определении  "правил  игры",   то  есть

разработка  законов,   нормативных  актов, определяющих взаимоотношения действующих  на рынке лиц,  прежде всего предпринимателей,  работодателей  и наемных  рабочих.  К  ним  относятся   законы,   постановления,   инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение  товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых  бирж,  а также бирж  труда,   торговых  домов,   устанавливающие  порядок  проведения аукционов,  ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п.  Это  направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

    Регулирование развития народного  хозяйства,  общественного производства в условиях,  когда основным объективным экономическим  законом,  действующим в  обществе,  является  закон стоимости.  Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических   методах   воздействия   государства  на   интересы людей, предпринимателей, с  целью  направления  их  деятельности  в  нужном, выгодном обществу направлении.

    В  условиях  рынка   сводятся  к  минимуму   методы   административного

подчинения  предпринимателей, постепенно исчезает  само понятие  "вышестоящей организации",  имеющей право управлять деятельностью предприятий  с  помощью распоряжений,  команд и  приказов. Но необходимость  подчинять  деятельность предпринимателей целям сочетания их  личных  интересов  с  общественным,  не отпадает. В то же время приказать, заставить нельзя. А как же можно?

    Адекватной рыночным отношениям  является лишь одна форма воздействия   на предпринимателей и наемных  рабочих,   продавцов  и  покупателей  -  система экономического принуждения в сочетании с  материальной  заинтересованностью, возможностью   заработать практически любую сумму денег.    В   рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка",  там люди не получают, а зарабатывают, (исключение составляют безработные),  да  и  то  свое  пособие они,  как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.

    Таким образом,  развитие рыночной  экономики   регулируется   финансово-экономическими   методами   -   путем    применения    отлаженной    системы налогообложения,  маневрирования ссудным капиталом и  процентными  ставками, выделения  из  бюджета  капитальных  вложений  и  дотаций,   государственных закупок и осуществления народнохозяйственных  программ  и  т.п.  Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги [6, с.301].

    Маневрируя налоговыми ставками,  льготами и штрафами,  изменяя  условия налогообложения,  вводя одни и отменяя другие налоги,   государство  создает условия для  ускоренного  развития  определенных  отраслей  и   производств, способствует решению актуальных  для  общества  проблем.  Так,  в  настоящее время нет,  пожалуй, более важной  для  нас  задачи,  чем  подъем  сельского хозяйства,   решение   продовольственной  проблемы.   В  связи  с  этим,   в Российской Федерации освобождены от налога  на   прибыль   колхозы  (включая рыболовецкие),    совхозы,    другие   производители    сельскохозяйственной продукции.  Если  доля  доходов  от  несельскохозяйственной  деятельности  в колхозе или совхозе менее 25%,  то и  они  освобождаются  от  налогов,  если более  25%,   то  прибыль,  полученная  от  такой  деятельности,  облагается налогом в общем порядке.

    Приведенные   положения   могут   служить    примером     использования

государством  возможностей  налоговой  системы  для воздействия  на  развитие экономики в необходимом обществу направлении.

    Можно рассмотреть и другой  пример.

    Хорошо известно,  что  эффективно  функционирующую  рыночную  экономику невозможно себе представить без развития малого  бизнеса.  Без  него  трудно создать  благоприятную  для  функционирования   товарно-денежных   отношений экономическую   среду.    Наши   крупные    и    сверхкрупные   предприятия, "мастодонты" промышленности,  кооперирующиеся,  как правило,  с такими  же "мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены к конкуренции,   не обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью.

    Государство должно способствовать  развитию  малого  бизнеса,  всемерно

поддерживать  его.  Формы такой поддержки  разнообразны: создание  специальных фондов  финансирования  малых   предприятий,    льготное   кредитование   их деятельности и т.п.  Но главное средство оказания содействия малому  бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

             Другая  функция  налогов,  которую   необходимо  рассмотреть  в

рамках  моей работы – с т и м у  л и р у ю щ а я.

        С  помощью  налогов,  льгот   и  санкций   государство   стимулирует

технический  прогресс,  увеличение   числа   рабочих    мест,    капитальные

вложения  в  расширение  производства  и  др..  Стимулирование  технического прогресса с  помощью  налогов  проявляется, прежде всего, в том,  что  сумма прибыли,  направленная   на   техническое   перевооружение,   реконструкцию, расширение производства товаров народного  потребления,   оборудование   для производства   продуктов   питания   и   ряда   других   освобождается    от налогообложения.

    Эта льгота, конечно, очень существенная. В  прежнем  Законе  о   налогах

этой  льготы  не  было.  Сделан  очевидный   шаг   вперед.   Очевидный,   но

непоследовательный.   Во   многих   развитых   странах   освобождаются    от

налогообложения    затраты    на    научно-исследовательские    и    опытно-

конструкторские работы. Делается это по-разному. Так, в  Германии  указанные затраты включаются в  себестоимость  продукции  и  тем  самым  автоматически освобождаются  от налогов.  В  других  странах  эти  затраты  полностью  или частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Аналогичная  норма  была предусмотрена  и  у  нас, в  прежнем законодательстве:   облагаемая  прибыль уменьшалась на сумму,  составлявшую 30%   затрат   на   проведение   научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Было  бы  целесообразно  и сейчас установить, что в состав затрат, освобождаемых от налога,   полностью

 или   частично (например,  50%) входят расходы  на НИИ и ОКР. Другой  путь  -  включать эти расходы в затраты на производство.

    Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного  производства, стремление способствовать  возрождению  российской   деревни   пронизывает   все   наше налоговое законодательство.  Например, Законом "О налогообложении доходов банков" предусмотрено,  что ставка налога на доход банка  составляет 30%.  В то же время установлено,  что  коммерческим  банкам,  имеющим  удельный  вес кредитных вложений  в  сельскохозяйственную  деятельность не менее 50%  всех вложений, ставка налога на доходы устанавливается  на  треть  ниже  общей  -  20%.

    Объективно  это  значит,  что   если  при  типовой  процентной   ставке,

например, 18% можно предоставлять ссуды  сельскохозяйственным предприятиям  и фермерам под 15% годовых и при этом кредитор  (банк)  не  только  не  теряет часть прибыли, но даже выигрывает за счет льготного налогообложения.

    Следующая функция налогов –  р а с п р е д е л  и т е л ь н  а   я,   или, если быть более точным, перераспределительная.

    Посредством налогов в государственном  бюджете концентрируются средства,   направляемые  затем на   решение   народнохозяйственных   проблем,    как  производственных, так и социальных,  финансирование  крупных  межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

    С  помощью  налогов,   государство   перераспределяет   часть   прибыли

предприятий и предпринимателей,  доходов  граждан,  направляя ее на  развитие производственной   и   социальной   инфраструктуры,    на    инвестиции  в капиталоемкие  и  фондоемкие  отрасли  с  длительными  сроками   окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли,  электростанции  и др. В  современных  условиях, значительные средства из бюджета  должны  быть направлены  на  развитие  сельскохозяйственного   производства,   отставание которого  наиболее болезненно  отражается  на  всем  состоянии  экономики  и жизни населения.

Информация о работе Государственное регулирование экономики