Автор: Денис Прокопчук, 10 Июня 2010 в 18:03, курсовая работа
Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.
ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретическая часть
Глава 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 7
1.1 Теоретические взгляды на государственное регулирование 7
1.2 Генеральная цель и дерево целей 11
Глава 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 12
2.1 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики 12
2.2 Антимонопольное регулирование 14
2.3 Политика макроэкономической стабилизации 16
2.4 Воздействие на размещение ресурсов и доходов 17
Аналитическая часть
3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 20
3.1 Фискальная политика 21
3.2 Налоги их функции 23
3.3 Государственный бюджет 34
Заключение 40
Список использованной литературы 46
Большое количество
Таким образом, как мне
который
избирает оптимальное (и наиболее
эффективное) соотношение между
монополиями и конкурентными отраслями.
В различные периоды истории
для различных стран это соотношение
было различным, корректируемым
под особенности развития экономики,
государство должно умело и
эффективно использовать этот механизм
[5, с.207].
2.3
Политика макроэкономической
стабилизации
Другое, не менее важное направление деятельности государства в
условиях рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее можно определить как деятельность правительства, направленную на обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.
Равновесие в экономической
рыночной самонастройки экономики, может сопровождаться высоким уровнем безработицы или чрезмерной инфляцией. Поскольку наиболее болезненно инфляция и безработица сказываются в периоды экономических кризисов, то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов [7, с.261-292].
Главные инструменты в решении этой задачи - фискальная и денежная
политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают сомнения в возможности государства вывести экономику на более оптимальный равновесный уровень путем вмешательства его в экономическую ситуацию, однако любое правительство так или иначе проводит денежную и фискальную политику. Каковы бы ни были последствия, само по себе балансирование бюджета не происходит, на объем денег в обращении также влияют действия правительства [3, с.268-293].
Согласно общим рекомендациям,
для проведения политики
стабилизации необходимо увеличивать
государственные расходы и уменьшать
налоги для стимулирования расходов
частного сектора в периоды высокой
безработицы или соответственно сокращать
государственные расходы и повышать
налоги с тем, чтобы сокращал расходы
частный сектор в периоды,
когда общество больше всего беспокоит
инфляция. Улучшают или ухудшают
ситуацию те или иные действия
правительства, приходится судить по последствиям.
2.4
Воздействие на
размещение ресурсов
и доходов
Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного
воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.
Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и
сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия. В качеств инструментов могут использоваться налоги, субсидии, непосредственное государственное регулирование и т.д.
Так, через систему налогов и субсидий государство может воздействовать на производство общественных благ и услуг. В качестве
примера можно привести льготное налогообложение и субсидии в сферы искусства, фундаментальной науки, образования. Оно может брать на себя, полностью или частично, производство общественных благ.
В случае побочных, или внешних, эффектов, связанных с экологией, в
издержках производства не учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности людей, зачастую даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров, т.е. в цене данной продукции неучтенными оказываются социальные издержки производства.
Следовательно, данное производство потребляет чрезмерное количество
ресурсов, не регулируемых рынком [7, с.261-292].
Правительственный запрет или ограничения на такие загрязнения,
установление стандартов безопасности (например, предельно допустимых норм концентрации вредных и токсичных веществ) заставляют производителей нести дополнительные расходы на оборудование, предотвращающее вредные выбросы.
Дополнительные издержки ведут к сокращению объемов производства до оптимального уровня. В результате уменьшается чрезмерное потребление ресурсов данным производством. Переложить на производителей издержки, связанные с побочными эффектами, можно через особые налоги, отражающие ущерб от загрязнения. Во многих случаях, связанных с экологией стоит проблема достоверной информации, бывает сложно установить источник загрязнения, характер ущерба.
Внешние эффекты могут иметь
и положительные результаты
Правительство взяло на себя задачу уменьшить неравенство доходов в
нашем обществе. Эта задача нашла отражение в ряде политических мер и программ. Во-первых, трансфертные платежи обеспечивают пособия остронуждающимся, помощь иждивенцам и инвалидам, а безработным пособия по безработице. Все эти программы осуществляют передачу доходов правительства тем домохозяйствам, которые в противном случае получали бы незначительный доход или вовсе его не имели. Во-вторых, правительство изменяет также распределение доходов путем рыночного вмешательства, то есть путем модификации цен, устанавливаемых рыночными силами.
Гарантирование цен фермерам и законодательство о минимальных ставках заработной платы - наглядные примеры того, как правительство фиксирует цены с целью повысить доходы определенных групп населения. Наконец, в истории США налог на личные доходы применялся для изъятия большей доли доходов у богатых, чем у бедных, а поэтому он производил на распределение дохода своеобразный "эффект Робин Гуда". Однако проведенные недавно пересмотры личного подоходного налога существенно уменьшили его перераспределительное воздействие. Правда, считается, что в действительности налоговая система оказывает весьма умеренное влияние на распределение доходов.
Таким образом, основными направлениями экономической деятельности государства являются: 1.Обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма, что предполагает регулярную демонополизацию экономики, ее антиинфляционную профилактику с помощью стабильной денежной политики, поддержание
бездефицитной
системы государственных
2. Выполнение функций, очерченных минимально необходимыми и
максимально
допустимыми границами
3. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного
законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства,
налогообложения,
банковской системы и др [7, с.261-292].
Глава 3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА
ГОСУДАРСТВА
Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их
распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное положение экономики предопределяет финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние
меняются направления финансовой политики.
Правильность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения “золотого правила” экономической теории - при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть. Это тем более важно, поскольку общей тенденцией развития является усиление роли правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему, а именно - расходы государства на программы по социальному обеспечению, на поддержание среднего уровня доходов, на здравоохранение, образование и т.д.
Между возникновением опасности, принятием решений, проведением
соответствующих действий и их эффектом неизбежны временные лаги, т.е. промежутки времени, разделяющие вышеназванные ступени. В бюджетно-налоговой сфере существует лаг между возникновением шоковой ситуации и поэтапным прохождением закона через властные структуры. Таким образом, отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным искомым, еще более расшатывают, а не стабилизируют ситуацию.
Финансовая политика
3.1
Фискальная политика
Фискальная политика предполагает использование возможностей
правительства взимать налоги и расходовать средства государственного
бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач.
Основным рычагом фискальной
политики государства
Фискальная политика складывается из так называемой дискреционной
фискальной политики и автоматической. Под дискреционной фискальной политикой понимается сознательное регулирование государством налогообложения и государственных расходов с целью воздействовать на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост.
Рассмотрим дискреционную фискальную политику.
В период спада стимулирующая дискреционная фискальная политика
складывается из:
. увеличения государственных
. снижения налогов;