Государственное регулирование экономики

Автор: Денис Прокопчук, 10 Июня 2010 в 18:03, курсовая работа

Описание работы

Современная экономика чрезвычайно сложна, она призвана формировать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности людей. В зависимости от того, как организована экономика, на каких принципах эта организация строится, можно определить, какие задачи она в состоянии решить, какие интересы общества, различных социальных групп она может удовлетворить.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Теоретическая часть
Глава 1 ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 7
1.1 Теоретические взгляды на государственное регулирование 7
1.2 Генеральная цель и дерево целей 11
Глава 2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 12
2.1 Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики 12
2.2 Антимонопольное регулирование 14
2.3 Политика макроэкономической стабилизации 16
2.4 Воздействие на размещение ресурсов и доходов 17
Аналитическая часть
3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 20
3.1 Фискальная политика 21
3.2 Налоги их функции 23
3.3 Государственный бюджет 34
Заключение 40
Список использованной литературы 46

Работа содержит 1 файл

гОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

    Большое количество антимонопольных  законов и различных уточнений  к  ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для  общества.  Действительно, бесконтрольная  монопольная  власть  может  принести   существенные   убытки обществу применением нечестной конкуренции, что вызовет  банкротства  мелких производителей, недовольства  потребителей  высокими  ценами,  а  нередко  и плохим качеством товаров, отставание в научно-техническом прогрессе и  много других негативных последствий. Но, с другой стороны, антимонопольные  законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных  методов конкурентной  борьбы.  Если  это  условие   не   будет  выполнено,   то   у предпринимателей значительно  сократятся  стимулы  делать  своё  предприятие более сильным и выпускать больше продукции.

    Таким образом, как мне кажется,  государство выступает в  роли  арбитра,

который избирает оптимальное  (и  наиболее  эффективное)  соотношение  между монополиями и конкурентными  отраслями.  В  различные  периоды  истории  для различных  стран  это  соотношение  было   различным,   корректируемым   под особенности  развития  экономики,  государство  должно  умело  и  эффективно использовать этот механизм [5, с.207]. 

2.3 Политика макроэкономической  стабилизации 

    Другое,   не  менее  важное  направление  деятельности  государства   в

условиях  рыночной экономики - это макроэкономическая стабилизация. Ее  можно определить  как  деятельность  правительства,  направленную  на  обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен.

      Равновесие в экономической системе,  которое устанавливается на основе

рыночной  самонастройки  экономики,  может  сопровождаться  высоким  уровнем безработицы  или  чрезмерной  инфляцией.   Поскольку   наиболее   болезненно инфляция и безработица сказываются  в  периоды  экономических  кризисов,  то политику, направленную на макроэкономическую стабилизацию, можно  определить как деятельность правительства по сглаживанию промышленных циклов [7, с.261-292].

      Главные инструменты в решении  этой задачи  -  фискальная  и  денежная

политика. Хотя многие теоретики, например монетаристы, высказывают  сомнения в  возможности  государства   вывести   экономику   на   более   оптимальный равновесный  уровень  путем  вмешательства  его  в  экономическую  ситуацию, однако любое правительство так или  иначе  проводит  денежную  и  фискальную политику. Каковы  бы  ни  были  последствия,  само  по  себе  балансирование бюджета не происходит, на объем денег  в  обращении  также  влияют  действия правительства [3, с.268-293].

      Согласно общим рекомендациям,  для  проведения  политики  стабилизации необходимо  увеличивать  государственные  расходы  и  уменьшать  налоги  для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой  безработицы  или соответственно сокращать государственные расходы и повышать  налоги  с  тем, чтобы сокращал расходы частный  сектор  в  периоды,  когда  общество  больше всего беспокоит  инфляция.  Улучшают  или  ухудшают  ситуацию  те  или  иные действия правительства, приходится судить по последствиям. 

2.4 Воздействие на  размещение ресурсов  и доходов 

    Наряду   с   макроэкономической   сферой   объектом   непосредственного

воздействия   государства   является   и   микроэкономика.    Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является  способность  эффективно распределять  ресурсы.  Но  в  определенных  ситуациях,  таких  как  внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и  т.д.,  возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо  вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы.

        Перераспределение   ресурсов   может   касаться   промышленного и

сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае  используются определенные  разновидности   государственного   воздействия.   В   качеств инструментов  могут  использоваться   налоги,   субсидии,   непосредственное государственное регулирование и т.д.

       Так,  через   систему   налогов   и   субсидий   государство   может воздействовать  на  производство  общественных  благ  и  услуг.  В  качестве

примера  можно  привести  льготное  налогообложение  и  субсидии   в   сферы искусства, фундаментальной науки, образования.  Оно  может  брать  на  себя, полностью или частично, производство общественных благ.

      В случае побочных, или внешних,  эффектов, связанных  с  экологией,  в

издержках  производства не  учитываются последствия загрязнения воздуха, земли, воды, которые отражаются на жизнедеятельности  людей,  зачастую  даже не являющихся непосредственными потребителями данных товаров,  т.е.  в  цене данной продукции неучтенными оказываются социальные  издержки  производства.

Следовательно,  данное   производство   потребляет   чрезмерное   количество

ресурсов, не регулируемых рынком [7, с.261-292].

       Правительственный  запрет  или   ограничения  на  такие  загрязнения,

установление  стандартов безопасности (например,  предельно  допустимых  норм концентрации вредных и токсичных веществ)  заставляют  производителей  нести дополнительные расходы на  оборудование,  предотвращающее  вредные  выбросы.

Дополнительные  издержки  ведут  к  сокращению   объемов   производства   до оптимального  уровня.  В  результате  уменьшается   чрезмерное   потребление ресурсов  данным  производством.  Переложить  на  производителей   издержки, связанные с побочными  эффектами,  можно  через  особые  налоги,  отражающие ущерб от  загрязнения.  Во  многих  случаях,  связанных  с  экологией  стоит проблема  достоверной  информации,   бывает   сложно   установить   источник загрязнения, характер ущерба.

      Внешние эффекты могут иметь  и положительные результаты для   общества, но приводить к чрезмерным издержкам у производителей. В  подобных  вариантах возникает необходимость  в  государственной  поддержке.  Осуществляется  она чаще всего с помощью субсидий.

    Правительство взяло  на себя  задачу  уменьшить  неравенство   доходов  в

нашем обществе. Эта  задача  нашла  отражение  в  ряде  политических  мер  и программ.   Во-первых,     трансфертные   платежи    обеспечивают    пособия остронуждающимся, помощь иждивенцам и инвалидам,  а безработным пособия   по безработице.   Все    эти    программы    осуществляют   передачу    доходов правительства тем домохозяйствам,  которые в противном случае  получали   бы незначительный доход или  вовсе  его  не  имели.   Во-вторых,  правительство изменяет также распределение  доходов  путем   рыночного  вмешательства,  то есть   путем   модификации   цен,    устанавливаемых    рыночными    силами.

Гарантирование  цен  фермерам  и  законодательство  о  минимальных   ставках заработной платы - наглядные примеры того, как правительство фиксирует  цены с целью повысить доходы определенных групп  населения.  Наконец,  в  истории США налог на личные доходы применялся для изъятия  большей  доли  доходов  у богатых,  чем у бедных, а поэтому  он  производил  на  распределение  дохода своеобразный "эффект Робин Гуда".   Однако  проведенные недавно пересмотры личного     подоходного     налога     существенно  уменьшили  его перераспределительное    воздействие.     Правда, считается, что в действительности налоговая система оказывает  весьма  умеренное  влияние  на распределение доходов.

    Таким  образом,  основными   направлениями  экономической   деятельности государства являются:     1.Обеспечение нормальных  условий работы  рыночного механизма,   что предполагает  регулярную  демонополизацию  экономики,  ее   антиинфляционную профилактику   с   помощью   стабильной   денежной   политики,   поддержание

бездефицитной системы государственных финансов и др. В странах, вставших  На путь  восстановления  рыночного  хозяйства,  государству  также  приходится формировать многосекторную экономику, демонтировать звенья  административно- командного  управления,  образовывать  действенную   систему   экономических регуляторов и много другое.

        2.  Выполнение  функций,  очерченных  минимально   необходимыми   и

максимально допустимыми границами вмешательства  государства в  экономику.  В решении этих  экономических  проблем  рыночный  механизм  обнаруживает  свою несостоятельность или неэффективность.

       3. Разработка,  принятие  и   организация  выполнения  хозяйственного

законодательства,  т.е. правовой  основы  предпринимательства,

налогообложения, банковской системы и др [7, с.261-292]. 

                   Глава 3 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 

    Мероприятия  государства   по  мобилизации   финансовых   ресурсов,   их

распределению и использованию на основе финансового  законодательства  страны называются финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят  от экономического   состояния    страны.    Кризисное    положение    экономики предопределяет  финансовую  политику,  направленную,  с  одной  стороны   на прекращение спада производства и на стимулирование  производства  (например, в виде отдельных налоговых льгот производителям), на мобилизацию  финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли  экономики,  а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение  расходов  на оборону и т.д. Соответственно, при переходе  экономики  в  другое  состояние

меняются  направления финансовой политики.

     Правильность выбранной финансовой политики,  несомненно,  зависит от критической  оценки  складывающейся  в  стране  экономической  ситуации,  от соблюдения  “золотого  правила”  экономической  теории  -   при   разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию  в  стране  такой, какая она есть, а не такой, какой ее  хотелось  бы  видеть.  Это  тем  более важно,  поскольку  общей  тенденцией   развития   является   усиление   роли правительства  в  регулировании  национальной  экономики  через   финансовую систему,  а  именно  -  расходы  государства  на  программы  по  социальному обеспечению, на поддержание среднего  уровня  доходов,  на  здравоохранение, образование и т.д.

    Между  возникновением   опасности,   принятием   решений,   проведением

соответствующих действий  и  их  эффектом  неизбежны  временные  лаги,  т.е. промежутки времени, разделяющие вышеназванные ступени. В  бюджетно-налоговой сфере существует лаг  между  возникновением  шоковой  ситуации  и  поэтапным прохождением закона через властные структуры. Таким  образом,  отсрочки  при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным искомым,  еще более расшатывают, а не стабилизируют ситуацию.

    Финансовая политика складывается  из  двух  взаимосвязанных   направлений деятельности  государства:  в  области   налогообложения   и   регулирования структуры  государственных  расходов  с  целью  воздействия   на   экономику (фискальная  политика)  и в области   регулирования   бюджета   (бюджетная политика) [1, с.689-714]. 

3.1 Фискальная политика 

        Фискальная   политика   предполагает   использование   возможностей

правительства  взимать  налоги  и  расходовать   средства   государственного

бюджета для регулирования уровня  деловой  активности  и  решения  различных социальных задач.

      Основным рычагом фискальной  политики государства  является  изменение налоговых  ставок  в  соответствии  с   целями   правительства.   Проведение фискальной политики - прерогатива  законодательных  органов  власти  страны, поскольку  именно  они  контролируют  налогообложение  и  расходование  этих средств.

      Фискальная политика  складывается  из  так  называемой  дискреционной

фискальной  политики  и   автоматической.   Под   дискреционной   фискальной политикой    понимается     сознательное     регулирование     государством налогообложения  и  государственных  расходов  с  целью  воздействовать   на реальный   объем   национального   производства,   занятость,   инфляцию   и экономический рост.

      Рассмотрим  дискреционную фискальную политику.

       В  период  спада  стимулирующая   дискреционная  фискальная  политика

складывается  из:

        . увеличения государственных расходов;

        . снижения налогов;

Информация о работе Государственное регулирование экономики