Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:51, курсовая работа
Государственное регулирование экономики - процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной доктрине (концепции). Она включает момент целеполагания, целеустановки, причем для достижения поставленных целей используется определенный набор средств (инструментов).
Введение ………………………………………………………...................3-5
1. Роль и функции государства в экономике …………………………...6-9
2. Средства государственного регулирования экономики:
2.1 Административные средства ……………………………...10-12
2.2 Денежно –кредитные и бюджетные средства ……………13-16
2.3 Государственный сектор экономики ……………………...17-21
2.4 Внешнеэкономическая деятельность государства ……….22-23
3. Социальная политика государства ………………………………...24-27
Заключение ……………………………………………………………..28-29
Список литературы ………………………………………………………..30
Результатом «шведской модели» является «государство благосостояния», характеризующееся созданием высокоэффективной экономики, обеспечением занятости всего трудоспособного населения, ликвидацией бедности, развитой системой социального обеспечения, высоким уровнем грамотности, образованности и культуры населения.
Каково конкретное выражение «шведской модели»? Приоритетной целью экономической политики Швеции является полная занятость. В общей численности занятых работающие по найму составляют 92%. Это максимальный показатель среди всех развитых стран. Политика полной занятости рассматривается как фактор, влияющий на благосостояние населения, поскольку труд — это не только источник существования, но и средство участия в общественной жизни. Полная занятость — это лучшая форма равенства между людьми. С общеэкономической точки зрения более эффективное использование рабочей силы означает выгоду для общества. Вместе с тем полная занятость — это условие демократизации общества.
Социальные программы в Швеции рассчитаны на охват всего населения, а не отдельных групп. Государственное образование и медицинское обслуживание доступны для всех, система пособий на детей распространяется на все семьи, всем выплачиваются пенсии по старости. Следовательно, социальные выплаты и услуги —г это право для всех, а не благотворительность для нуждающихся^ При этом каждый вид социальной помощи находится под контролем государственного учреждения, имеющего самостоятельный статус.
Однако, несмотря на свои позитивные стороны, «шведская модель» социального развития не идеальна. В рыночной экономике «государства благосостояния» постоянно воспроизводятся богатство и бедность, управляющие и исполнители, безработица и инфляция, циклический характер производства и социальная дифференциация. Поэтому у государства всегда существует возможность совершенствовать социальную политику путем осуществления экономической демократии.
Значительные масштабы социальных программ, рост спроса на социальные услуги, чрезмерная централизация управления социальными программами, усиление социального иждивенчества — все это вызвало необходимость реорганизации механизма социальной политики.
Перестройка социальной политики идет по нескольким направлениям. Сокращаются расходы на социальные нужды, увеличивается платность социальных услуг, повышаются требования для получения социальных пособий. Компенсационные выплаты за потерю работы все больше заменяются профессиональной подготовкой и переподготовкой рабочей силы. Происходит разгосударствление предприятий сферы социальных услуг путем частичной распродажи государственной собственности и развития частного сектора в отраслях социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение). Совершенствуется система управления социальной сферой путем ее децентрализации и_ увеличения самостоятельности производственных структур.
В целом реорганизация системы социального обеспечения и социальных услуг направлена на повышение ее эффективности. Причем расходы государства на социальные цели продолжают расти, поскольку государственная политика в данной области остается важнейшим элементом социально ориентированной рыночной экономики.
Заключение
Наличие государственного сектора в экономике позволяет государству использовать экономические методы воздействия на частный сектор как основу рыночной экономики.
Значительные возможности государственного регулирования связаны с формированием мощной административно-правовой системы в странах с развитой рыночной экономикой. Не только теория, но и практика показала, что обществу нужен не рынок вообще, а организованный рынок, действующий в рамках определенных законов и правил. В этой связи получило развитие хозяйственное право, сложилась система законодательного регулирования национальной экономики.
Административно-правовая система позволила осуществлять контроль над монопольными рынками, внешними эффектами рынка, обеспечивать защиту национальных интересов на международных рынках.
Предоставляемые государством общественные товары призваны
удовлетворять коллективные потребности, которые невозможно измерить в денежной форме и которые в связи с этим не может произвести рынок. Общественные товары связывают с одной стороны, коллективные потребности, другой - налоговую и бюджетную политику государства. Для производства общественных товаров государство осуществляет налогообложение.
Возможности государства расширились и благодаря усилению его общенационального характера как надстроечного института. Если прежде государство выступало как орудие политической власти господствующего класса, то в современных условиях оно призвано быть инструментом уравновешивания классовых и социальных интересов, обеспечения национального согласия и социального мира. Понимание необходимости подобной роли государства делает господствующие классы более терпимыми к его вмешательству в частный сектор.
Усилению общенационального характера современного государства способствовало и формирование так называемого среднего класса – довольно значительной части населения со средними доходами, ставшего своеобразным балансиром между бедными и богатыми.
Нельзя также не отметить и роли науки, прежде всего экономической, в теоретическом обеспечении государственного регулирования экономики. Особое значение приобрели экономико-математические методы, позволяющие моделировать экономические процессы и тем самым предвидеть последствия принимаемых политико-экономических решений.
Выход государства за отчерченные максимальные границы делает
необходимым разгосударствление экономики. Проблема особенно актуальна
для стран, переходящих от тотального огосударствления экономики к рынку. Хорошо зарекомендовали себя такие способы разгосударствления, как
приватизация собственности, либерализация рынков, оздоровление государственного сектора, создание смешанных предприятий. Одним из важнейших преимуществ приватизации является антиинфляционный эффект. Для успешного проведения приватизации необходимо выполнение ряда условий.
Список литературы
1. Булатов А.С. Экономика // 2003
2. Видяпин В.И. и др. Экономическая теория. Учебник. // 2007
3. Грязнова А.Г. Экономическая теория. Учебное пособие. // 2007
4. Камаев В.Д., Ильчиков М.З., Борисовская Т.А. Экономическая теория // 2005
5. Курс экономики (учебник) под редакцией Б.А.Реайзберга // 2003
6. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д. Экономика. // 2005
7. Экономическая теория под редакцией Добрынина А.И., Тарасевича Л.С. // 2006
8. Борисов. Е.Ф. Экономическая теория. Хрестоматия. // 2002
9. Борисов. Е.Ф. Экономическая теория. Практикум. // 2007
10.Задворнов В.С. Колосницына М.Г. Экономическая теория государственных финансов. // 2006
11. Конотопов М.В. Сметанин С.И. История экономики. Учебник. // 2003
12.Лемешевская л.и. Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи. Учебное пособие. // 2005
13.Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. // 2004
14. Носова С.С. Экономическая теория в вопросах и ответах. Учебное пособие.// 2006
15. Фишер С., Дорнбуш Р. Экономика // 2005
16. Фредерик С.М. Экономическая теория денег, банковского рынка и финансовых рынков. // 2006
17. Экономическая теория в XXI веке. Под редакцией Осипова Ю.М. // 2006
2