Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 14:38, курсовая работа
Целью моей работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики -- процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.
Введение:……………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики………4
1.1. Цели и задачи ГРЭ……………………………………………………..4
1.2. Объекты ГРЭ………………………………………………………...…6
1.3. Границы вмешательства государства в экономики……………...…..7
1.4. Инструментарий государственного регулирования………………...10
Глава 2 Политика государственного регулирования экономики……….12
2.1. Социальная политика государства………………………………...…12
2.2. Финансовая политика государства……………………………...……13
2.2.1. Налоги…………………………………………………………...……14
2.2.2. Государственный бюджет……………………………………...……16
Глава 3. Государственное регулирование экономики в России…………17
Заключение………………………………………………………....….……20
Список использованной литературы………………………………………22
Между возникновением конкретной опасности, принятием решения, проведением соответствующих действий и их эффектом неизбежно происходят временные лаги (промежутки времени, разделяющие вышеназванные процессы). Опасность заключается в том, что отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным задуманным, еще более расшатывая, а не стабилизируя ситуацию.
Финансовая
политика любого развитого государства
складывается из двух взаимосвязанных
направлений деятельности государства:
в области налогообложения и
регулирования структуры
Лишь одна форма воздействия на экономических агентов является адекватной рыночным отношениям - это система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать неограниченную сумму денег.
2.2.1 Налоги
Налоги занимают центральное место в комплексе экономических методов.
Оперируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения адекватно ситуации, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и видов производства, способствует решению актуальных для общества проблем.
Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, а также всячески поддерживать его. Главное средство оказания помощи малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.
Также, с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое развитие освобождается от налогообложения.
С помощью налогов государства добиваются также перераспределения ресурсов. Благодаря налогам в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение проблем народного хозяйства, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.
Посредством налогов, государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в затратоемкие с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.)
Перераспределительная
функция налогов носит ярко выраженный
социальный характер. Она в какой-то
степени создает и морально-
Не менее важна также и фискальная функция налогов. Она представляет собой изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части околопроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития.
Следует
также отметить, что указанное
разграничение функций
Существуют три основные системы прогрессивного налогообложения (отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода):
пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
регрессивный налог (налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
прогрессивный налог (чем выше доход, тем выше налог).
Фундаментальная
задача государства в этой сфере
заключатся в том, чтобы посредством
налогов обеспечить потребности
бюджета и одновременно не вызвать
недовольства налогоплательщиков. При
слишком высоких налоговых
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Неподвижных" систем налогообложения нет и быть не может.
Сочетание
стабильности и динамичности, подвижности
налоговой системы достигается
тем, что в течение года никакие
изменения (за исключением устранения
очевидных ошибок) не вносятся; состав
налоговой системы (перечень налогов
и платежей) должен быть стабилен в
течение нескольких лет. Систему
налогообложения можно считать
стабильной и, соответственно, благоприятной
для предпринимательской
Стабильность
налогов означает относительную
неизменность в течение ряда лет
основных принципов системы
2.2.2 Государственный бюджет
Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет формируется балансом доходов и расходов за отчетный период.
Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы.
Причины бюджетного дефицита могут быть следующими:
неоправданно дорогостоящие социальные программы;
крупномасштабный оборот “теневого” капитала;
спад общественного производства;
рост предельных издержек общественного производства;
массовый выпуск обесценивающихся денег;
огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения и др.
Бюджетный дефицит относится к негативным экономическим категориям, наряду с инфляцией, кризисами, безработицей, которые, однако, являются неизбежными элементами экономической системы.
Существует
несколько концепций бюджетной
политики. Общепринятая концепция базируется
на том, что бюджет должен быть ежегодно
сбалансирован. Однако при более
детальном рассмотрении этой проблемы
становится очевидным, что такое
состояние бюджета в
В данный момент все большую популярность приобретает концепция, которая основывается на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе каждого экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Поскольку для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета.
Существует также концепция, связанная с идеей так называемых “функциональных финансов”. В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, снижение бюджетного дефицита, соответственно с данной концепцией является второстепенной проблемой.
Не смотря на все эти концепции бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям для государств, поскольку нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.
Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг очень тесно связаны.
В любом случае рост государственного долга влечет за собой крайне негативные экономические последствия, поскольку государство будет вынужденно поднять налоги (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения), а это, в свою очередь, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирован экономики. - М. 2001 г.
Глава 3 Государственное регулирование экономики в России.
Экономическое развитие современной России нацелено на три основные задачи:
повышение уровня жизни населения
обеспечение национальной безопасности
обеспечение достойного места страны в мировом сообществе.
1.Для выполнения стратегической задачи необходимо добиться высокого уровня доходов большинства населения, высокого уровня образования и экономической востребованности высокообразованных кадров, а также обеспечить условия для здорового образа жизни, рождаемости полноценных детей и увеличения продолжительности жизни.
2.Стратегическая задача предполагает сохранение государственной целостности сохранение государственной целостности и независимости посредством обеспечения достаточного для безопасности страны уроня обороноспособности.
3.Задача, являясь особо важной в условиях глобализации, предполагает увеличение технологичности производства, оптимизацию экспорта-импорта в сторону расширения экспорта продуктов с высокой долей добавленной стоимости, нахождение своих экономически выгодных ниш в международном разделении труда.
Обеспечение
относительной
Тесная
взаимосвязь экономического роста
должна проявляться прежде всего
в том, что рост экономики должен
сопровождаться ростом уровня жизни, укреплением
безопасности страны и упрочнением
ее позиций на мировой арене. В
этом случае экономический рост приобретает
особую практическую значимость для
всего общества. И в таком случае
он может выступить определяющим
элементом консолидирующей
Для реализации долгосрочного экономического роста России необходимо основное внимание уделить развитию факторов производства: человеческому, природному, финансовому. Важно стимулировать увеличение спроса на отечественную продукцию со стороны внутреннего рынка и расширять возможность ее реализации на внешнем рынке. Основным способом расширения спроса на внутреннем рынке является, помимо повышения конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке необходима активизация протекционистской политики государства.
Решить эту проблему далеко не просто, но необходимо. По крайней мере, заключение долговременных контрактов с зарубежными государствами на поставку сырья должно быть связано с определением доли поставок высокотехнологичной продукции.
Обеспечить экономический рост можно только при условии повышения уровня производства товаров и услуг, роста производительности и труда, внедрения в производство и управление новых технологий. Нельзя решить проблему долгосрочного экономического роста без активизации и стимулирования всех форм предпринимательской деятельности и повышения трудовой мотивации наемных работников.
Государство, как общественный институт в рыночной системе хозяйствования, должно взять на себя определяющую роль в обеспечении экономического роста. Оно должно вырабатывать только эффективную долгосрочную стратегию такого роста, но и обеспечить реализацию конкретных, тактических задач. Главнейшими направлениями деятельности государства являются: