Государственное регулирование цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 01:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение влияния регулирования цен государством.
Задачи данной курсовой работы - ознакомление с историческими представлениями о роли государства в экономике, дать определение цены, перечислить её виды и функции, рассмотреть государственное регулирование цен на рынке России.
Объектом исследования выступает рынок России.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
Глава I Политика государства в области цен………………………………7
Основные инструменты регулирования цен
1.2.1 Меры, методы и способы воздействия государства на цены………………………………………………………………….14
Функции и задачи государственного воздействия на цены………………………………………………………...…19
Глава II Влияние регулирования цен на экономику России
Административное регулирование цен……………………….....22
Регулирование цен естественных монополий…………………..26
Регулирование цен гражданским законодательством………….27
Регулирование цен в целях налогообложения………………….28
Статистика регулирования цен в России за 2007 – 2011 гг.
Заключение…………………………………………………………………..31
Список литературы………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

       Экономическая теория и мировая практика предлагают два сценария построения рынка: «шоковая терапия» со всеми вытекающими из нее экономическими последствиями; долгий, но социально менее взрывоопасный путь поэтапного восстановления рыночной экономики и ликвидации инфляционных явлений. Сложность второго пути состоит в том, что рычаги, с помощью которых можно остановить инфляцию, одновременно тормозят экономический рост и платежеспособность населения.

       Прямое  регулирование цен осуществляется главным образом в отраслях общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение и т.д.). Среди прямых методов государственного регулирования  необходимо назвать, прежде всего, административное установление цен. Оно получило распространение в ряде развитых стран (во Франции, Бельгии, Нидерландах и т.д.). Крупные монополии – потребители в результате этого получают дополнительные выгоды, приобретая товары и услуги по более низким ценам.

       Наряду  с методами прямого регулирования  государство воздействует на процесс  ценообразования и с помощью  косвенных мер. Эти меры направлены на изменение конъюнктуры, установление оптимального соотношения между спросом и предложением.

         Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики.

       Степень государственного регулирования цен  изменяется в зависимости от состояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях – в периоды ускорения инфляции, роста дефицитности отдельных продуктов, необходимости быстрой перестройки экономики – и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах с динамичной, сбалансированной экономикой цены регулируются в меньшей степени, чем в станах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. По мере стабилизации экономики сфера государственного регулирования сокращается, и происходит постепенный переход к свободному ценообразованию.

       Налоговая система также воздействует на уровень и динамику цен. От размера налогов прямо зависят динамика цен и темпы инфляции. Чем выше налоги, тем быстрее растут цены. Любой производитель, когда его облагают налогом, старается перенести его через цену на потребителя. Государство же, получая большие доходы, увеличивает и свои расходы. Для того чтобы снизить инфляцию, замедлить рост цен, государство должно уменьшить налоговые ставки. Современная налоговая политика в развитых странах мира направлена на снижение налогов. В США, например, доля налогов на прибыль в доходах налога федерального бюджета не превышает 8%, в то время как в России она составляет около 20%.

       Практика  государственного регулирования цен  показывает, что для преодоления  инфляции необходимо, по крайней мере, два условия:

  1. Всемерное укрепление механизмов рыночной системы. Это поощрение малого бизнеса, диверсификация производства и продаж, ослабление таможенных и других ограничений на ввоз импортной продукции, систематический контроль за состоянием рынков, пресечение монополистического поведения и др.
  2. Курс на постепенное искоренение неуправляемой инфляции, пользующийся поддержкой большинства населения. Если этот курс проводится в течение нескольких лет, то производители и потребители постепенно убеждаются в том, что правительство не только решительно ведет борьбу с инфляцией, но и способно контролировать положение, добиваться реализации своих целей.

      Прямые  методы контроля за ценами должны не противопоставляться косвенным, а сочетаться с ними. Общая антиинфляционная политика и связанные с ней меры косвенного воздействия на ценообразование в этом случае дополняются непосредственными, прямыми методами государственного регулирования. Государство путем установления определенных режимов движения цен, «замораживания» и «блокирования» их на определенном уровне, посредством контроля над отдельными статьями издержек производства воздействует на решения предприятий и фирм об уровне цен на продукцию.

      Эффективность различных методов зависит от правильного выбора условий их применения. Получивший распространение в России метод регулирования цен через уровень рентабельности к издержкам производства практически не используется в мировой практике. Он не заинтересовывает предприятия в снижении издержек. За рубежом регулируется уровень цен через ограничения возможностей достижения повышенной рентабельности на вложенный капитал.

1.2 Основные инструменты регулирования цен

1.2.1 Меры, методы и способы воздействия государства на цены

     Государственное вмешательство в ценообразование  осуществляется путем санкционированного правительственными органами завышения издержек производства через включение в себестоимость завышенных амортизационных списаний и отчислений в другие фонды. В результате этого в целых отраслях возникает ситуация, когда «издержки подпирают цену», т.е. расчетные (а не действительные) издержки производства вследствие объявленных правительством льгот оказываются на всех предприятиях настолько высокими, что повышение цен становится само собой разумеющимся явлением, а так как льготы распространяются на всю отрасль, то внутриотраслевая конкуренция в условиях благоприятной конъюнктуры не может быть достаточным препятствием для роста цен.

     Прямым  государственным вмешательством в  процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары.

     Непосредственное  воздействие на формирование цен  оказывают государственные субсидии. Один из видов таких субсидий - ценовые - предусматривает снижение цен путем специальных доплат производителю или потребителю.

     Прямое  воздействие на цены и лидерство  в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства. Правительственные органы, являясь постоянными покупателями или заказчиками определенных видов товаров и услуг у частных фирм, устанавливают по договоренности с партнерами «контрактные цены», которые затем становятся базовыми для отрасли.

     Эффективным средством регулирования цен  является НДС. Этот налог производители включают в цену товара или услуги, и дифференцированные изменения ставок этого налога непосредственно воздействуют на цены.

     Особым  направлением государственной экономической  политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены. Государственное поощрение экспорта, освобождение экспортеров от налогов (возврат налогов), а в некоторых странах экспортные субсидии3, предоставление льготных кредитов и транспортных тарифов существенным образом отражаются на условиях ценовой конкуренции на мировом рынке.

     В настоящее время используется достаточно широкий набор форм и методов  государственного регулирования цен, которые можно разделить на прямые и косвенные. При помощи прямых методов  государство непосредственно  воздействует на порядок, методы определения и уровень цен. К ним можно отнести: регламентирование порядка определения издержек и норм прибыли, блокирование повышения цен, установление верхнего и нижнего пределов цен, ограничение нормы прибыли, обязательное снижение цены при снижении цен на потребляемое сырье, различного рода дотации, изменение уровня таможенных пошлин на экспортируемые и импортируемые товары.

     К косвенным относятся методы, при  помощи которых государство регулирует поведение объектов, участвующих в процессе ценообразования, но не диктует сам порядок, способы определения цены и ее уровень. Такие методы лежат в основе различных нормативных актов, направленных на формирование конкурентной среды: антитрестовского и антимонопольного законодательства, различного рода соглашений между государством и предпринимателями о "разумной" политике цен; актов о ценовой дискриминации, ценах и рекламе. Сюда же относится декларирование цен, изменение налоговых ставок в зависимости от цены, осуществление инвестиций с целью снижения издержек и цен на государственных предприятиях.

     Вместе  с тем, государство использует и  такие косвенные методы, как «цены  вмешательства», «цены поддержания», введение количественных ограничений на импорт, установление «рекомендательных» цен, проведение закупок и буферные запасы во время спада цен и распродажа товаров из запасов в периоды роста цен и др.

     Государственное регулирование цен осуществляется в различных формах на основе «социального партнерства». Одной из таких форм является контроль за ценами на потребительские товары, входящие в базовую корзину. Розничная цена на эти товары должна быть стабильной и не может повышаться предприятиями розничной торговли. Государство же субсидирует эти товары, обеспечивая производителям и торговле среднюю норму прибыли.

     Наблюдение  за ценами является первичной формой государственной активности в этой области. Дело не только в том, что  с него исторически началось государственное регулирование цен; в настоящее время наблюдение за ценами служит основой, на которой базируются все государственные мероприятия в этой области. Наблюдением за ценами занимаются специальные статистические управления. Самостоятельные исследования движения цен часто проводят научно-исследовательские центры профсоюзов, специальные комиссии по заданиям руководства правительства, международных организаций.

     Главная цель наблюдения за ценами со стороны  государственных органов и социальных партнеров – изменение роста стоимости жизни для определения индекса ежегодного номинального повышения заработной платы и пенсий, а также для выяснения влияния роста цен на издержки производства и национальную конкурентоспособность. Государство может оказывать воздействие на цены, вводя или отменяя количественные и таможенные ограничения во внешней торговле, вступая в интеграционные союзы, изменяя учетную ставку, варьируя налогами, осуществляя эмиссию денег и т.д. Косвенное влияние на цены оказывают по существу, все государственные регулирующие акции, какой бы цели они не служили.

     Способы воздействия государства на цены иллюстрирует следующая таблица.

     Таблица1

Виды  цен Роль государства Формы государственного воздействия
Фиксированные государством цены Цены устанавливает само государство
  • государственные прейскурантные цены;
  • «замораживание» свободных рыночных мест;
  • фиксирование монопольных цен
Регулируемые  государством цены Государство устанавливает правила для предприятия, а оно уже само устанавливает цены
  • установление предельного уровня цен;
  • установление предельных надбавок или коэффициентов к фиксированным ценам прейскурантов;
  • установление предельных значений элементов розничной цены:
  • установление предельного уровня разового повышения цен;
  • государственный контроль за монопольными ценами;
  • регулирование рыночных цен путем установления цен государственным предприятием
Свободная (договорная) цена Государство устанавливает «правила игры» на рынке, вводя ряд запретов на недобросовестную конкуренцию
  • запрет на горизонтальное фиксирование цен;
  • запрет на вертикальное фиксирование цен;
  • запрет на ценовую дискриминацию;
  • запрет на демпинг4;
  • запрет на недобросовестную ценовую рекламу

     Установление  цен на минеральное сырье, добываемое в государственных шахтах, на электроэнергию, производимую на государственных электростанциях, железнодорожных и постово-телеграфных тарифов – пример фиксации цен на товары и услуги государственного сектора.

     Эти искусственно заниженные цены и тарифы способствуют снижению издержек производства в частном хозяйстве и повышению национальной конкурентоспособности за счет искусственно пониженной рентабельности или дефицитности этих объектов государственной собственности.

     Фиксирование  цен или установление пределов их повышения в негосударственном секторе – типичное средство административно-хозяйственного регулирования. Оно применяется редко и, как правило, в условиях рыночного хозяйства является неэффективным в долгосрочном и даже среднесрочном аспектах. Фиксирование цен используется в основном в исключительных случаях в качестве средства ослабления социальной напряженности.

     От  контроля над ценами кто-то выигрывает, а кто-то и проигрывает. По логике вещей это предполагает, что проигрывают  как раз производители - они получают низкую цену и некоторые прекращают деятельность в рамках отрасли промышленности. Некоторые потребители, но далеко не все, выигрывают. Потребители, которые могут приобрести товар по менее низкой цене, явно в выигрыше.

     В двух случаях государственное вмешательство  может увеличить общее благосостояние производителей и потребителей на конкурентном рынке. Во-первых, когда действия потребителей либо производителей приводят к издержкам или выгоде, не являющимся частью рыночной цены. Такие издержки или выгоды называют внерыночными эффектами, потому что они являются внешними по отношению к рынку. Примером внерыночного эффекта служат издержки общества в связи с загрязнением окружающей среды производителями промышленных химикатов. Без государственного вмешательства у такого производителя не будет стимула учитывать социальные последствия и общественные издержки от загрязнения окружающей среды.

     Трудности рынка – второй случай, когда  государственное вмешательство может благоприятно сказаться на состоянии свободно функционирующего конкурентного рынка. Трудности рынка означают, что рыночные цены не отражают истинного положения потребителей и производителей. Например, трудности на рынке могут возникнуть, когда потребители не получают достаточной информации о качестве или происхождении товара и, следовательно, не могут правильно принять максимизирующие полезность решения о покупке. В таком случае государственное вмешательство5 может оказаться желательным.

Информация о работе Государственное регулирование цен