Государственное финансовое регулирование экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:
1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства. Оно означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).
2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ.doc курс.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

     Эти три эффекта, взятые вместе, демонстрируют  простую логику того, как сокращение предельных налоговых ставок может действительно увеличить налоговые поступления. Однако следует иметь в виду, что воздействие налогов на спрос происходит быстрее, чем на предложение. В краткосрочном периоде снижение налогов приводит немедленно к росту совокупного спроса и уменьшению налоговых поступлений в бюджет. А воздействие налогов на предложение имеет долгосрочный характер в связи с инерционностью действия факторов предложения - сбережений, инвестиций, стимулов к труду.

     Личное  подоходное налогообложение, помимо фискального значения, выполняет важную социальную функцию - обеспечивает выравнивание доходов разных социальных групп населения.

     Эту же функцию выполняют и бюджетные  расходы по социальным программам, в результате чего население с  низкими доходами переходит в группу с более высокими, и несколько сокращается социальное неравенство.

     В финансовом регулировании могут  также использоваться внебюджетные фонды. Механизм их использования аналогичен налоговому регулированию - сдерживающая политика предполагает увеличение уровня обязательных платежей (за счет повышения ставок, расширения категорий плательщиков, сокращения числа операций, необлагаемых взносами во внебюджетные фонды), стимулирующая политика - обратные меры.

     В условиях стагфляции, то есть параллельного развития процессов инфляции и падения объемов производства, чисто финансовое регулирование зачастую оказывается неэффективным. Финансовая система хотя и способна оказывать значительное влияние на денежно-кредитную систему, тем не менее сама по себе не гарантирует ее стабилизации (скорее напротив, оказывает дестабилизирующее воздействие, самым ярким проявлением которого является инфляция). Кроме того, одно финансовое регулирование не удовлетворяет полностью потребностей государства в рычагах воздействия на экономику, поэтому возникает необходимость в других регуляторах, в частности, в кредитно-денежных методах регулирования.

     Кредитно-денежное регулирование осуществляется государством при ведущей роли центрального банка. К его методам относят учетную политику (изменение учетной ставки), регулирование обязательных минимальных резервов (изменение резервной нормы), операции на открытом рынке. Основополагающая цель кредитно – денежной политики состоит в том, чтобы помочь экономике достичь такого общего уровня производства, для которого характерны полная занятость ресурсов и отсутствие инфляции. Кредитно - денежная политика заключается в изменении денежного предложения, направленном на стабилизацию совокупного объема производства, занятости и уровня цен. Это обозначает увеличение денежного предложения в периоды спада для поощрения расходов и сокращение денежного предложения в периоды инфляции для ограничения расходов.

     Цель  увеличения предложения денег достигается  путем экспансии, "политики дешевых денег". Она применяется, как правило, как антикризисная мера, направленная на повышение совокупного спроса. Политика дешевых денег включает следующие действия Центрального банка: скупка государственных ценных бумаг, уменьшение учетной ставки, понижение нормы резервов.  

   К недостаткам кредитно-денежных методов  регулирования следует отнести  тот факт, что они не обеспечивают занятость и экономический рост, а также не решают социальных задач  государства.

   Теперь  следует остановиться на следующем, малоисследованном секторе финансово-кредитной системы - страховании. Будучи частью финансово-кредитной системы, страхование в определенной мере может использоваться в качестве регулятора. Такое мнение выражалось некоторыми российскими специалистами по теории финансов, в частности В.М. Родионовой, Е.В. Коломиным и др. Другая точка зрения (В.В. Шахова), согласно которой страхование - самостоятельная экономическая категория, также не исключает возможности его использования в качестве регулятора. Возможности страхования в этой области длительное время были ограничены относительно низким размером доли ВВП, перераспределяемой через страховой рынок по сравнению с бюджетом или кредитной системой.

   Однако  устойчивый ежегодный рост доли страховых  взносов в ВВП РФ заставляет задуматься о возможности использования страховых инструментов регулирования. Рычаги воздействия на экономику через финансы и кредит привлечены уже практически полностью и масштабы их применения в сущности исчерпаны, тогда как потенциал страхования используется всего лишь на десятую часть от возможного. В развитых странах страхование как инструмент государственного регулирования используется по нескольким направлениям.

   Все вышесказанное иллюстрирует, какое  значение для рыночной экономики  имеет действие финансовых регуляторов. Однако и в рыночной экономике есть сфера применения прямого административного регулирования, создающего нормальные условия использования экономических регуляторов. Нельзя абсолютизировать роль экономических регуляторов, так как только адекватное развитие правовой базы их применения дает должный эффект.

2.2. Макроэкономическое  равновесие и финансы  

      Воздействие на социально-экономические процессы с применением разнообразных  форм и методов как косвенных, так и прямых, включает финансовые их виды. Такое воздействие имеет целью обеспечить эволюцию национального хозяйства, сопровождающуюся экономическим ростом, последовательное неуклонное развитие социальной сферы в определенных временных периодах функционирования данной социально-экономической системы.

      В процессах регулирования экономики  необходимо иметь в виду, что достижение общего макроэкономического равновесия возможно только в теоретических  схемах.

      На  макроэкономический уровень выходит  дисбаланс интересов, потребностей и стоящих за ними возможных ресурсов крупных экономических объектов: секторов, отраслей национального хозяйства, регионов, хозяйственных комплексов. Если добавить к этому необходимость сбалансирования потребностей и ресурсов на последующих уровнях хозяйствования, которые интегрируют компоненты потребностей и ресурсов на все вышеперечисленные параметры и объекты регулирования, то придется согласиться, что задача достижения полного экономического равновесия становится иллюзорной.

     Для реальной экономической действительности (как и для любой экономической системы) свойственно «нормальное состояние «неравновесия», которое отражает на данный момент вынужденное динамическое равновесие действующих в обществе противоречивых сил и тенденций, стереотипов хозяйственного поведения, разнонаправленных интересов. Совокупность множества таких частичных состояний характеризует определенную сбалансированность всех экономических параметров, с большей или меньшей степенью удовлетворяющих потребности с учетом возможностей экономических агентов и, соответственно, отклоняющуюся от состояния идеального равновесия на эту же степень. Поэтому и предполагается периодическое изменение форм и методов воздействия при эволюции экономической системы из одного состояния частичного равновесия в другое, отвечающее улучшению сбалансированности большего количества экономических параметров и обеспечивающее более эффективное использование ресурсов общества.

      В западной финансовой теории используется понятие «мультипликатор» для объяснения влияния государственных финансов на производство, измеряемого величиной национального продукта. Концепция мультипликатора исходит из определения объема валового национального продукта (ВНП) двумя методами:

      1) по расходам, то есть совокупности  всех расходов экономических  субъектов, необходимую, чтобы выкупить всю произведенную массу продукции;

      2) по доходам (или распределению), то есть с точки зрения доходов,  получаемых субъектами от производства  продукции.

      По  первому критерию стоимость ВНП (GNP) складывается по формуле:

ВНП (GNP) = С + Ig+ G + Хn,

где: С - объем потребительских расходов домашних хозяйств или всего населения  страны;

      I - валовые частные внутренние  инвестиции;

      G - государственные закупки товаров  и услуг (исключая трансфертные  платежи, не увеличивающие производства);

      Хn - чистый экспорт, то есть превышение объема экспорта над импортом.

      В кейнсианских моделях объясняется  равновесие между объемом производства, дохода и занятости, вызываемыми  изменениями в расходах. Равновесный  уровень производства - это такой  объем производства, который обеспечивает общие расходы, достаточные для закупки данного объема продукции, или при равновесном уровне ЧНП общее количество проданных товаров (ЧНП) точно равно общему количеству закупленных товаров:

(С + Ig + G + Xn).

      Соответственно, нарушением равновесия является любое превышение общих расходов над общим объемом производства, что приводит к росту последнего; любая недостаточность общих расходов вызывает снижение ЧНП.

      Обоснование действия мультипликатора определяется понятиями «предельная склонность к сбережению» - MPS и «предельная склонность к потреблению» - МРС. В первом случае это отношение изменения в сбережениях к изменению в доходе, во втором - отношение изменения в потреблении к изменению в доходе. Исходя из этого числовое значение мультипликатора выражается соотношением

                     I          I

               me = ---  =   ---

                  MPS  1-МРС

      Явление мультипликатора используется при  проведении дискреционной фискальной политики, под которой понимается сознательное манипулирование государственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

      Снижение  налогов вызывает перемещение графика  совокупных расходов и кратное увеличение ЧНП. Так проявляется действие налогового мультипликатора, противоположное действию мультипликатора расходов. Важной характеристикой налогового мультипликатора является его зависимость от потребительской компоненты доходов, то есть он равен:

mt=Tx MPC,

      где: Т - величина налоговых платежей.

      Таким образом, количественно налоговый  мультипликатор меньше мультипликатора  государственных расходов. Следовательно, изменения в государственных  расходах имеют более сильные  воздействия на совокупные расходы, чем изменения налогов такой же величины.

Информация о работе Государственное финансовое регулирование экономики