Государственная политика доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы современной политики доходов населения в России.
Задачами данной работы являются:
определить формирование доходов населения России;
раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов и государственную политику доходов;
Охарактеризовать современные направления политики государства в области доходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….-5-
1. Глава 1. Формирование доходов населения
1.1. Сущность и классификация доходов населения…………………..-7-
1.2. Неравенство доходов населения и его причины…………………..-10-
2. Глава 2. Государственная политика доходов
2.1. Структура денежных доходов населения России…………………-13-
2.2. Дифференциация доходов населения………………………………-16-
2.3. Инструменты государственной политики доходов………………..-19-
Заключение………………………………………………………………..-22-
Список использованной литературы…………………………………….-24-

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 60.24 Кб (Скачать)

Государство, организуя через бюджет перераспределение  доходов, решает проблему повышения  доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального  воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности  и т.д. Степень воздействия государства  на процесс перераспределения доходов  можно измерить объемом и динамикой  расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также  размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении  доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений  ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и  инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета, даже в пределах полученных доходов, ведет к чрезмерному  росту налогов, способному подорвать  рыночные стимулы.

Механизм  социальных трансфертов включает изъятие  в форме налогов части доходов  у средне- и высокодоходных слоев  населения и выплату пособий  наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых  рынком, например, гарантированием  цен фермерам и введением минимальных  ставок заработной платы.

Главный аргумент в пользу равного распределения  доходов заключается в том, что  оно необходимо для максимизации удовлетворения нужд потребителя, или  предельной полезности. Основное возражение против равенства доходов состоит  в том, что для достижения этой цели государство должно изъять в  виде налогов часть доходов высокооплачиваемых семей и передать их низкооплачиваемым. Тем самым уменьшается стремление и тех, и других к максимальному  увеличению заработка. В результате подрываются стимулы к производительному  труду, а следовательно, снизится эффективность  экономики и народное хозяйство (при прочих равных условиях) рискует  войти в полосу затяжной стагнации (что и произошло в СССР в 70-х  — первой половине 80-х гг.).

Перераспределение доходов от богатых к бедным американский экономист А. Окунь (Оукен) сравнил  с «дырявым ведром», т.е. этот процесс  неизбежно ведет к снижению экономической  эффективности. Масштабы «утечки» из «ведра Окуня» определяются тем, в какой  мере повышение налогов и рост социальных трансфертов уменьшают  объемы предложения труда. В случае, если эластичность предложения труда по заработной плате высока, повышение налогов с целью увеличения социальных трансфертов приводит к значительному сокращению предложения труда в легальном секторе экономики и перетеканию его в теневой сектор (где оплата труда не облагается государственными налогами). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                         Заключение.

Анализ изменений  в уровне жизни населения России в последние годы показал, что  сохранение низкого жизненного уровня большинства населения блокирует  ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую нестабильность. Социальная политика в России остается пассивной и не адекватной сложившейся  напряженной ситуации. Все большее  число граждан, общественно-политических сил выступают за смену курса  социально-экономических преобразований в стране.

 Политика  распределения доходов населения  должна быть направлена, прежде  всего, на восстановление роли  оплаты труда, как основного  источника денежных доходов населения  и важнейшего стимула трудовой  активности граждан.

В этих целях  первоочередное значение приобретает  поэтапное доведение минимальных  и других фиксированных доходов  населения до величины прожиточного минимума. Именно такой подход заложен  в Федеральном законе «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации». Необходимо также принять экстренные правовые, экономические и административные меры по ликвидации имеющейся задолженности  по заработной плате, введению механизма  возмещения материального ущерба при  задержках с выплатой заработной платы.

В этой связи, целесообразно  рассмотреть вопрос о введении обязательного  страхования работодателей на случай неспособности ими своевременно оплатить труд наемных работников. Активная государственная социальная политика позволит остановить процесс  обнищания основной массы населения  такой великой державы, как Россия, и создать предпосылки для  преодоления социального кризиса  в стране.

Доходы и покупательная  способность населения имеют  не только социальное значение – как  слагаемые уровня жизни, но и как  факторы, определяющие продолжительность  самой жизни. Они весьма значимы, как элемент экономического подъема, который определяет емкость внутреннего рынка. Емкий внутренний рынок, обеспеченный платежеспособным спросом является мощнейшим стимулом поддержки отечественного производителя.

Низкий уровень  доходов, и, как следствие, низкая покупательная  способность основной массы населения, денежный потенциал которого частично отвлекается на покупку импортных  товаров, есть одна из основных причин стагнации экономики России.

Очевидно, что  для оживления экономики необходимо формирование платежеспособного спроса через увеличение части доходов  населения в общей сумме доходов  общества – ВВП. В основном, для  реанимации внутреннего рынка и  поддержки отечественного производителя  стратегически важно повышать доходы наиболее бедной и средней части  населения. Увеличение и, конечно, своевременная  выплата зарплаты, пенсий, стипендий  и других социальных выплат, является необходимым для подъема экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     Список использованной литературы:

1. Журнал «Общество  и экономика» № 1 2003г. стр. 80-92 Доктор   экономических наук  В.Бобков[1]

2. Курс экономической  теории: Учебник/ Под ред. Проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.  А. – Киров.: Издательство АСА, 1998.(с 442-454).[2]

3. Современная  экономика. Общедоступный курс/ Под  ред. Мамедовова О.Ю. – Ростов  н/Д.: изд-во «Феникс», 1998. (с 256-269).[3]

4. Экономика:  Учебник/ Под ред. Доц. А.С.  Булатова. – М.: Издательство БЕК, 1999. (531-547).[4] 
 

 

 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственная политика доходов