Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:14, курсовая работа
Целью данной работы является изучение проблемы современной политики доходов населения в России.
Задачами данной работы являются:
определить формирование доходов населения России;
раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов и государственную политику доходов;
Охарактеризовать современные направления политики государства в области доходов.
Введение………………………………………………………………….-5-
1. Глава 1. Формирование доходов населения
1.1. Сущность и классификация доходов населения…………………..-7-
1.2. Неравенство доходов населения и его причины…………………..-10-
2. Глава 2. Государственная политика доходов
2.1. Структура денежных доходов населения России…………………-13-
2.2. Дифференциация доходов населения………………………………-16-
2.3. Инструменты государственной политики доходов………………..-19-
Заключение………………………………………………………………..-22-
Список использованной литературы…………………………………….-24-
Одной из характерных черт переходного периода в России стали существенные изменения в распределении доходов населения, рост неравенства и бедности. Если в отношении экономического неравенства существуют аргументы, подтверждающие как положительное, так и отрицательное его влияние на экономический рост, то бедность населения признается одним из негативных феноменов, который влечет за собой серьёзные социальные и экономические последствия. Борьба с бедностью традиционно рассматривается как одно из важных направлений государственной политики.
Страны
с переходной экономикой часто опровергали
устоявшие представления о
Государственная политика доходов.
2.1. Структура денежных доходов населения России.
При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения, выразившиеся в снижении доли оплаты труда и повышении доли доходов от предпринимательской деятельности и собственности (рис. 1)1.
Рис. 1. Структура денежных доходов населения России,
%
от общего объема
Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.
Всесторонняя
система индексации сложилась в
60–70-х гг. в большинстве стран
Западной Европы. Обычно индексация осуществляется
как на общегосударственном уровне
(на основе соответствующего законодательства),
так и на уровне отдельных предприятий
через коллективный договор. Система
индексации предусматривает
В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения (например, в США – на чуть более 10% наемных работников, тогда как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.
В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной сферы, а также на пенсии, стипендии и пособия. Для всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.
Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.
Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).
В основе
применяемого в России с 1997 г. физиологического
минимума лежит набор из 25 основных
продуктов питания, который рассчитывается
исходя из годовых норм потребления,
необходимых для мужчины
Динамика
средней заработной платы и стоимости
прожиточного минимума в России за
период с 1992 г. по 1998 г. представлена в
табл. 2.
Таблица
2.
Динамика
средней заработной
платы и прожиточного
минимума в России
Показатели | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 |
Средняя заработная плата, тыс. р. | 6,0 | 59,6 | 217,8 | 484,3 | 805,4 | 964,3 | 1,051 | 1,520 |
Величина прожиточного минимума, тыс. р. | 1,6 | 15,4 | 58,5 | 191,9 | 253,8 | 412,9 | 0,736 | 0,908 |
Отношение количества минимальных наборов к средней заработной плате | 3,5 | 3,8 | 3,7 | 2,5 | 3,2 | 2,3 | 1,4 | 1,7 |
В
зависимости от соответствия доходов
прожиточному минимуму нуждающаяся
часть населения имеет право
на получение социальной помощи. При
этом в странах с рыночной экономикой
практикуется строго избирательный
подход к определению лиц, действительно
нуждающихся в этой помощи. В основе
этого подхода лежат различные
процедуры проверки, среди критериев
которых – уровень дохода, размеры
личного имущества, состояние здоровья,
семейное положение и т. д.
2.2. Дифференциация доходов населения.
Один из источников социальной напряженности в любой стране – разница в уровнях благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:
1)
величиной имущества всех
2) величиной текущих доходов граждан.
Люди получают доходы в результате того, что-либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:
1)
разная ценность принадлежащих
людям факторов производства (капитал
в форме компьютера, в принципе,
способен принести больший
2)
разная успешность
3)
разный объем принадлежащих
Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.
Для количественной
оценки дифференциации доходов применяются
различные показатели. Степень неравенства
доходов отражает кривая Лоренца
(рис. 2), при построении которой по оси
абсцисс откладываются доли семей (в %
от общего их числа) с соответствующим
процентом дохода, а по оси ординат – доли
доходов рассматриваемых семей (в % от
совокупного дохода). Теоретическая возможность
абсолютно равного распределения дохода
представлена биссектрисой, которая указывает
на то, что любой данный процент семей
получает соответствующий процент дохода.
Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают
соответственно 20,40,60% от всего дохода,
то соответствующие точки будут расположены
на биссектрисе.
Рис.2.
Кривая Лоренца
Кривая Лоренца
демонстрирует фактическое
Последним из наиболее
часто употребляемых
Для характеристики
распределения совокупного
Для переходной
экономики России 90-х годов был
характерен рост показателей дифференциации
доходов. Децильный коэффициент
вырос с 5, 4 в конце 1991 г. до 13,4 в 1995г.
и до 13,5 в 1998 г. Коэффициент Джини повысился
с 0,256 в 1991 г. до 0,376 в 1998 г. В идеале дифференциация
общего уровня доходов сопровождается
различиями в уровне оплаты труда в отдельных
отраслях и сферах деятельности. В рыночной
экономике отраслевая и межпрофессиональная
дифференциация уровней оплаты труда
отражает общественную полезность тех
или иных занятий, служит ориентиром занятости,
подготовки и переподготовки кадров.
2.3. Инструменты государственной политики доходов.
Основными инструментами политики доходов являются — трансфертные платежи, гарантированный минимум заработной платы, налоговые инструменты перераспределения доходов.
Государственная
политика доходов является составной
частью социальной политики
и направлена на решение двух главных
задач: оказание прямой помощи наиболее
уязвимым слоям населения через
систему социального
Государственная
политика доходов заключается в
перераспределении их через госбюджет
путем дифференцированного
Социальные трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.