Государственная политика доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 10:14, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы современной политики доходов населения в России.
Задачами данной работы являются:
определить формирование доходов населения России;
раскрыть и проанализировать причины современной дифференциации доходов и государственную политику доходов;
Охарактеризовать современные направления политики государства в области доходов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….-5-
1. Глава 1. Формирование доходов населения
1.1. Сущность и классификация доходов населения…………………..-7-
1.2. Неравенство доходов населения и его причины…………………..-10-
2. Глава 2. Государственная политика доходов
2.1. Структура денежных доходов населения России…………………-13-
2.2. Дифференциация доходов населения………………………………-16-
2.3. Инструменты государственной политики доходов………………..-19-
Заключение………………………………………………………………..-22-
Список использованной литературы…………………………………….-24-

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 60.24 Кб (Скачать)

Одной из характерных черт переходного  периода  в   России  стали  существенные изменения в распределении доходов  населения, рост  неравенства   и  бедности. Если в отношении экономического  неравенства  существуют аргументы, подтверждающие как положительное, так и отрицательное его влияние на экономический рост, то бедность  населения  признается одним из негативных феноменов, который влечет за собой серьёзные социальные и экономические последствия. Борьба с бедностью традиционно рассматривается как одно из важных направлений государственной политики.

Страны  с переходной экономикой часто опровергали  устоявшие представления о закономерностях  и принципах экономического развития. Не исключено, что и в отношении  взаимосвязи экономического развития регионов и уровня бедности в них, а России, отсутствуют тенденции, наблюдаемые в других странах. Самым  предварительным аргументом в пользу этой связи является тот факт, что  уровень бедности и его динамика значительно варьировали по регионам страны, которые так же демонстрировали  разные темпы экономического развития. [1] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                2. Глава 2.

                            Государственная  политика доходов.

2.1. Структура денежных  доходов населения  России.

При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения  в структуре денежных доходов  населения, выразившиеся в снижении доли оплаты труда и повышении  доли доходов от предпринимательской  деятельности и собственности (рис. 1)1.

Рис. 1. Структура денежных доходов населения  России,

% от общего объема 

Особое  значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется  индексация, т.е. увеличение номинальных доходов в зависимости от роста цен.

Всесторонняя  система индексации сложилась в 60–70-х гг. в большинстве стран  Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий  через коллективный договор. Система  индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых  низких до близкой к нулю компенсации  самых высоких.

В большинстве  промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть  трудоспособного населения (например, в США – на чуть более 10% наемных  работников, тогда как остальные  предпочитают добиваться тех или  иных надбавок к заработной плате  при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни  пенсионеров и других лиц с  фиксированными доходами.

В России индексация денежных доходов распространяется на заработную плату работников бюджетной  сферы, а также на пенсии, стипендии  и пособия. Для всех остальных  категорий занятого населения государство  регулирует только размер минимальной  заработной платы.

Важным  направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка беднейших  слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения  имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая  система существует во всех странах  с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения  определенных категорий населения  к числу имеющих право на получение  социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

В основе применяемого в России с 1997 г. физиологического минимума лежит набор из 25 основных продуктов питания, который рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного  возраста.

Динамика  средней заработной платы и стоимости  прожиточного минимума в России за период с 1992 г. по 1998 г. представлена в  табл. 2. 

      Таблица 2. 

      Динамика  средней заработной платы и прожиточного минимума в России 

Показатели 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Средняя заработная плата, тыс. р. 6,0 59,6 217,8 484,3 805,4 964,3 1,051 1,520
Величина  прожиточного минимума, тыс. р. 1,6 15,4 58,5 191,9 253,8 412,9 0,736 0,908
Отношение количества минимальных наборов  к средней заработной плате 3,5 3,8 3,7 2,5 3,2 2,3 1,4 1,7
 

      В зависимости от соответствия доходов  прожиточному минимуму нуждающаяся  часть населения имеет право  на получение социальной помощи. При  этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный  подход к определению лиц, действительно  нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные  процедуры проверки, среди критериев  которых – уровень дохода, размеры  личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д. 
 

2.2. Дифференциация доходов  населения.

Один из источников социальной напряженности в любой  стране – разница в уровнях  благосостояния граждан, уровне их богатства. Уровень богатства определяется двумя факторами:

     1) величиной имущества всех видов,  находящегося в собственности  отдельных граждан;

    2) величиной  текущих доходов граждан.

Люди получают доходы в результате того, что-либо создают собственный бизнес (становятся предпринимателями), либо предоставляют находящиеся в их собственности факторы производства (свой труд, капитал или землю) в пользование другим людям или фирмам. А те используют эту собственность для производства нужных людям благ. В таком механизме формирования доходов изначально заложена возможность их неравенства. Причиной тому:

     1) разная ценность принадлежащих  людям факторов производства (капитал  в форме компьютера, в принципе, способен принести больший доход,  чем в форме лопаты);

     2) разная успешность использования  факторов производства (например, работник  в фирме, производящей дефицитный  товар, может получать более  высокий заработок, чем его  коллега той же квалификации, работающий в фирме, товары  которой продаются с трудом);

     3) разный объем принадлежащих людям  факторов производства (владелец  двух нефтяных скважин получает  при прочих равных условиях  больший доход, чем владелец  одной скважины).

Различия в  уровне доходов на душу населения, или  на одного занятого, называется дифференциацией  доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются  различные показатели. Степень неравенства  доходов отражает кривая Лоренца (рис. 2), при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в  % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20,40,60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. 

        
 

      Рис.2. Кривая Лоренца 

Кривая Лоренца  демонстрирует фактическое распределение  дохода. Например, 20% населения с  самыми низкими доходами получили 5% общего дохода, 40% с низкими доходами – 15% и т.д. Заштрихованная область  между линией абсолютного равенства  и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем  больше эта область, тем больше степень  неравенства доходов. Если бы фактическое  распределение доходов было абсолютно  равным, то кривая Лоренца и биссектриса  совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения  доходов в различные периоды  времени или между различными группами населения.

Последним из наиболее часто употребляемых показателей  дифференциации доходов является децильный коэффициент, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется  индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини). Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство, т. е. чем выше степень поляризации  общества по уровню доходов, тем коэффициент  Джини ближе к 1. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.

Для переходной экономики России 90-х годов был  характерен рост показателей дифференциации доходов. Децильный коэффициент  вырос с 5, 4 в конце 1991 г. до 13,4 в 1995г. и до 13,5 в 1998 г. Коэффициент Джини повысился с 0,256 в 1991 г. до 0,376 в 1998 г. В идеале дифференциация общего уровня доходов сопровождается различиями в уровне оплаты труда в отдельных отраслях и сферах деятельности. В рыночной экономике отраслевая и межпрофессиональная дифференциация уровней оплаты труда отражает общественную полезность тех или иных занятий, служит ориентиром занятости, подготовки и переподготовки кадров.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3. Инструменты государственной  политики доходов.

Основными   инструментами   политики   доходов  являются — трансфертные платежи, гарантированный минимум  заработной платы, налоговые  инструменты  перераспределения доходов.

Государственная   политика   доходов  является составной  частью  социальной  политики  и направлена на решение двух главных  задач: оказание прямой помощи наиболее уязвимым слоям  населения  через  систему социального обеспечения  и нейтрализацию инфляционного  обесценивания  доходов  и сбережений населения.

Государственная политика доходов заключается в  перераспределении их через госбюджет  путем дифференцированного налогообложения  различных групп получателей  дохода и социальных выплат. При  этом значительная доля национального  дохода переходит от слоев населения  с высокими доходами к слоям с  низкими доходами. Ныне все развитые страны мира создали системы социальной поддержки малоимущих.

Социальные  трансферты — это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в  хозяйственной деятельности в настоящее  время или в прошлом. Целью  социальных трансфертов является гуманизация  отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание  внутреннего спроса.

Информация о работе Государственная политика доходов