Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:17, курсовая работа
Проблема заключается в том, что прогресс в истории экономической теории - двойственен и неоднозначен. Более ранние и более поздние экономические теории часто оказывается несравнимыми, так как они относятся к разным экономическим системам, реальностям, и поэтому эволюция экономической науки является своеобразным отражением эволюции самой экономики, потому без знания первой у нас мало шансов постигнуть вторую.
Введение.
Глава 1. Зарождение экономической теории.
Возникновение и развитие экономики до XVI-XVII вв.
Меркантилизм – первая школа политической экономии. 1.3.Физиократы и классическая политическая экономия……………….
Глава 2. Главные направления современной экономической мысли.
2.1. Неоклассическое направление…………………………….
2.2. Кейнсианство………………………………………………..
2.3. Институционально-социологическое направление……….
Заключение.
Список литературы.
Оглавление
Введение.
Глава 1. Зарождение экономической теории.
Глава 2. Главные направления
2.1. Неоклассическое направление…………………………….
2.2. Кейнсианство………………………………………………
2.3. Институционально-
Заключение.
Список
литературы.
Экономическая теория является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей.
На первый взгляд, история экономической теории - это хронологическое описание, включающее комментарии наиболее продуктивных попыток создания все более точных и правильных экономических воззрений.
Однако, с начала зарождения экономической мысли до наших дней происходит её эволюция, включающая элементы ветвления и создания новых, не существовавших ранее возможностей альтернативного поведения. Поэтому важнейшим параметром функционирования экономики является время, линейное в прошлое и ветвящееся в будущее.
С одной стороны прогресс в экономической науке очевиден и более поздние теории совершеннее, чем их предшественники. Поэтому логичен вопрос - зачем вообще изучать историю экономической науки, если достаточно взять последние, и потому самые правильные,- относительно прошлых, экономические воззрения?
Проблема
заключается в том, что прогресс
в истории экономической теории
- двойственен и неоднозначен. Более
ранние и более поздние экономические
теории часто оказывается несравнимыми,
так как они относятся к разным экономическим
системам, реальностям, и поэтому эволюция
экономической науки является своеобразным
отражением эволюции самой экономики,
потому без знания первой у нас мало шансов
постигнуть вторую.
Глава 1. Зарождение экономической теории.
Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III в. до н. э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н. э.), указывалось на различия в умственном и физическом труде, причем первый объявлялся монополией "высших" слоев, а второй - уделом "простолюдинов" основную массу которых составляли рабы. Интересно, что уже в то время, например, в трудах китайского философа Сюнь Цзы (III в. до н. э.), высказывалась мысль о том, что все люди равны от рождения, что "накопленным богатством" должны пользоваться все и что люди из народа должны иметь право частной собственности на землю. А поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников.
Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) - можно охарактеризовать как теоретически исходные пункты современной экономической науки, например, идея о полезности как основе ценности хозяйственных благ, правильного обмена хозяйственных благ, обмена эквивалентов и т. д. В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался занятием, неприличным для свободного гражданина, поэтому и продукт тогда оценивался только с точки зрения его полезности, а не труда.
Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима: Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.), Варрона (116-27 гг. до н. э.), Лукреция Кара (99-55 гг. до н. э.), Калумеллы (I в. н. э.), Сенеки (2-65 гг. н. э.) - являлись своего рода развитием экономической мысли Древней Греции. Здесь также обосновывается необходимость рабства, но уже находят свое отражение упадок и разложение рабовладения. Так, Сенека, утверждавший, что все люди по природе равны, осуждал рабство. Он писал: "Они рабы. Но они люди". Сенека выступал против ростовщичества, хотя сам через вольноотпущенников занимался ростовщичеством и был очень богат. Его идеи оказали влияние на христианство, которое в свою очередь ознаменовало собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: "Если кто не хочет трудиться, тот не ешь". Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов труда, понятия собственности, богатства и многие другие экономические проблемы в той или иной степени изложены в христианском учении.
Но все эти взгляды даже в совокупности не представляют собой систематизированного учения об экономике, хотя термин "экономия" (от греческих слов: "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - учение, закон) впервые был введен в научный оборот Аристотелем, изучавшим рабовладельческие хозяйства.
В настоящее время этот термин получил широкое распространение, но уже в несколько измененном виде. Сегодня под экономией обычно понимают сокращение затрат, бережливость при расходовании каких-либо ресурсов. Производным от греческого слова oikonomiya - искусство ведения домашнего хозяйства - явился термин "экономика", который в современных условиях используется в различных значениях:
1) хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (например: мировая экономика, экономика России, экономика Узбекистана и т. д.);
2) научная дисциплина, занимающаяся изучением народного хозяйства в целом, некоторых условий и элементов производства (народонаселения, труда, управления и т. д.), отдельных отраслей (промышленности, машиностроения, сельского хозяйства, животноводства, образования и т. д.);
3)
исторически определенная
Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. Экономическая наука откликается на эти процессы появлением меркантилизма.
Сущность
учения меркантилистов сводится к определению
источника происхождения
Идейно
близкой к меркантилизму
Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Ман (1571 -1641), А. Монкретьен де Ваттевиль (1575-1621), Г. Скаруффи (1519-1584), Д. Норе (1641 - 1691), Д. Юм (1711 -1776).
Особую популярность среди меркантилистов имели Томас Ман и Антуан Монкретьен де Ваттевиль.
Томас Ман - английский экономист, став купцом и нажив солидное состояние, передал свой опыт в двух небольших сочинениях: "Рассуждение о торговле в Англии с Ост-Индией" и "Богатство Англии во внешней торговле, или Баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства". В то время торговля и обращение денег играли настолько большую роль, что слова "торговля" и "экономика" считались почти синонимами. Т. Ман главным видом капитала считает торговый капитал, богатство олицетворяет с денежной формой, а источником обогащения признает торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство.
Антуан
Монкретьен де Ваттевиль - поэт, мятежник,
дуэлянт - прожил бурную, полную приключений
жизнь, подобно героям романа А. Дюма
"Три мушкетера" был осужден
как государственный
Учение
Уильяма Петти (1623-1686) является как
бы переходным мостиком от меркантилистов
к классической (подлинной) науке - политической
экономии. Его работы - "Трактат о налогах
и сборах" (1662), "Слово мудрым" (1665),
"Политическая арифметика" (1676), "Кое-что
о деньгах" (1682). Последняя работа оценена
Ф. Энгельсом как шедевр политической
экономии. Заслуга У. Петти в том, что он
впервые объявил источником богатства
труд и землю. Известно его изречение:
"Труд есть отец и активнейший принцип
богатства, а земля - его мать".
1.3.Физиократы и классическая
политическая экономия.
Новый этап в развитии политической экономии представлен физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Это название в переводе с греческого дословно означает "власть природы". Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774). Он родился в семье землевладельца, получил отличное медицинское и юридическое образование, был придворным врачом Людовика XV, пользовался покровительством мадам Помпадур. В возрасте 52 лет вслед за научными работами по медицине Ф. Кенэ написал главный свой труд по политической экономии "Экономические таблицы" (1758), в котором была предпринята гениальная попытка анализа общественного воспроизводства с позиции установления определенных балансовых пропорций между натуральными и стоимостными элементами общественного продукта. Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии. Вокруг Ф.Кенэ группировался ряд его талантливых учеников и сторонников: В. Р. Мирабо-старший (1715-1789), Дюпон де Немур (1739-1817), Анн Тюрго (1727-1781).
Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823).
Адам Смит родился в апреле 1723 г. в маленьком шотландском городке Керколди в семье главного контролера королевской таможни. Он получил хорошее образование, окончил два университета, приобрел фундаментальные знания по философии, политическим наукам, математике, астрологии, юриспруденции, социологии и экономике. Его первая книга - "Теория нравственных чувств".
А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. В возрасте 44 лет он решил исполнить грандиозный и даже чудовищный, по выражению некоторых биографов, план - дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпускает книгу "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1777). В этой книге систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл "невидимой рукой". А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.
Информация о работе Главные направления современной экономической мысли