Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 17:53, курсовая работа
Целью данной работы является анализ эволюции понятия «конкуренция» с развитием экономических теорий, показать какую роль играет государство в развитии и поддержании конкурентных отношений в рыночной среде.
Задачами в моей работе является рассмотрение следующих вопросов: что такое конкуренция, какие функции она выполняет, на какие виды делится, какие особенности конкуренции существуют в России, какие существуют модели совершенной и несовершенной конкуренции.
Таблица 1
Виды конкуренции | Цель | Механизмы | Результаты | ||||
Внутри – отраслевая | Получение сверхприбыли | Повышение производительности труда, снижение индивидуальной ценности товара | Сведение индивидуальных ценностей товаров к единой, общественной ценности и формирование на этой основе отраслевой рыночной цены товара | ||||
Межотраслевая | Межотраслевая | Свободное переливание из отрасли в отрасль в погоне за внешней нормой прибыли | Выравнивание различных норм прибыли в единую, среднюю норму прибыли и образование средней прибыли как абсолютной ее величины | ||||
Рыночная | Защита интересов покупателей и продавцов | Динамика соотношения предложения и спроса товара | Динамика соотношения предложения и спроса товара. |
3.
Виды конкуренции
Конкуренцию можно разделить по трем признакам:
1. по методам осуществления,
2. по отраслевой принадлежности,
3. по степени свободы.
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
По степени свободы подразделяют на совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция – это свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. В условиях монополистической конкуренции количество фирм 25–70. Каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе – товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары или услуги одного назначения – прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и другое. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом.
С
учетом условий, в
которых протекает
конкуренция, различают
две основные формы
конкуренции: совершенную
и несовершенную,
имеющую несколько
моделей.
Таблица 2. Основные характеристики форм и моделей конкуренции
Формы и модели конкуренции | Признаки, определяющие форму и модель конкуренции | Степень контроля над ценами |
Совершенная | большое количество мелких продавцов и покупателей; полная однородность производимой продукции, покупатель может выбрать любого продавца для осуществления покупки; отсутствие ограничений для межотраслевого переливания капитала, т.е. полная свобода «входа» в отрасль, на рынок и «ухода»; полная информация о цене, спросе и предложении товара, т.е. совершенное знание рынка потребителями и производителями | отсутствие
контроля;
цена устанавливается в соответствии с действием законов спроса и предложения |
Несовершенная
Ее модели: Монополия |
ограничена
влиянием монополий
и государства; товар
производит только один
производитель, поэтому
есть единственный продавец;
реализуемый продукт
уникален, отсутствуют
близкие заменители
товара, поэтому покупатель
вынужден платить
установленную монополистом
цену; для потенциальных
конкурентов монополист
устанавливает |
продавцы
и покупатели могут
воздействовать на рыночную
цену;
полный контроль |
Монополистическая конкуренция | относительно большое количество производителей, предлагающих похожую, но не идентичную продукцию; продукция может быть дифференцирована и по условиям послепродажного обслуживания, по интенсивности рекламы, и т.д. множество продавцов и покупателей, совершающих сделки не по одной рыночной цене, а в широком диапазоне цен; относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок, вхождение в отрасль довольно простое | достаточно
слабый контроль;
ограничен возможностью замены товара |
Олигополия | Преобладающая
модель в современной
рыночной структуре:
рынок состоит из небольшого числа продавцов; товары могут быть схожими, а могут быть и дифференцированными; проникновение в отрасль, на этот рынок новым претендентам довольно затруднено; каждый продавец чутко реагирует на стратегию и действия конкурентов; используется политика лидерства в ценах, а также возможен сговор между олигополистическими фирмами в целях поддерживания цен и максимизации прибыли |
частичный контроль |
Следует отметить, что диапазон методов, который может быть использован конкурирующими фирмами, достаточно широк. Эти методы можно разделить на ценовые и неценовые. К ценовым относятся: применение монопольно высоких или монопольно низких цен в целях вытеснения конкурента и завоевания рынка сбыта; использование ценовой дискриминации, особенно при оказании услуг и т.д.
Основными же методами конкуренции в современных успениях являются неценовые, т.е. конкуренция осуществляется посредством повышения технического уровня изделий, качества товаров, улучшения ассортимента при сохранении примерно одной и той же цены. Эти методы включают рекламу, услуги по сервисному обслуживанию, продажу в кредит, лизинг, льготы постоянным покупателям, использование торговых знаков и торговых марок фирм.
К сожалению, иногда используются силовые методы конкурентной борьбы, а также запрещенные законом методы.
Вместе с тем использование различных методов конкурентной борьбы не принесет успеха, не сделает конкуренцию цивилизованной и эффективной, если экономическим центром общества – государством – не будут предприняты меры, обеспечивающие нормальные условия для функционирования и защиты от монополизма, усиление которого негативно сказывается на развитии рыночной экономики. Осуществление политики в области конкуренции и регламентации деятельности монополий со стороны государства проявляется в формировании и совершенствовании антимонопольного регулирования, включающего антимонопольный контроль над монополизированными рынками, организационный механизм и антимонопольное законодательство.
В
зависимости от соотношения
между количеством
производителей и
количеством потребителей
различают следующие
виды конкурентных структур:
Параметры | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия |
Количество фирм производящих продукт | Много
независимых фирм;
нет контроля по рынкам
Нет |
Много фирм, производящих сходные товары / услуги | Несколько фирм, производящих товары / услуги | Один продукт и одна фирма |
Контроль над ценами | Цены
определяются рынком
Нет |
Влияние ограничено возможностью замены | Существует влияние ценового лидера | Практически полный контроль |
Товарная дифференциация | Продукты не различимы по свойству и качеству | Товары/услуги дифференцированы по сегментам рынка | Существенны для отдельных продуктов, мала для стандартных | Нет |
Лёгкость входа | Относительный лёгкий вход и выход | Относительный лёгкий вход и выход | Трудный. Часто требует больших инвестиций | Очень трудный |
Пример | Рынок ценных бумаг | Наиболее распространенный вид конкурентной среды | Автомобили, бензин | Электроэнергия, газ |
I. Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками: 1. Большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет заметного влияния на рыночную цену и количество товара. В условиях чистой конкуренции каждая из многочисленных фирм выпускает настолько небольшую часть продукции, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. То есть, отдельный конкурирующий производитель соглашается с ценой; конкурентная фирма не может устанавливать рыночную цену, но может только приспособиться к ней.
Фирма может получить ту же самую цену за единицу продукции, как при большем, так и при меньшем объеме производства. Запрашивать более высокую цену, чем существующая рыночная цена, было бы бесполезно.
2. Каждый продавец производит однородный продукт, который ни в каком отношении не отличим от продукта других продавцов. Например, наличие торговой марки ставит продавца в привилегированное, монопольное положение, а это уже не свободный рынок. Вследствие стандартизации продукции отсутствует основание для конкуренции.
3. Барьеры для входа в рынок отсутствуют: нет ни законодательных, ни технологических, ни финансовых препятствий, которые могли бы помешать возникновению новых фирм и сбыту их продукции на конкурентных рынках.
4. Никаких искусственных ограничений спроса, предложения, или цены не существует и ресурсы – переменные факторы производства – мобильны.
5. Каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, количествах продукта, затратах, и спросе на рынке. Без этого они не в состоянии сделать правильный, наилучший для себя выбор.
Ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к пониманию более реальных рыночных структур.
II. Антиподом чистой конкуренции является чистая монополия. Монополия возникает, когда в силу различных причин на рынке товара существует единственный производитель – монополист, способный удовлетворить общий спрос всей массы потребителей данного продукта. Отсюда следует, что продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходится без него. Отсутствие близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемого продукта или услуги фирма может заниматься или нет широкой рекламой и деятельностью по стимулированию сбыта. Например, чистый монополист, продающий предметы роскоши мог бы осуществлять широкую рекламу, с тем, чтобы увеличить спрос на свой товар. Возможно, тогда большее количество людей захотят приобрести их, отказавшись от другого товара. В то же время телефонной компании, являющейся единственной в небольшом городе незачем рекламировать свои услуги, так как люди имеют представления о них и знают, у кого они должны их приобретать.
Если чистые монополисты ряда предприятий общественного пользования занимаются рекламой, то причина этого, вероятно, повышение престижа, а не увеличение доли рынка.
На монопольном рынке спрос потребителей, с одной стороны, встречается с предложением фирмы-монополиста, с другой. Механизм взаимодействия потребителей и единственного производителя на монопольном рынке принципиально отличается от случая совершенной конкуренции.
Отдельные потребители, не имеющие возможности оказывать влияния на рыночную цену, вынуждены подстраивать свой запрос под цену, предлагаемую монополистом. Со своей стороны, монополист, способный удовлетворить общий спрос потребителей, так выбирает объем и цену, при которой товар будет полностью куплен потребителями, чтобы максимизировать свою прибыль.
Вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано существующими барьерами. Существует несколько видов барьеров, препятствующих вступлению в отрасль:
– экономия,
обусловленная ростом масштабов производства:
современная технология в некоторых отраслях
производства такова, что эффективное
малозатратное производство может быть
достигнуто, только если производители
являются чрезвычайно крупными как в абсолютном
выражении, так и относительно рынка. Примерами
таких отраслей являются автомобильная,
алюминиевая промышленности.
Литература
1. Слагода В.Г. Экономическая теория: Учеб. 4-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ, 2009 г.
2. Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. – М.: ИЛ, 2006
3. Майкл Портер. Конкуренция – Вильямс, 2005 г.