Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 18:07, курсовая работа
Цель работы: Изучить формирование классической политической экономии на примере Англии и Франции.
Задачи: 1) выяснить взгляды основателей классической политической экономии; 2) определить, какой вклад внесли в развитие идей Уильям Петти, Адам Смит, Пьер Буагильбере, Франсуа Кенэ и их последователи ;
Введение………………………………………………………………3-4 Глава 1. Классическая политическая экономика и ее представители………………………………………………………5-20
1.1 Классическая политическая экономка Англии и Франции. Общие характеристики…………………………………………5-7
1.2 Экономическая теория Уильяма Петти…………………8-11
1.3 Доктрина Адама Смита…………………………………..12-18
1.4 Экономические взгляды Пьера Буагильбера…………18-20
Глава 2. Экономическое учение физиократов………………21-27
2.1 Школа физиократов………………………………………….21-23
2.2 Франсуа Кенэ…………………………………………………24-27
Заключение………………………………………………………..28-30
Список используемой литературы……………………………28-30
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава 2. Экономическое учение физиократов………………21-27
2.1 Школа физиократов………………………………………….
2.2 Франсуа Кенэ…………………………………………………24-27
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………28-30
ВВЕДЕНИЕ
Англия и Франция относятся к числу развитых стран с очень развитой экономикой. Россия же относится к развивающимся странам и на примере Англии и Франции можно преобразовать развитие экономики в нашей стране. При изучении данной темы, прежде всего, следует рассмотреть условия, вызвавшие формирование классической школы политической экономии. Классическую политическую экономию так же можно назвать философией «рыночного хозяйства». Завершается разложение феодализма и происходит становление капитализма: быстрый рост промышленности, торговли, банковского дела.
Но для того, чтобы лучше понять процесс становления современных экономических теорий, мы не можем обойти вниманием школу физиократов. Школа физиократов – особое течение в рамках классической политической экономии. Слово “физиократия” имеет греческое происхождение и в переводе означает “власть природы” (Physis (природа)+kratos (власть)). В этом смысле представители физиократизма исходили из определяющей роли в экономике земли, сельскохозяйственного производства.
Изучение идей этой школы достаточно важно, так как, по выражению Карла Маркса физиократы стали “настоящими отцами современной политической экономии”.[9, с.112].
Цель работы: Изучить формирование классической политической экономии на примере Англии и Франции.
Задачи: 1) выяснить
взгляды основателей
Глава 1. КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ И ЕЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Формирование классической политической экономии было подготовлено развитием капитализма. Классическая школа сменила меркантилизм. Завершается разложение феодализма и происходит становление капитализма: быстрый рост промышленности, торговли, банковского дела. Большие успехи были сделаны в развитии общественного сознания. Наступил век Просвещения. Она формировалась и получила большое развитие только в двух странах: в Англии и Франции, хотя меркантилизм имел несравненно более широкое распространение.
Классическая политическая экономия прошла в своем развитии два этапа: формирование (XVII–XVIII вв.) и существование целостной системы экономических взглядов (с конца XVIII до 70-х гг. XIX в.). На первом этапе осуществляется борьба с феодализмом и меркантилизмом, находятся некоторые принципы и закономерности становления капиталистической экономики. На втором этапе результаты исследований ряда ученых обобщаются и объединяются в единое целое.
Исторические условия, подготовившие возникновение классической школы, сложилось прежде всего в Англии. Здесь быстрее, чем в других странах Европы, завершался процесс первоначального накопления капитала, и складывалось политическое хозяйство. Были заложены основы мануфактурного производства, получившего большее развитие уже в 17 веке. В результате обострения социальных противоречий в Англии началась Буржуазная революция, покончившая с феодально-абсолютистским строем и ускорившая развитие капиталистических отношений. Основателем классической политической экономии является Уильям Петти. В 18в. она развивалась Адамом Смитом, а затем в первой половине 19в. была завершена Давидом Риккардо. Основателем классической экономии во Франции является Пьер Буагильбере. Ее положения развивали в своих работах физиократы (Ф.Кенэ, А. Тюро), а завершил Ж.Сисмонди. Наибольшего развития своего завершения классическая школа достигла к концу промышленного переворота а Англии (начало 19в.) в трудах Давида Риккардо.
Классическая политэкономия, в отличии от меркантилистов, ориентировались, прежде всего, на развитие производства. Экономия представляла интересы той части предпринимателей, которая вкладывала свои капиталы в мануфактуры. Классики политэкономии создали учение о “естественных” законах экономики. Эти законы они отождествляли с законами природы.
Английские и французские ученые исследовали производство положив начало экономическому анализу. Классики политэкономии впервые применили абстрактный метод исследований. Все это имело большое значение для решения методологических проблем политэкономии, в чем одна из научных заслуг классической школы.
Классическая школа разработала трудовую теорию стоимости, хотя в ней выявилось два варианта. Согласно первому стоимость и цена товара определяются затраченным на него общественным трудом. Согласно второму стоимость и цена товара определяются издержками производства. Большое внимание уделено рыночной цене, влиянию на нее спроса и предложения, воздействию свободной конкуренции на спрос, предложение и цены. Иными словами, классическая школа разработала концепцию рыночного механизма.
Теория доходов базируется на классовом подходе. Общественный продукт распределяется между тремя классами: рабочими, капиталистами и землевладельцами. Соответственно проанализированы такие категории, как заработная плата, прибыль и рента, а также взаимосвязи между ними. Устанавливается эластичность соотношения цен и заработной платы.
Важное значение имеет теория капитала, который рассматривается как накопленный запас, «от которого ожидают получить доход».[2,c.36] Рассмотрены части капитала и процесс его накопления. Накопление капитала само по себе становится причиной роста производительности труда, а значит, и общественного богатства.
В период классической школы сформировалась концепция денежного обращения (простая количественная теория денег). Составные части концепции: 1) устойчивое денежное обращение – важное условие роста экономики; 2) такая устойчивость возможна лишь при денежной системе, основанной на золоте; 3) золото в обращении может быть заменено бумажными деньгами, разманенными по твердому паритету на золото.
Основателем классической буржуазной политэкономии в Англии был Уильям Пети (1623-1687). Родился он в семье ремесленника и трудовую деятельность начал корабельным юнгой, затем работал моряком. В дальнейшем У.Петти – врач и политический деятель Англии.
Петти был выдающимся ученым, которого Маркс называл “отцом английской политической экономии”. Он написал ряд произведений: “Трактат о налогах и сборах” (1662), “Слово мудрых” (1664), “Политическая анатомия Ирландии”, (1672), “Политическая арифметика” (1676), “Кое-что о деньгах” (1682).
В вопросах экономической политики У.Петти во многом еще стоял на позициях меркантилизма, постепенно преодолевая его догмы. Так, например, золото и серебро он считал преимущественной формой богатства, а заботу о пополнении денег одной из важных забот государства. По его мнению, драгоценные металлы нужны “для всех времен, для всех мест”.[11,c.95]. Он поддерживал идею торгового баланса, считал, что промышленность доставляет больше барыша, чем сельское хозяйство, а торговля – больше, нежели промышленность. Укреплялось его убеждение в том, что основная часть населения должна заниматься производством, а не торговлей. В процессе эволюции своих взглядов У.Петти преодолел влияние меркантилизма.
У.Петти полагал, что для увеличения богатства страны вместо наказания тюремным заключением необходимо ввести денежные штрафы, а «несостоятельных воров» отдавать «в рабство», заставлять трудиться. Это, в противовес меркантилистам, означало, что богатство создается, прежде всего, трудом и его результатами, т.е. отрицалась «особая» роль денег в хозяйственной жизни. Поэтому, уточнял У.Петти, если какое-либо государство прибегает к порче монет, то это характеризует его упадок, бесчестное положение государя, измену общественному доверию к деньгам.
В развитие данной
мысли У.Петти обращает внимание
на бессмысленность и
Петти выявил внутренние зависимости, сущность изучаемых экономических явлений. Это проявилось прежде всего в учениях о стоимости. Трудовая теория стоимости, которая берет свое начало от У.Петти, явилась важнейшим отправным пунктом, от которого началось исследование внутренних зависимостей производства.
Петти различал рыночные цены, меняющиеся в зависимости от соотношения спроса и предложения. Такую цену он называл политической ценой. Вместе с тем Петти приходит к выводу, что основу цены составляет “естественная цена” или стоимость. Он определял ее затраченным на производство товара трудом. Такая цена, по его мнению, выражается определенным количеством серебра.
Деньги (золото, серебро) Петти считал товаром. Он осуждал политику порчи денег, так как это ни в коем случае не увеличивает богатство страны. Он считает, что количество денег, большее или меньшее необходимого, в равной мере вредно для страны. Петти ставит вопрос о необходимом количестве денег для обращения, выделяя факторы, влияющие на него. «Количество денег, необходимое для торговли, – писал Петти, – должно определяться частотой меновых сделок и размером платежей, совершаемых по закону или обычаю иным образом».
У. Петти рассматривал стоимость, только в денежной форме. Он не исследовал меновое отношение двух товаров, не видел, что в нем заключено начало денежной системы, беря ее в таком виде, как она проявляется в процессе обмена. Высказав исходную идею трудовой стоимости, Петти не сумел развить ее в учение и последовательно проводить исследования. Не понимая двойственного характера труда при товарном производстве, он смешивал стоимостную и натуральную формы богатства, не мог согласовать такие его источники как труд и земля. “Труд есть отец и активный принцип богатства, а земля его мать”, - говорил Петти. Это верно по отношению к потребительской стоимости, производство которой требует сочетания конкретного труда и вещества природы. Распространив данное положение на стоимость, Петти попал в глубокое противоречие и вынужден был отойти от первоначального определения стоимости.
Опираясь на трудовую теорию стоимости, Петти рассматривал другие экономические категории, высказав ряд весьма ценных для политической экономии положений. Это проявилось, прежде всего, в определении ренты как разницы между стоимость товара и заработной платой. Рента представляла излишек стоимости над издержками производства, сводившимися в основном к стоимости рабочей силы. Рента у Петти – единственная форма прибавочной стоимости. Вместе с тем он не видел разницу между стоимостью товара и вновь созданной стоимостью. Отсюда прибавочная стоимость (рента) представлялась не в качестве разницы между вновь созданной стоимостью рабочей силы, а как разница между стоимостью и стоимостью рабочей силы. Научная заслуга Петти в том, что он высказал догадку о природе прибавочного продукта, указал, что “рента как выражение совокупной сельскохозяйственной стоимости выводится не из земли, а из труда, и определяется, как созданный трудом избыток над тем, что необходимо для поддержания жизни работника”.
Информация о работе Формирование классической политической экономии в Англии и Франции